5 июня в Минобрнауки России под председательством заместителя министра Татьяны Синюгиной и с участием министра просвещения Российской Федерации Ольги Васильевой состоялось селекторное совещание с региональными координаторами апробации единой модели аттестации педагогических работников.
С докладом о механизмах защиты социально-трудовых прав и учёте профессиональных интересов добровольных экспертов всероссийской «деловой игры» выступила заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова.
В обращении к уполномоченным представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и образовательных организаций высшего образования Татьяной Куприяновой были затронуты следующие вопросы:
целеполагание и предпосылки разработки единой модели аттестации педагогических работников;
причины и основания для участия Профсоюза в координации её апробации;
объект апробации и правовые условия её проведения;
роль и полномочия региональных координаторов со стороны Профсоюза, а также его первичных организаций в апробации;
меры поощрения учителей — участников апробации.
Как пояснила Татьяна Викторовна, «Профсоюз выступает за реальное обеспечение единого образовательного пространства через модернизацию аттестации педработников, устранение избыточной отчётности при её проведении, переход от формализма аттестационных процедур к стимулированию профессионального роста работников через аттестацию, применение унифицированных механизмов и оценочных материалов на всей территории России».
По её словам, «апробация не является собственно аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Иными словами, это, по сути, не более чем масштабная деловая игра, поскольку эксперимент в регулировании трудовых отношений действующим законодательством не предусмотрен».
Кроме того, Татьяна Викторовна подчеркнула, что «объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы. Учитель, изъявивший желание принять участие в апробации, фактически выступает в качестве эксперта».
С текстом выступления Татьяны Куприяновой можно ознакомиться здесь.
Справочно:
В июне 2018 года добровольное участие в апробации единой модели аттестации педагогических работников примут учителя русского языка и математики, представляющие все восемь федеральных округов Российской Федерации, а именно: республики Адыгея, Саха (Якутия), Татарстан, Кабардино-Балкария и Чечня, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Волгоградскую, Калининградскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Рязанскую, Свердловскую, Томскую, Ульяновскую и Ярославскую области.
Как следует из информации оператора апробации – Московского государственного психолого-педагогического университета, по состоянию на 5 июня на электронном портале, посвящённом общественно-профессиональной экспертизе единой модели аттестации, зарегистрировались 598 учителей, работающих на территории 19 субъектов Российской Федерации — участников апробации. Таким образом, непосредственное участие в ближайшем этапе апробации примут в среднем около 30 учителей в каждом из соответствующих регионов.
В целях профилактики принуждения учителей к участию в апробации единой модели аттестации, осуществления независимого общественного наблюдения за ходом её проведения и обобщения экспертных замечаний и предложений Исполком Общероссийского Профсоюза образования определил региональных координаторов со стороны Профсоюза во всех 19 субъектах Российской Федерации — участниках апробации.
Федеральным координатором апробации со стороны Общероссийского Профсоюза образования утверждена заместитель председателя Профсоюза Татьяна Куприянова.
Подведение промежуточных итогов апробации планируется на тематической всероссийской конференции (с участием всех заинтересованных сторон и субъектов Российской Федерации) в ноябре 2018 года. По итогам обсуждения и коррекции единой модели аттестации к её апробации будут привлечены учителя других учебных предметов, а в перспективе — и иные категории педагогических работников.