Главная / Регионы / Защитим право на охрану труда. С.М. Кулешов/»Алтайские диалоги», май 2004 г..

Защитим право на охрану труда. С.М. Кулешов/»Алтайские диалоги», май 2004 г..

ЗАЩИТИМ ПРАВО НА ОХРАНУ ТРУДА

Модернизация образования в Российской Федерации не может проводиться без учета реализации требований законодательных актов об охране труда и здоровья работников образовательных учреждений.

Министерство образования РФ и ЦК Профсоюза заключили Отраслевое соглашение на 2004-2006 годы, одним из разделов которого является раздел «Охрана труда».

Минобразованием России разработана и на заседании коллегии в ноябре 2003 г. одобрена отраслевая программа на 2004-2006 гг. «Безопасность образовательного учреждения» с конкретным планом ее реализации. В 2003 г. в Министерстве создано управление государственного инспектирования и охраны труда, в структуре которого организован отдел по безопасности труда и жизнедеятельности из 6 человек, образован Совет по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, развивается сеть отраслевых региональных центров по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием.

Чрезвычайно медленно, но продолжается работа по совершенствованию отраслевой нормативной базы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

Разработаны и вводятся в установленном порядке в действие: система «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в отрасли Минобразования России», «О порядке проведения аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда в образовательных учреждениях системы Минобразования России» и новая редакция «Порядок расследования и учета несчастных случаев со студентами, учащимися и воспитанниками образовательных учреждений системы Минобразования России»; утвержден график на 2001-2005 годы очередности пересмотра устаревших Правил по охране труда в учебных кабинетах и мастерских школ.

Активизировал работу по реализации защитных функций в сфере охраны труда и Профсоюз работников народного образования и науки.

Сотрудники ЦК профсоюза активно участвуют в разработке и согласовании отраслевой нормативно-правовой документации по охране труда и безопасности образовательного процесса, подготовке методических рекомендаций для профкомов, технической инспекции труда Профсоюза, профсоюзного актива по обеспечению защитных функций по охране труда.

Сделан первый значительный шаг по развитию системы профсоюзного контроля за деятельностью администрации по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности рабочих мест. Только за 2 года технические инспекторы труда Профсоюза с участием внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных по охране труда в 33 регионах России провели обследование 27 тысяч образовательных учреждений. По результатам проверок их руководителям выдано около 20 тысяч представлений на устранение почти 65 тысяч нарушений требований охраны труда.

Считая важным средством повышения мотивации профсоюзного членства – защиту их права на сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности – многие теркомы Профсоюза вводят в свои штаты технических инспекторов труда. Сегодня в 35 теркомах Профсоюза имеются технические инспектора труда, и их количество продолжает расти.

Меры принимаются, а желаемых результатов получить не удается даже в такой высокоинтеллектуальной отрасли, где ежегодно работают, обучаются и воспитываются, проходят повышение квалификации по разным специальностям около 40 млн. человек граждан Российской Федерации, и каждый из них должен знать как сохранить жизнь и сберечь здоровье в процессе своей трудовой деятельности. Именно в сфере образования в процессе обучения и воспитания должны закладываться основы знаний правил и норм охраны труда, воспитываться навыки их соблюдения.

Однако до сих пор в отрасли нет службы охраны труда, а значит, нет ведомственного контроля за деятельностью должностных лиц в этой сфере. Отсутствие контроля – одна из главных причин нарушения требований охраны труда в образовательных учреждениях.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда и обучения в соответствии с действующими стандартами безопасности труда, правилами и инструкциями по охране труда не стало приоритетом в деятельности работодателей и должностных лиц, на которых возложена такая обязанность действующим законодательством.

Результатом такого положения является ежегодный рост количества пострадавших от несчастных случаев в общеобразовательных учреждениях. Так, по данным Минобразования России в 2000 году получили травмы более 8 тыс. обучающихся, в 2001 году – уже более 14 тыс. (рост – 75%), в 2002 – около 13 тыс. подростков. Ежегодно во время учебно-воспитательного процесса получают смертельные травмы от 60 до 100 обучающихся, а травмы с потерей трудоспособности – 20-30 человек.

Высоким остается уровень травматизма среди работающих в системе образования (около 4 тыс. человек ежегодно). Особенно тревожит рост количества несчастных случаев со смертельным исходом: в 2000 г. погибло 57 работников, в 2001 г. – 64, в 2002 г. – уже 75.

Надо сказать честно и откровенно: работники образования высокой ценой расплачивается за «грехи» должностных лиц органов и учреждений образования.

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние годы в их структуре не произошло никаких изменений. Абсолютное большинство травм – результат неудовлетворительной организации работ, нарушений технологических процессов, правил дорожного движения, трудовой и производственной дисциплины, пренебрежительного отношения к выполнению требований охраны труда и пожарной безопасности.

А профсоюзные организации мирятся с таким положением, не настаивают на проведении в первую очередь аттестации рабочих и учебных мест в кабинетах (лабораториях) и других подразделениях повышенной опасности в образовательных учреждениях, не обращаются в органы прокуратуры и народные суды для привлечения виновных к ответственности.

Разумеется, так дальше продолжаться не может.

Успешно решать эти проблемы можно только тогда, когда не будут экономить средства на сохранение жизни и здоровья работника и обучающегося; когда будет отработана система обучения и повышения квалификации по безопасности жизнедеятельности, особенно первых руководителей органов и учреждений образования с последующей их аттестацией по знанию требований обеспечения охраны труда и пожарной безопасности; когда образовательные учреждения будут обеспечены нормативно-правовой документацией и журналами учета инструктирования работников и обучающихся по безопасному выполнению работ; когда охраной труда и пожарной безопасностью будут заниматься не от случая к случаю, а систематически и ежедневно. И, наконец, когда в каждом образовательном учреждении обеспечением безопасности жизнедеятельности будет заниматься специалист по охране труда и пожарной безопасности, а профкомы будут настойчиво добиваться реализации защитных функций в области охраны труда через коллективный договор и соглашение по охране труда, проведение квалифицированного общественного контроля и административно-общественного контроля, смотров — конкурсов по охране труда, создание и повышение эффективности работы комитетов (комиссий) по охране труда.

Оказание профкомами квалифицированной помощи членам профсоюза в случае нарушения их прав и интересов работодателями, должностными лицами будет способствовать росту мотивации профсоюзного членства.

Каждый член профсоюза должен знать, что он своими членскими взносами оплачивает содержание специалистов профсоюзных органов и, в первую очередь, квалифицированных защитников – правовых и технических инспекторов труда Профсоюза работников народного образования и науки.

Профкомы образовательных учреждений в реализации своих защитных функций должны быть уверены в оказании, в необходимых случаях, квалифицированной помощи со стороны профсоюзных органов территориальных организаций, а для этого республиканские, краевые и областные комитеты Профсоюза должны иметь в своих аппаратах квалифицированных специалистов по охране труда.

Результативность профсоюзного воздействия на работу по охране труда во многом зависит от позиции профкомов, рай(гор)комов профсоюза, от их готовности наращивать усилия по защите прав и интересов членов профсоюзных организаций образовательных учреждений на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

Кулешов С. М., гл. технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки