Пермяков Алексей Александрович, прокурор Усть-Калманского района: Права гражданина необходимо защищать
В 1991 году в Российской Федерации начались радикальные социально-экономические и правовые реформы, в ходе которых разрушались экономические, политические и идеологические основы прежнего строя и создавались определенные предпосылки для построения правового демократического государства. Однако в ходе проведения этих реформ государство не сумело обеспечить эффективное экономическое развитие страны. Уровень жизни большей части населения значительно снизился. Многие люди оказались за чертой бедности. В связи с резким осложнением исполнения государственного бюджета система образования, как и другие бюджетные ведомства, стала финансироваться по остаточному принципу, что резко сказалось на жизненном уровне педагогических работников. В сельской местности, а в частности в Усть-Калманском районе Алтайского края, заработная плата и другие выплаты не выплачивалась работникам образования, здравоохранения, культуры и другим бюджетникам по несколько месяцев. Так как район является сельскохозяйственным, то основными плательщиками налогов были предприятия агропромышленного комплекса, которые в связи с отсутствием наличных денежных средств фактически перестали платить налоги в бюджет. В этот период в районе появилась новая система оплаты труда в виде натуральной оплаты. При этом сельхозпредприятия выплачивали заработную плату и другие выплаты педагогам зерном, мукой и другими видами сельзохпродукции, а органы местного самоуправления на стоимость этой продукции уменьшали предприятиям задолженность по налогам, то есть проводились взаимозачеты по налогам.
Впервые в истории Российского государства в принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина провозглашены обязанностью государства, но на первоначальном этапе это носило лишь декларативный характер. Так, органы местного самоуправления не соблюдали права граждан на оплату их труда в связи с проблемами финансирования. Защитой прав граждан также никто не занимался, так как отсутствовало надежное правовое обеспечение, и в Российской Федерации действовало законодательство уже не существующего государства (РСФСР).
Однако самый серьезный удар по централизованной системе образования района был нанесен приказом отдела администрации района по образованию от 06.01.1994 года о передаче всех школ и детских садов района на финансирование в администрации сел с 01.01.1994 года. При этом источники финансирования школ и детских садов в сельские администрации переданы не были. С этого периода педагоги постепенно стали забывать о таких своих социальных гарантиях, как получение ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, предоставление бесплатного освещения и даже отопления, предусмотренных Федеральными законами. Должностные лица органов местного самоуправления сел и района в целях реабилитации своей бездеятельности усиленно внушали педагогам мысль о том, что во всем виноваты краевые и федеральные органы власти, в связи с чем учителя практически потеряли веру в органы власти и перестали куда-либо обращаться за защитой своих нарушенных прав, а должностные лица забыли о признании и соблюдении конституционных прав работников.
К сожалению, и районная прокуратура не защищала законные права педагогов, несмотря на то, что 17.11.1995 года был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в котором есть самостоятельная глава «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Следовательно, приоритетным направлением прокурорской деятельности могла стать защита прав и свобод человека и гражданина.
( Примечание — автор данной статьи был назначен прокурором района в октябре 1999 года).
В начале 2001 года вопрос о защите прав педагогов стал предметом обсуждения на встрече прокурора района с руководством Алтайского краевого комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ.
После этого прокуратурой района были затребованы данные о задолженности по денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию педагогам района у комитета администрации района по образованию, который этих данных не предоставил, так как не интересовался этой проблемой и не владел ситуацией. Также прокуратурой района были направлены письма-запросы на имя директоров школ и заведующих детских садов о необходимости предоставления в прокуратуру района данных о количестве работающих педагогов и сумме задолженности по выплате денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию. Полученная от руководителей учреждений образования информация показала, что задолженность существует с 1995-1996 годов и даже с 1994 года. В денежном выражении задолженность была от 3.000 до 5.000 рублей, что составляло полугодовую и более заработную плату. Одновременно с этим в прокуратуру района стали обращаться педагогические работники по вопросам невыплаты им с 1994 года ежемесячной компенсации за книгоиздательскую продукцию. Им был разъяснен порядок обращения в суд: лично или через прокуратуру района. Поверив в существование закона, работники стали целыми коллективами обращаться в прокуратуру, с марта по ноябрь 2001 года поступило 430 письменных заявлений о взыскании задолженности по компенсации за методическую литературу в судебном порядке. Все заявления были обработаны и направлены в суд с требованием взыскания задолженности с комитета администрации района по финансам и с сельских администраций.
Основаниями для подачи исковых заявлений от имени прокурора являлись плохое транспортное сообщение с селами и поселками (в некоторые из них автобус из райцентра ходит 1-3 раза в неделю), отсутствие оргтехники, юридической службы, массовый характер невыплаты компенсации. И конечно нельзя было пренебрегать доверием педагогов органам прокуратуры.
Судом было удовлетворено в полном объеме 417 исковых заявлений. По 13 производство было прекращено в связи с отказом в суде истцов от исковых требований после определенных угроз, шантажа и лжи со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и комитета по образованию. Педагогам во всеуслышание говорили, что в случае удовлетворения исковых заявлений в суде задолженность будет погашаться за счет заработной платы, которую они в данное время уже получали практически без задержек, не будут своевременно производиться выплаты за отпуск и так далее. По этой же причине коллективы двух школ района, несмотря на наличие многолетней задолженности, вообще не стали обращаться с заявлениями ни в прокуратуру, ни в суд.
В то же время суд не согласился с позицией прокуратуры о взыскании задолженности компенсации за книгоиздательскую литературу с комитета по финансам района и администрации района, а взыскал указанную задолженность с администраций сел, которые по закону «Об образовании» и в соответствии с Уставами учреждений образования района являются их учредителями. Алтайский краевой суд при кассационном обжаловании решений районного суда не принял во внимание доводы прокуратуры о том, что у сельских администраций отсутствуют финансовые средства на выплату компенсаций за книгоиздательскую продукцию и все налоги согласно существующих межбюджетных отношений поступают в районный бюджет, и оставил решения районного суда в силе.
Следующим этапом деятельности прокуратуры по реальному взысканию задолженности и исполнению решений суда стало предъявление исполнительных листов в районное подразделение судебных приставов. Судебные приставы, игнорируя требования Федеральных законов РФ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», стали всячески затягивать реальное исполнение судебных решений, мотивируя свою бездеятельность отсутствием финансовых средств у ответчиков – сельских администраций. В связи с этим прокуратурой района на имя главного судебного пристава Алтайского края было направлено представление с требованием принять реальные меры к исполнению судебных решений. При помощи краевой службы судебных приставов в апреле 2002 года был наложен арест на имущество администрации района, так как по решениям суда в отношении 90 педагогов ответчиком была признана районная администрация. Арест был наложен на легковой автотранспорт главы района и его заместителей, а также на оргтехнику. По сельским администрациям прокуратуре района был дан ответ об отсутствии у последних имущества, подлежащего аресту. Лишь после этих мер администрация района начала небольшими частями исполнять судебные решения, затеяв длительную тяжбу с судебными приставами: то обжалуя действия судебных приставов, то требуя у суда отсрочки или рассрочки исполнения решений суда. Педагогические работники подвергались всевозможному давлению со стороны должностных лиц комитетов по образованию и финансам района, администраций района и сел. В результате только в мае 2002 года в прокуратуру района поступило три письменных заявления от коллективов Новокалманской, Кабановской и Бурановской школ (44 педагога). Такое принудительное исполнение судебных решений продолжалось весь 2002 и 2003 годы. Активизировалась работа судебных приставов района после очередного направления представлений в краевую службу судебных приставов, и небольшая часть задолженности была погашена.
В декабре 2002 года по искам прокурора с администрации села Михайловка судом была взыскана задолженность в пользу 6 работающих пенсионеров Михайловской средней школы, стаж работы которых в школе составлял по 30 и более лет. После вступления судебных решений в силу и предъявления исполнительных листов в подразделение судебных приставов глава администрации с.Михайловка в помещении администрации села учинил учителям-пенсионерам, у которых в свое время учились более половины жителей села, в том числе и глава сельской администрации, настоящее «судилище», пригласив на него депутатов сельского Совета, родительский комитет и другие общественные организации села. Глава администрации склонил учителей к заключению соглашения, по которому учителя отзывают свои исполнительные листы, а он обязуется погасить им задолженность до 01.08.2003 года. С его стороны это был очередной обман, так как после 01.08.2003 года ответ педагогам-пенсионерам оказался один – денег нет. В августе 2003 года исполнительные листы указанных пенсионеров прокуратурой вновь были направлены судебным приставам и в сентябре на служебный автомобиль марки «УАЗ» главы администрации села был наложен арест, автомобиль был реализован, а полученные за автомобиль денежные средства выданы педагогам – пенсионерам. В 2003 году был наложен арест и на служебные автомобили администрации района, глав с.Новобураново и с.Чарышское, которые затем были реализованы, а денежные средства выданы педагогическим работникам.
К сожалению, принятый и вступивший в силу с 01.02.2003 года новый Гражданско-процессуальный кодекс РФ позволяет прокурору обращаться в суд в интересах граждан только в случае их невозможности самим обратиться в суд по возрасту или состоянию здоровью, поэтому в 2002 и 2003 годах прокуратурой направлено в суд 22 иска в интересах пенсионеров педагогов и медиков о взыскании задолженности по коммунальным услугам. В декабре 2003 года администрацией района впервые за 10 лет педагогическим работникам района выплачены денежные средства по коммунальным услугам за освещение и твердое топливо (уголь) по нормам, установленным краевым законодательством.
Прокуратурой района с начала 2003 года ежемесячно истребуются из администраций района и сел, руководителей организаций сведения о выплате заработной платы работникам бюджетной сферы района, в том числе и педагогическим работникам, контролируются и другие виды социальных выплат.
Как прокурор района я надеюсь, что работая вместе с другими правозащитными органами, и прежде всего с профсоюзами, районная прокуратура внесет свой вклад в улучшение благосостояния работников образования.
|