Главная / Регионы / Зарплата учителя — пособие дял выживания или стимул к работе? А. С. Тупикин, председатель комитета по образованию администрации Троицкого района/»Алтайские диалоги», июнь 2004 г..

Зарплата учителя — пособие дял выживания или стимул к работе? А. С. Тупикин, председатель комитета по образованию администрации Троицкого района/»Алтайские диалоги», июнь 2004 г..

Зарплата учителя – пособие для выживания или стимул к работе?

Какой же должна быть заработная плата педагога? Прежде всего, вероятно, она должна компенсировать затраты. Трудно определить физические и моральные затраты, говоря об оценке труда педагогических работников. Можно, наверно, судить по тому, как ученики поступили в высшие учебные заведения, сколько времени провел учитель за проверкой тетрадей, подготовкой к уроку. Хотя точно известно, что это не тот показатель, по которому судят о работе учителя. Но уж наверняка можно сказать, что оплата труда должна позволять не гнаться за количеством часов, а давать возможность работать творчески и плодотворно.

Современная система заработной платы имеет ряд преимуществ. Прежде всего, можно отметить, что она позволяет не ждать большого педагогического стажа, а увеличить размер оплаты труда, показав высокое качество своей работы, то есть пройдя аттестацию. Можно точно сказать, что не всегда педагоги с большим стажем работают лучше молодых учителей. Но в то же время, надо отметить, что единая тарифная сетка – механизм оценки труда, который не стимулирует ежедневный труд. Аттестовался на высшую категорию — и можно на 5 лет успокоиться, не надо искать новых методов, творческих подходов.

Заработная плата как сумма, выплачиваемая за трудовые услуги, должна прежде всего стимулировать, заинтересовывать работать продуктивно, творчески, а ставка заработной платы не меняется от качества работы. Работник должен думать не сколько он будет получать, а сколько он сможет заработать.

Можно ли стимулировать работу педагога, если ставку заработной платы работодатель изменить не может? Можно. И можно это делать ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Надтарифный фонд в системе оплаты труда – это не только оплата за работу, не входящую в круг основной, но и стимул выполнять работу качественно.

Доплаты и надбавки, осуществляемые из надтарифного фонда, необходимы для оплаты работы педагогов за проверку тетрадей, классное руководство и выполнение других, необходимых школе функций.

Чтобы доплаты и надбавки имели стимулирующий характер, должно соблюдаться два правила. Во-первых, нельзя их делать для всех фиксированными, нужно, чтобы они были «плавающими». Выполняешь работу качественно – получаешь надбавку полностью, что-то не сделал или недоделал, набавка или доплата будет уменьшена. Во-вторых, механизм формирования доплат и надбавок должен быть открыт и понятен всем. Каждый работник должен знать, за выполнение каких работ он будет получать те или иные доплаты и что необходимо делать, чтобы получать полную надбавку. Для этого необходимы положения, где четко должно быть оговорено, за какую работу и сколько можно получать. Возможно, это будет положение о конкретных работах, например «Положение о классном руководстве», «Положение о кабинете».

Можно сказать, что максимальное использование надтарифного фонда, то есть введение доплат за выполнение различных видов дополнительной работы, – способ стимулировать труд педагогов.

Другой способ стимулирования- выплата премий или, говоря другими словами, полное использование фонда оплаты труда. Практически каждое образовательное учреждение имеет фонд экономии заработной платы. Но и в этом случае должен быть использован принцип открытости и понятности формирования премии. Хорошо поработал – получил дополнительные выплаты.

Конечно, одними надбавками, доплатами и разовыми премиями достойной оплаты труда не получишь, заработная плата прежде всего будет зависеть от размера ставки и количества проводимых часов.

Систему оплаты можно и нужно реформировать. Говоря о реформировании системы оплаты труда работников образования можно выделить несколько моментов.

Размер заработной платы учителя должен обеспечивать ему достойное положение в обществе, а не вынуждать брать как можно больше часов или искать дополнительный заработок. Можно с большой вероятностью говорить, что качество образования напрямую зависит от оплаты труда педагога.

Нельзя допустить, чтобы труд работника в одной стране оценивался только возможностями данного региона. Минимум оплаты должен быть обязателен и одинаков во всей стране.

Что даст введение доплаты за стаж? Закрепление кадров в образовательном учреждении или неудовлетворенность долгим ожиданием повышения зарплаты молодых учителей? Сколько надо проработать, чтобы получать приличную заработную плату за счет стажевых?

Необходимость внедрения отраслевой системы оплаты труда назрела, но хочется, чтобы зарплата обеспечивала достойный уровень жизни, а не была показателем возможности государства, а уж тем более региона.

Тупикин Александр Станиславович, председатель комитета администрации Троицкого района по образованию