Главная / Регионы / Постановление Президиума ЦК Профсоюза от 20 июня 2003 г. № 15.

Постановление Президиума ЦК Профсоюза от 20 июня 2003 г. № 15.

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 июня 2003 г. г. Москва № 15

О ходе выполнения требований участников Всероссийской акции протеста работников бюджетной сферы 26-28 февраля 2003 года с учетом одобренных Правительством РФ основных характеристик проекта федерального бюджета на 2004 год

Президиум ЦК Профсоюза, заслушав сообщения заместителей Председателя Профсоюза Г.И. Меркуловой и В.С. Павлихина, Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ А.В. Шишлова и обсудив состояние дел с выполнением требований участников Всероссийской акции протеста работников бюджетной сферы 26-28 февраля 2003 года с учетом одобренных Правительством РФ основных характеристик проекта федерального бюджета на 2004 год, отмечает следующее.

Несмотря на то, что власть не идет на прямой диалог, события последнего времени позволяют сделать вывод, что мнение Профсоюза по наиболее острым проблемам было воспринято.

Правительство РФ отложило переход на новые отраслевые условия оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

На заседании Правительства РФ 29 мая т.г. был одобрен проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», которым предусматривается установить тарифную ставку 1 разряда ЕТС с 1 октября 2003 года в сумме 600 рублей, то есть на уровне минимального размера оплаты труда.

18 июня т.г. Государственная Дума приняла одобренный на заседании Правительства РФ 5 июня т.г. законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год», которым предусмотрены дополнительные средства в объеме 10,0 млрд. рублей на дотацию бюджетам субъектов РФ на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в связи с планируемым повышением ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы с 1 октября 2003 года.

Предусматривается, что в субъектах РФ, где потребность в средствах на обеспечение выплаты повышенной в 1,33 раза заработной платы будет превышать 40% доходов соответствующего бюджета, она может быть частично компенсирована средствами, предусмотренными в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2003 год» на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (общая сумма средств на эти цели – 4,1 млрд. руб.), а также в рамках статьи 66 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» Правительство РФ обещает рассматривать просьбы о возможной пролонгации на 2004 год задолженности по бюджетным ссудам, выданным субъектам РФ до 1 января 2003 года.

Минэкономразвития России поддержало предложения Минтруда России и предусмотрело в прогнозе расчета фонда заработной платы на 2004 год и до 2006 года индексацию оплаты труда работников организаций бюджетной сферы соответственно по годам на 20; 25 и 22,2 процента.

По информации представителей профсоюзных организаций в результате принятых Минобразованием России и администрацией вузов мер по обеспечению финансированием из федерального бюджета и внебюджетных источников расходов на содержание санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования удалось пока обеспечить их функционирование и не допустить закрытия.

Особую обеспокоенность Профсоюза вызвало затянувшееся на полгода принятие проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений», внесенного Президентом РФ в Государственную Думу еще 16 декабря 2002 года. Во многом в связи с обращениями Профсоюза в Правительство РФ, Администрацию Президента РФ, Министерство образования РФ, консультациями с руководством и депутатскими фракциями Государственной Думы, массовыми обращениями, телеграммами коллективов образовательных учреждений 18 июня т.г. законопроект был, наконец, принят Государственной Думой во втором, а 20 июня – в третьем чтении.

Президиум ЦК Профсоюза принял к сведению информацию Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы А.В. Шишлова о том, что телеграммы, направленные студенческими профсоюзными организациями вузов, территориальными организациями Профсоюза в адрес Государственной Думы, другие властные структуры помогли изменить первоначально принятое Советом Государственной Думы решение о переносе на осеннюю сессию рассмотрения проекта федерального закона о повышении уровня стипендиального обеспечения студентов с 1 сентября 2003 года в 2 раза.

Президиум ЦК Профсоюза констатирует, что затягивание принятия Правительством РФ действенных мер по совершенствованию межбюджетных отношений и восстановлению ответственности органов государственной власти субъектов РФ за финансирование расходов на выплату заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления, так и не позволило решить проблему ликвидации задолженности по выплате заработной платы в субъектах РФ.

В настоящее время долги по выплате заработной платы работникам образования имеются в каждом третьем регионе России. В условиях массового ухода учителей в ежегодные летние отпуска эти долги начинают нарастать. По информации Министерства образования РФ по состоянию на 17.06.2003 г. задолженность работникам по заработной плате составила 1,2 млрд. руб., задолженность перед государственными внебюджетными фондами – 5,3 млрд. руб., что составляет 81 % общей суммы задолженности бюджетов по заработной плате в отрасли.

Наиболее тяжелая ситуация с выплатой текущей заработной платы и погашением долгов – в Кировской (1,8 МФОТ), Амурской (0,8 МФОТ), Ульяновской (0,3 МФОТ), Волгоградской (0,3 МФОТ – с апреля), Иркутской областях; в республиках Коми (1,5 МФОТ – с марта), Карелия (1,0 МФОТ – с апреля).

Имеются серьезные проблемы с обеспечением своевременной выплаты работникам образования заработной платы за период отпуска в республиках Саха (Якутия) – 97,2 млн. руб., Карелия – 86,5 млн. руб., Коми – 86,4 млн. руб., Кировской -180 млн. руб., Воронежской – 33,5 млн. руб., Амурской – 12,4 млн. руб., Ярославской – 7,1 млн. руб., Астраханской областях – 2,5 млн. руб.

На заседании Правительства РФ 5 июня т.г. были рассмотрены «Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года», а также «Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2004 год и на период до 2006 года», однако Правительством РФ не подтверждено намерение провести индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы в 2004 году.

По оценке Профсоюза при непроведении индексации в 2004 году заработная плата работников образования к концу следующего года составит лишь 41% от зарплаты в промышленности, то есть соотношение уровней оплаты труда в этих отраслях ухудшится даже по сравнению с ситуацией 2001 года (43,7%).

Для сравнения: средняя зарплата в образовании в 1 квартале 2002 года (после повышения ставок и окладов ЕТС в декабре 2001г. в 1,89 раза) составила около 61%, за 2002г. – 55,7%, а в 1 квартале 2003г. – уже только 51,5% от зарплаты в промышленности.

Отсутствие индексации в 2004 году приведет к снижению реального уровня жизни работников образования, поскольку во многих регионах России именно уровень заработной платы в бюджетообразующих отраслях экономики определяет в конечном счете уровень потребительских цен и фактическую величину прожиточного минимума в регионе.

Только повышение зарплаты работникам бюджетной сферы как минимум в 1,5 раза в 2004 году позволило бы приостановить вновь нарастающий с 2002 года разрыв в оплате труда между бюджетной сферой и промышленностью.

Президиум ЦК Профсоюза вынужден констатировать, что по меньшей мере недоумение вызвало у работников образования заявление Председателя Правительства РФ М.М. Касьянова в ходе его выступления в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе 11 июня т.г. о том, что индексация заработной платы в 1,33 раза была предусмотрена лишь с января 2004 года и что Правительство РФ считает индексацию с октября 2003 года опережающей.

Поручение Правительства РФ (от 5.06.2003г.) в адрес федеральных органов исполнительной власти о представлении в Правительство РФ до 7 августа 2003 года одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» предложений о признании утратившими силу с 1 января 2004 года положений законодательства РФ, неисполняемых в течение последних лет, подтверждает намерение Правительства РФ строго следовать рекомендациям Комиссии по вопросам оптимизации бюджетных расходов и реально может повлечь за собой массовые акции Профсоюза против отмены важнейших социальных льгот и гарантий, предусмотренных действующим законодательством для работников образования и обучающихся.

Неизвестен пока и порядок финансирования в 2004 году расходов на содержание студенческих санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования.

Президиум ЦК Профсоюза вновь подтверждает свою позицию о неприемлемости проведения реформы системы оплаты труда работников образования (включая изменение порядка финансирования и передачу полномочий по установлению размеров оплаты труда на уровень субъектов РФ и муниципальных образований) без достижения согласованного с профсоюзами решения по этому вопросу, без сохранения федеральных государственных гарантий по уровням оплаты труда и без значительного увеличения объема финансирования расходов на эти цели.

Президиум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Президиуму ЦК Профсоюза:

– добиваться получения ответа от Правительства РФ с определением четких перспектив в вопросах повышения заработной платы работников бюджетной сферы, стипендий студентов, порядка содержания санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования;

– обратиться к Президенту РФ В.В. Путину, Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Г.Н. Селезневу о необходимости принятия решения о проведении индексации заработной платы работников бюджетной сферы в 2004 году в соответствии с требованиями участников первого этапа Всероссийской акции работников образования, здравоохранения, культуры, состоявшейся 26-28 февраля 2003 года, а также о введении надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях и надбавок к зарплате молодым учителям с целью привлечения и закрепления квалифицированных кадров в системе образования;

– совместно с профсоюзами, входящими в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, обратиться с требованием проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы в 2004 году в адрес фракций и депутатских групп Государственной Думы, к политическим партиям и объединениям, к представителям всех субъектов РФ – членам Совета Федерации, к руководителям всех субъектов РФ;

– обратиться к Председателю ФНПР М.В. Шмакову с предложением внести на заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопроса о повышении минимального размера оплаты труда и индексации заработной платы работников бюджетной сферы в 2004 году;

– оперативно информировать территориальные организации Профсоюза о ходе рассмотрения в Федеральном Собрании РФ и об утверждении Президентом РФ законопроектов, касающихся вопросов социально-экономической защиты работников образования, студентов; о ходе формирования проекта федерального бюджета на 2004 год;

– о настоящем решении Президиума ЦК Профсоюза проинформировать профсоюзы, входящие в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, в целях координации действий осенью текущего года.

2. Президиуму ЦК Профсоюза, территориальным организациям Профсоюза:

– обеспечить действенный контроль за соблюдением порядка и сроков выплаты заработной платы работникам образования за период отпусков; за погашением накопившейся задолженности по заработной плате; на основе анализа ситуации по этим вопросам направлять оперативную информацию органам государственной власти с целью принятия оперативных мер.

3. Территориальным организациям Профсоюза:

– при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2004 год добиваться выделения бюджетных ассигнований на проведение индексации заработной платы в следующем году в соответствии с решением на федеральном уровне;

– активизировать работу с депутатами Государственной Думы, представителями от соответствующих регионов с целью обеспечения поддержки позиции Профсоюза о необходимости проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы в 2004 году с учетом оказания необходимой финансовой поддержки из федерального бюджета на проведение этого решения;

– предупредить депутатов Государственной Думы, представляющих различные фракции и депутатские группы, что непринятие Государственной Думой решения о проведении в 2004 году индексации заработной платы работников бюджетной сферы окажет непосредственное влияние на результаты голосования работниками образования за кандидатуры действующих депутатов на выборах 7 декабря 2003 года.

4. Коллективам образовательных учреждений, студентам:

– сохранять готовность к участию в проведении второго этапа Всероссийской акции работников бюджетной сферы в период формирования проекта федерального бюджета на 2004 год (сентябрь-октябрь т.г.) в защиту права работников на достойную оплату труда, на эффективную систему социальной защиты работников образования и студентов в случае непринятия решений по проведению индексации заработной платы в 2004 году, а также внесения Правительством РФ на рассмотрение в Государственной Думе предложений по отмене социальных льгот и гарантий, законодательно предусмотренных в настоящее время для работников образования и студентов.

5. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на заместителей Председателя Профсоюза Г.И. Меркулову и В.С. Павлихина.

Председатель Профсоюза В.М. ЯКОВЛЕВ

Adblock
detector