Главная / Регионы / О некоторых проблемах внутрисоюзной работы. С.Б. Иванищева/»Алтайские диалоги», сентябрь 2004 г..

О некоторых проблемах внутрисоюзной работы. С.Б. Иванищева/»Алтайские диалоги», сентябрь 2004 г..

О некоторых проблемах внутрисоюзной работы

Внутрисоюзная работа, являясь основой всей деятельности Профсоюза, не самоцель, она выступает как средство для успешной реализации уставных целей и задач, активизирует работу профсоюзных органов. Авторитетный, информированный, самодостаточный профком, совет или комитет способен выполнять задачи по всем направлениям профсоюзной работы.

Совершенствовать внутрисоюзную работу значит прежде всего укреплять организационно-финансовое состояние профсоюзной организации любого уровня.

Выполняя решения Ш Съезда Профсоюза, постановление ХХУ краевой отчетно-выборной конференции 1999 года, крайком профсоюза проводил работу по мотивации профсоюзного членства, материально-техническому обеспечению информационной работы, рациональному использованию средств профсоюзного бюджета.

Есть и успехи, и проблемы, определяемые спецификой нашей краевой организации профсоюза.

Удалось сохранить уровень профсоюзного членства. На 01.01.1999 г. – 78,3 %, 2004 г. – 79,6 %. Сделать это было непросто.

Основное число членов профсоюза – 85,2 % работает в общеобразовательных учреждениях, почти половина – в сельских. 11 сельских районов – маленькие, с числом работающих в нашей отрасли до 400 человек. Как правило, это отдаленные районы, соединенные с краевым центром только автобусным сообщением и отсутствием или почти отсутствием его внутри района. В остальных территориях общение внутри района между профорганизациями также затруднено.

Для примера возьмем два района: расположенный недалеко от краевого центра Заринский и отдаленный Солонешенский.

В Заринском районе 38 школ: 18 средних, 12 основных, 8 начальных. Нет телефонной связи с одной средней, двумя основными и 6 начальными школами. В 14 сел не ходит транспорт, в 5 – проходящие из Барнаула автобусы, в 2 – два-три раза в неделю.

В Солонешенском районе 24 школы: 8 средних, 14 основных, 2 начальные. Школы небольшие: из 8 – 5 средних школ малокомплектные, с числом работающих от 15 до 25 человек. В большинстве основных школ работает от 5 до 10 человек. Телефоны есть в половине школ, с остальными связь через хозяйство и по домашним телефонам. Район предгорный, дороги сложные, автобусы ходят 3 раза в неделю. Почта тоже не в каждом селе, так что даже телеграмму в Правительство не отправить.

Именно в сельских районных организациях происходят изменения: то рост численности, то падение; то выход, то вступление в Профсоюз.

Многое зависит от профлидера. Уход авторитетного, компетентного председателя оборачивается для организации несколькими годами кризиса (Мамонтовская, Локтевская, Волчихинская), когда несколько лет уходит на восстановление ранее достигнутого.

Из 68 председателей районного, городского уровня 11 или 16,2 % работают на штатных должностях. Это самый низкий показатель по Сибирскому федеральному округу. Для сравнения: Красноярская

краевая – 30,6%, Иркутская областная – 37,8 %, Кемеровская – 58,8 %, Новосибирская — 41,3 %, Омская – 51,4 %, Томская – 35 %.

Как видно из таблицы на стр. _____, 14 организаций (12 – сельских и 2 городские) объединяют до 300 членов профсоюза. 30 организаций с членами профсоюза от 300 до 500 человек, что не дает возможности введения штатных должностей председателей.

Но из 15 организаций, объединяющих от 500 до 1000 членов профсоюза, только в двух – Кулундинской и Благовещенской – освобожденные председатели.

Эти организации, при условии максимального увеличения профчленства, приближения его к тысяче человек, — реальный резерв для введения штатных должностей.

Краевая организация нашего Профсоюза самая многочисленная и финансово стабильная в регионе. Достичь этого только усилиями шести специалистов крайкома профсоюза невозможно. Во многом мы обязаны именно председателям районного, городского уровня, большинство из которых совмещают профессиональную работу с общественной.

Задачей аппарата крайкома профсоюза мы считаем оказание им максимально практической помощи. Конечный результат – компетентный, информированный, уверенный в себе председатель районного и городского звена. Больше, чем два раза в год, нет возможности их сбора в крайкоме профсоюза. Много рабочего времени специалисты тратят на общение по телефону, ни один из заданных вопросов не остаётся без ответа, касается он фактического материала или тактики общения с работодателями, главами муниципалитетов. Считаем своим долгом дать оперативный, своевременный, квалифицированный ответ.

С целью создания нормативно-правовой базы для работы мы от 10 до 15 раз в год отправляем почту достаточно большого объема с документами ЦК и крайкома профсоюза, Минобразования.

Специалисты крайкома профсоюза регулярно разрабатывают информационно-методические бюллетени: дважды в отчетный период, до и после принятия Трудового кодекса РФ, подготовлен макет коллективного договора; ежегодно направляется сборник с анализом профчленства и финансового состояния краевой организации профсоюза; сборники по охране труда и правовым вопросам, по доплатам и надбавкам в оплате труда работников общеобразовательных учреждений. Все эти сборники содержат приложения с образцами документов, аналитическими материалами.

Около 40 председателей профорганизаций разного уровня: районных, городских, вузовских, школьных, членов профкомов и профбюро стали участниками проектов крайкома профсоюза, выступая на двух научно-практических конференциях «Становление демократического, правового, социального государства и профсоюзы: практика, проблемы,

перспективы» (2000 г.), «Человек и мир работы» (2001 г.) и в трех номерах журнала «Алтайские диалоги».

Президиум крайкома профсоюза одобрил практику работы Т.А.Огневой, председателя Тальменской районной организации профсоюза, по совершенствованию оплаты труда работников отрасли; С.Ю. Кувшинова, председателя Заринской районной и В.М. Андреевой, председателя Заринской городской организаций профсоюза по организационной и финансовой работе.

Ежегодно специалисты крайкома профсоюза выезжают в 10-15 территорий. Как правило, проводятся семинары с директорами и председателями профорганизаций, встречи с профактивом и коллективами учреждений, личный прием.

В составе бригады крайсовпрофа мы третий год принимаем участие в зональных семинарах профактива, где на отраслевых секциях с председателями первичек рассматривали вопросы единства и солидарности в коллективных действиях, разработки и заключения коллективных договоров, говорили о текущих делах и ситуации в образовании, отвечали на многочисленные вопросы, а с казначеями и бухгалтерами анализировали отчеты и сметы. Более 1500 человек были участниками таких семинаров.

Смысл и цель нашего ежедневного общения с районными и городскими председателями, владение ситуацией в организациях, знание проблем и

трудностей и своевременная помощь – это создание единой команды единомышленников как залога успешной деятельности краевой организации.

За отчетный период в 15 территориальных организациях прошли досрочные выборы председателей. В трех организациях они были проведены в связи со сменой места жительства председателей, ещё в трех – в связи с ухудшением здоровья и достижением пенсионного возраста.

В Алтайской, Завьяловской, Косихинской, Табунской районных организациях часто меняются председатели, низкий охват профчленством. Причиной досрочных выборов была недобросовестная работа бывших председателей. В полной мере стабилизировать ситуацию не удалось, хотя наметились положительные изменения в Алтайской и Завьяловской организациях.

В пяти организациях – Ельцовской, Кытмановской, Новичихинской, Троицкой районных и Рубцовской городской причина состояла в переходе председателей на другую работу: главой сельской администрации, в комитет по социальной защите, заместителем главы администрации района, председателем и заместителем председателя комитета по образованию. Немаловажное значение в их карьерном росте имела профсоюзная деятельность и тот уровень знаний и умений в решении социальных вопросов, взаимодействии с органами власти, который, мы надеемся, они получили в крайкоме профсоюза.

ЦК Профсоюза объединяет территориальные организации во всех регионах страны, краевой комитет профсоюза – во всех городах и районах края, а далее, в районе и городе, первички есть не во всех учреждениях или есть, но малочисленные. В цепочке ЦК Профсоюза – крайком профсоюза – рай(гор)ком, совет – председатель, профком – члены профсоюза – самое сложное звено последнее.

Встречи с председателями первичек, с коллективами, где нет профорганизаций или они малочисленны, показывают, что сколько-нибудь

серьезных и обоснованных претензий, предложений в адрес профсоюзных органов нет.

Часть педагогов не верят в силу профсоюза: как скажет глава района (города), так и будет; захочет Правительство, сделает и без профсоюза, а не захочет – и коллективные действия не помогут. Такое мнение характерно для слабых первичек, где профком и председатель выбираются по принципу «лишь бы не меня», где первичные или районные организации с низким охватом профчленством и не выражают интересы большинства.

У рядовых членов профсоюза медленно формируется необходимость и важность личного участия, сознания того, что успех действий Профсоюза обеспечивается каждым членом организации, который поставил подпись под обращением, останавливал работу, проголосовал за то, чтобы ушла телеграмма в правительство, принимал участие в митинге или пикете.

Благодаря демократизму отношений в Профсоюзе, работники научились предъявлять требования, не до конца понимая, что Профсоюз, опираясь на коллективное мнение и солидарные действия самих членов профсоюза, может более или менее успешно оказывать влияние на принятие решений по социальным проблемам. Проще требовать от профкома, рай(гор)совета, крайкома и ЦК Профсоюза, сложнее предъявлять требование руководителю учреждения образования, главе администрации, и в случае неудачи бросить фразу, что профсоюз ничего не дает.

С точки зрения внутрисоюзной работы слаба нормативно-уставная база первички, являющаяся дисциплинирующей и формирующей основой работы профсоюзного органа любого уровня.

Необходимо знание Устава Профсоюза, который наряду с правами члена профсоюза в п. 12 определяет обязанности, то есть обязательства, которые каждый работник, вступая в Профсоюз, берет на себя: обязан «принимать участие в деятельности Профсоюза», «заботиться об авторитете Профсоюза…»,

«выполнять обязанности, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями», «своевременно уплачивать членские профсоюзные взносы».

Основной нормативно-правовой документ – Положение о первичной профорганизации. Их разработка пока не завершена, тем самым не обеспечено единообразное применение на практике уставных норм, не заявлено о целях и задачах не в целом, как это отражает Устав, а в конкретном образовательном учреждении.

В последние три года мы значительно продвинулись в развитии и совершенствовании системы социального партнерства, но следует признать, что в большей степени обращали внимание на социально-трудовые вопросы и их отражение в коллективном договоре, соглашении. ЦК Профсоюза совершенно справедливо обращает внимание на взаимосвязь колдоговорного процесса и внутрисоюзной работы.

Вопросы внутрисоюзной работы, например, порядок и условия освобождения актива для участия в заседаниях выборных органов, конференций; создание условий для деятельности профкома, безналичное удержание членских профсоюзных взносов, отчисление денежных средств работодателем на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, — все они решаются через коллективный договор, соглашение.

Совершенно правы в Заринской городской организации профсоюза, когда одним из направлений подведения итогов смотра-конкурса первичек считают «наличие и качество нормативно-уставной документации». Именно в одном из коллективных договоров школы г. Заринска заложена норма, определенная статьей 377 Трудового кодекса РФ, об отчислении директором школы средств на культурно-массовую работу. Не считая колдоговоров учреждений высшего и среднего профессионального образования, это единичный пример в крае.

Одной из первостепенных задач совершенствования внутрисоюзной работы на будущее для председателей территориальных организаций считаем улучшение качества нормативно-уставной документации как важного условия формирования деятельного и авторитетного профкома.

Если в первичке все члены профсоюза будут знать Устав и Положение о первичке, если в колдоговоре будут оговорены условия работы профкома, если все другие организационные моменты: регулярные собрания и заседания профкома, информация о деятельности профсоюза – будут осуществляться, это будет хорошая основа для мотивации профсоюзного членства.

Практика личного приема в крайкоме профсоюза, наше общение с педагогическими коллективами свидетельствуют о проблемах во взаимоотношениях профкома, отдельных членов профсоюза с работодателем.

Они не хотят портить отношения с руководителем из-за угрозы увольнения или возникновения проблем при аттестации, распределении нагрузки. И не без основания. В краевой организации имеют место случаи, когда руководители образовательных учреждений, органов по управлению образованием пытаются влиять на работу профсоюзных организаций: проявляют волокиту при разработке и подписании коллективных договоров, не согласовывают с профкомом графики отпусков, распределение учебной нагрузки; становятся инициаторами создания советов трудовых коллективов в противовес профорганизации; вмешиваются в распределение членских профсоюзных взносов, сознательно создавая ситуацию, вынуждающую профорганизации отвлекать средства на проведение августовских совещаний, организацию праздников, соревнований; наконец, просто вынуждают писать заявления о выходе из профсоюза.

Кроме прямого нарушения Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудового кодекса РФ, нежелание руководителя иметь профсоюзную организацию и вступать с ней в цивилизованные, законодательно обоснованные отношения формирует авторитарный стиль руководства и управления, подрывает его собственный престиж, создает неблагоприятную обстановку в коллективе и возможность возникновения нездоровой оппозиции.

Отношения крайкома профсоюза и комитета администрации края по образованию должны стать примером для территорий: примером взаимоотношения, взаимоуважения в решении социально-трудовых вопросов в рамках социального партнерства.

Совершенствуя внутриуставную работу, мы укрепляем краевую организацию профсоюза. Вопросы, поднятые в данной статье, лишь частично затрагивают всё её многообразие.

P.S.Пишу статью долго и мучительно. Не нравится. Переписываю. Пишу о том, чем занимаюсь последние двадцать лет. Грустно оттого, что учитель должен, должен, должен делать то, чего на самом деле делать не нужно.

Он не должен подрабатывать, распространяя косметику, не должен держать большое хозяйство в селе, он не должен, дожив до пенсионного возраста, работать на полную ставку и даже больше, под недовольными взглядами коллег, которым не хватает нагрузки, не должен работать с руководителем, не терпящим возражений, не желающим взаимодействовать с коллективом на основе закона и с профсоюзной организацией, выражающей мнение и представляющей интересы работников учреждения, которым он руководит. Наконец, он не должен бороться за заработную плату, на которую невозможно прожить.

Но он должен работать добросовестно, квалифицированно с достойной оплатой труда. Учитель, большинство из которых женщины, должен войти в класс хорошо одетым, чтобы не было унизительно и стыдно за себя, и так красиво и эмоционально проводить урок литературы, так виртуозно решать задачи и доказывать теоремы, так увлекательно показывать химические реакции и опыты по физике, чтобы ученики, полюбив учителя, полюбили предмет, знания.

Порой, так не хочется звать учителей на митинг, пикет, переговоры с администрацией, разбираться в конфликтных ситуациях между руководителем и учителем, вызванных не профессиональными, а личностными отношениями: неприязнью, неуважением, несправедливыми упреками, унижением. Но это будет уже другая жизнь, другой профсоюз, другие люди.

Сегодня же все это делать необходимо!

С. Б. Иванищева, заместитель председателя Алтайской краевой организации Профсоюза