>Народные массы послали куда подальше// от государственных учрежденийзаконопроектВчера Госдума приняла в первом чтении проект закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», внесенный правительством в прошлом году. Этот документ может существенно осложнить жизнь любой группе граждан, собравшейся провести «публичное мероприятие». Несмотря на попытки фракций КПРФ, ЛДПР и «Родина» помешать принятию «антиоппозиционного» проекта, «Единая Россия» не дрогнула и одобрила законопроект большинством голосов.На заседание некоторым депутатам пришлось продираться сквозь митингующих у входа в Госдуму представителей партии «Яблоко» (см. материал на этой же странице). Поэтому вопрос о порядке проведения публичных мероприятий парламентарии приняли близко к сердцу. А самые большие любители массовых акций – КПРФ и ЛДПР – успели еще до заседания обвинить правительство в желании уничтожить оппозицию.Вчера КПРФ, ЛДПР и примкнувшая к ним «Родина» только и ждали, когда представлявший проект замминистра юстиции Евгений Сидоренко закончит свое выступление. Господин Сидоренко между тем совсем не торопился. Он напомнил, что до сих пор все вопросы по организации публичных мероприятий регулируются нормативными актами конца 80-х – начала 90-х годов (см. справку). Вкратце затронув суть законопроекта, докладчик заранее попытался предотвратить претензии со стороны ждущих своего часа думских оппозиционеров:– Задавались вопросы, почему мы установили возрастной ценз для организаторов публичных мероприятий не младше 16 лет, в то время как участниками этих мероприятий могут быть члены молодежных объединений не младше 14 лет. Это обусловлено тем, что организаторы несут ответственность за свои действия, и 16 лет – это возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.То есть господин Сидоренко прямо хотел сказать, что 14 лет – это мало с точки зрения наказания за организацию «неправильного» митинга или пикета. А 16 лет – в самый раз.Единороссы тем временем расхваливали инициативу правительства. Член фракции Сергей Попов упирал на то, что с принятием закона получать предварительное разрешение на проведение массовых акций не потребуется. И что одного уведомления соответствующих органов будет достаточно, чтобы разом решить все проблемы. Ситуацию, когда ты уведомишь, а тебе все равно запретят, господин Попов даже не рассматривал. И, как выяснилось, поступил правильно. За него это тут же сделал Сергей Решульский (КПРФ):– Почему в законопроекте содержится норма, по которой орган исполнительной власти имеет право не принимать уведомление о публичном мероприятии? И почему в проекте территория для проведения массовых акций определена таким образом, что теперь ни один пикет не пройдет возле зданий глав администраций того или другого региона? Для чего тогда вообще все эти публичные мероприятия?Евгений Сидоренко в ответ заявил, что и сам запутался в норме о праве органов власти не принимать уведомление, поэтому «не хотел бы сейчас занимать время» и предложил «основательно поработать над этой нормой во втором чтении». На второй вопрос докладчик ответил столь же уверенно, заявив, что считает проведение митингов и пикетов вблизи зданий, где расположены органы госвласти, опасными прецедентами. «Здесь речь идет о возможности нарушения работы органов госвласти»,– объяснил свою позицию господин Сидоренко.Тут встрепенулся Альберт Макашов (КПРФ):– В 1905 году царь издал манифест, где разрешалось все, что сегодня предлагается запретить. Вопрос: прошло сто лет, царя нет. Есть ли царь в голове у тех, кто это все предлагает? Ведь загоняют в подполье! Будут пикеты и будет обсуждение в хлебных очередях… Везде!Такого господин Сидоренко уже не выдержал и заявил, что, как официальный представитель правительства, готов на заседаниях профильных комитетов «сократить список этих организаций» ко второму чтению. Тут пришло время независимого депутата Виктора Похмелкина, вовремя смекнувшего, что докладчик постепенно идет на попятную.– Уважаемый Евгений Николаевич, у нас десять лет перед Думой пикетировали, митинговали, и никому это не мешало работать. Наоборот, помогало всячески, как-то создавало определенный фон, общественное мнение. Откуда же взялся этот бюрократический подход с целью якобы не помешать органу власти? А как же тогда связь общество–государство?Докладчик был, видимо, уже и сам не рад, что правительство написало такое в законопроекте. И повторил, что готов детально обсудить этот пункт еще до второго чтения. Но тут на господина Сидоренко надвинулась новая беда. Депутат Виктор Тюлькин (КПРФ) обнаружил в законопроекте норму об ограничении использования на митингах звукоусиления – электрического и устройства типа «рупор». Докладчик сначала несколько опешил, однако потом все же взял себя в руки и вспомнил, что ничего такого в законопроекте нет.В ходе выступлений от фракций оппозиционеры сошлись, как и ожидалось, в едином мнении: «Единая Россия» использует административное давление для борьбы со своими оппонентами.– Если переводить на понятный русский язык,– смело подытожил депутат Тюлькин,– этот закон – издевательство над правами и свободами, прописанными в нашей Конституции. И лишнее доказательство того, что то, что записано в нашей Конституции,– это пустой звук.»Единая Россия» такого перевода не испугалась и не задумываясь приняла проект в первом чтении 294 голосами.Уведомление вплоть до прекращенияСогласно ст. 31 Конституции РФ, «граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». В 1995 году Госдума и Совет федерации приняли федеральный закон, устанавливающий порядок реализации этого права, однако президент Борис Ельцин наложил на него вето. Поэтому вплоть до настоящего времени проведение в России митингов и шествий регулируется указом президиума Верховного совета СССР от 28 июля 1988 года, который действует «до принятия соответствующего закона» в части, не противоречащей Конституции. В то же время во многих субъектах федерации изданы собственные правовые акты по этому вопросу. Например, в Москве действует временное положение «О порядке уведомления исполнительных органов власти города Москвы о проведении митингов…», которое было утверждено указом президента РФ в мае 1993 года.Новый законопроект призван установить на всей территории страны единые правила проведения публичных мероприятий. На первый взгляд в нем сохранено одно из главных завоеваний демократии – уведомительный принцип организации подобных акций. Для проведения митинга достаточно за 10-15 дней до этого письменно уведомить о своем намерении орган госвласти или местного самоуправления. Но на деле эта уведомительность весьма условна: запретить провести мероприятие власти действительно не вправе, зато могут просто не принять уведомление. Это может произойти в трех случаях: если «цели мероприятия и формы его проведения противоречат положениям Конституции, общепринятым нормам общественной морали и нравственности»; если уведомление не соответствует требованиям закона (например, акция запланирована в запретном месте – см. справку); если организаторы данного мероприятия ранее неоднократно нарушали правила проведения подобных акций.Кроме того, орган власти, принявший уведомление, вправе предложить организаторам изменить место или время проведения акции, а также принять решение о приостановлении или прекращении уже начавшегося мероприятия. Последняя мера применяется в случае нарушения правопорядка участниками акции либо при «создании реальной угрозы жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц».Где откажут в проведении митинговИз проекта федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»К местам, запрещенным для проведения публичного мероприятия, относятся:а) территории, здания и сооружения, не обеспечивающие безопасности граждан при проведении публичного мероприятия;б) территории, непосредственно прилегающие к опасным и вредным производствам и объектам, требующим поддержания повышенного уровня технологической и экологической безопасности;в) путепроводы, транспортные магистрали, полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;г) территории, непосредственно прилегающие к больницам, поликлиникам, детским дошкольным учреждениям, а также школам и другим общеобразовательным учреждениям (во время проведения в них занятий);д) территории, непосредственно прилегающие к культурно-зрелищным и спортивным объектам (во время проведения в них представлений и соревнований);е) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, территории вероисповедальных и общественных кладбищ, места паломничеств (за исключением случаев проведения культовых публичных мероприятий);ж) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям президента РФ, зданиям, занимаемым федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, представительствами иностранных государств и международных организаций, пользующихся международной защитой;з) пограничная зона, если отсутствует разрешение войск или органов Пограничной службы РФ.3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры местного или федерального (общероссийского) значения, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей таких объектов.4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется президентом РФ.СЮЗАННА Ъ-ФАРИЗОВА