Педагогическое сообщество ждет очередная инновация, связанная с новым порядком аттестации педагогических и руководящих работников. Проект Положения был опубликован в «Учительской газете» 13 ноября 2008 года.
Марийская Республиканская организация Профсоюза не могла остаться в стороне от обсуждения данного проекта и выступила инициатором проведения круглого стола.
10 декабря 2008 года специалисты Министерства образования, Государственного комитета по профессиональному образованию, Института образования, методических служб и отделов образования, руководители ведущих лицеев, гимназий и школ, профсоюзные работники, педагоги-новаторы в ходе обсуждения высказали обобщенное мнение своих коллективов. Мнения по данному вопросу разные. Никто не отрицает саму процедуру аттестации, она, действительно, необходима для повышения уровня профессионального мастерства и личностного роста. Однако должны быть единая процедура аттестации, основанная на общероссийском положении и единых квалификационных требованиях. Педагоги не согласны с целью, которая заявлена в Проекте, — подтверждение соответствия работников ими занимаемой должности. Не понятно, каким образом будет присваиваться базовая квалификационная категория, как будет оцениваться теоретический, предметный, методический уровень профессиональной подготовки. Обязательность получения базовой категории и квалификационного экзамена для учителя также воспринимается неоднозначно. Даже молодых специалистов, только пришедших в школу, предлагается аттестовать. Неужели под сомнение ставится диплом, полученный вчера? А вопрос аннулирования квалификационной категории вообще некорректен.
Возникает много вопросов к разработчикам проекта:
• Когда будут приняты единые квалификационные характеристики должностей и
профессий педагогических работников?
• Где научно обоснованные критерии эффективности труда учителя?
• Какие именно средства образовательное учреждение будет направлять на
аттестацию педагогов?
• Где методика и параметры расчета стоимости аттестации?
• Надо ли создавать независимую аттестационную службу?
И этот перечень вопросов можно продолжать очень долго.
Участники круглого стола высказали опасение, что данный проект — не последняя инновация, что существует еще несколько моделей аттестации, и не факт, что для реализации будет предложен именно этот. Известно, что предложения о новых требованиях к педагогам увязываются с переходом на отраслевую систему оплаты труда. Видимо, разработчики проекта предполагают, что заработная плата учителя увеличится в разы, а потому и возможно ужесточение требований.
Конечно, новая система оплаты труда, введенная в школах Республики в 2007 году, несколько улучшила материальное положение учителя, но кардинальных изменений не произошло. Заработная плата и сегодня неадекватна трудозатратам и нервным издержкам педагога, и в ближайшее время значительно увеличить ее пока не представляется возможным. А потому новый порядок аттестации не добавит в коллективы республики позитива, стабильности и творчества.