Главная / Регионы / Нищенская зарплата учителя – дефицит педагогических кадров. Н.П. Жижкова, заместитель главы администрации Рубцовского района, председатель комитета по образованию, заслуженный учитель РФ/”Алтайские диалоги”, июнь 2004 г..

Нищенская зарплата учителя – дефицит педагогических кадров. Н.П. Жижкова, заместитель главы администрации Рубцовского района, председатель комитета по образованию, заслуженный учитель РФ/”Алтайские диалоги”, июнь 2004 г..

Нищенская зарплата учителя – дефицит педагогических кадров

Когда меня спрашивают: «Какая сегодня самая актуальная проблема в системе образования?» – то я, не задумываясь, отвечаю, что эта проблема кадров. Сельские школы как никогда остро испытывают дефицит в высококвалифицированных специалистах. Модернизация образования может забуксовать, как было с предыдущими реформами.

Возьмем наш Рубцовский район. На первый взгляд, благополучная ситуация: все школы ежегодно укомплектованы кадрами, 73,3 % педагогов имеют высшее образование, ежегодно четвертая часть учителей проходит повышение квалификации при АКИПКРО и др. Но если смотреть глубже, то картина нерадостная. Педагогический корпус стареет. Уже сегодня 47 % учителей – это специалисты пенсионного и предпенсионного возраста. За последние два года в школы пришло только 14 молодых специалистов. Даже обучающиеся по целевым направлениям делают всё, чтобы устроиться работать в городе, и чаще всего работают не по специальности, полученной при обучении. Думаю, всем понятно, что основная причина – неоправданно низкий уровень оплаты труда. В районе средняя зарплата за 2004 год в образовании составила 2407 рублей. Рост по сравнению с 2002 годом составил 12 %. Конечно, такое повышение не улучшило реальный уровень жизни учителей, так как инфляция «съела» добавку.

На уровне района мы всегда социальные проблемы педагогов стремимся решать в первую очередь. Несколько лет назад было подписано соглашение между администрацией района, комитетом по образованию и районным советом профсоюза. Нужно отметить, что взятые обязательства стремятся выполнить все стороны. Никогда не стоял вопрос о сокращении доплат учителям или отдельных ставок. Наоборот, увеличили часы в системе дополнительного образования, ввели ставки социальных педагогов, психологов, поэтому при сокращении нагрузки, вызванной демографической ситуацией, учителя не потеряли зарплату. Уже несколько лет мы регулярно выплачиваем компенсацию на книгоиздательскую продукцию, погашены долги прошлых лет. Сельские администрации своевременно осуществляют подвоз топлива к домам учителей. Именно педагогам в первую очередь предоставляются льготные ссуды на улучшение жилищных условий. В 2003 году их было 8. Введены доплаты молодым специалистам за первые три года работы.

Директорам школ, уборщицам, работникам школьных столовых также установлены доплаты.

При определении группы оплаты труда руководителей школ мы вводим дополнительные объемные показатели. В итоге увеличивается группа оплаты труда. Зафиксированы в соглашении дополнительные льготы – оказание материальной помощи при уходе на пенсию, материальное поощрение за работу и т.п.

Но материальное положение, особенно молодых специалистов, тяжелое. Чтобы обеспечить семью, большинство содержат подсобное хозяйство. Казалось бы, что в этом плохого? Но высокая психологическая нагрузка в школе накладывается на такую же высокую физическую нагрузку. Налицо вторая проблема: высокая заболеваемость педагогов. Последний год стало возрастать число жалоб на учителей. Анализ показывает, что психика педагогов просто не выдерживает реалий сегодняшней жизни. Взвинченное состояние учителя, душевная усталость сказываются на качестве преподавания и на учениках. Санаторно-курортное лечение сведено до минимума. Рухнула хорошо отлаженная система.

Обе проблемы – оплату труда и оздоровление педагогов можно решать только на правительственном уровне. И подтолкнуть это решение может только одна сила – профсоюз.

Жижкова Надежда Петровна, заместитель главы администрации

Рубцовского района, председатель комитета по образованию, заслуженный учитель РФ

Adblock
detector