Главная / Информация / О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербурге

О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербурге

>ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИЦ Е Н Т Р А Л Ь Н ЫЙ   К О М И Т Е ТП Р Е З И Д И У МПОСТАНОВЛЕНИЕ19 декабря 2002г.               г. Москва                    №  12О практике договорного регулирования социально-трудовыхотношений в сфере образования вНовгородской, Псковской,Ленинградской областях и г. Санкт-ПетербургеОбсудив вопрос о практике договорного регулированиясоциально-трудовых отношений в сфере образования в территориальных организацияхПрофсоюза Новгородской, Псковской, Ленинградской областей, г. Санкт-Петербурга,Президиум ЦК Профсоюза отмечает.ВНовгородской, Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербургескладывается трехуровневая системасоциального партнерства в сфере образования, включающая в себярегиональные, территориальные соглашения и коллективные договоры образовательныхучреждений.Территориальныекомитеты Профсоюза указанных регионовосуществляют работу по проведению коллективных переговоров, консультацийс органами исполнительной и представительной власти соответствующих субъектовРоссийской Федерации, а также с органами местного самоуправления. В рамках такого взаимодействия территориальные комитеты Профсоюзаучаствуют в нормотворческой деятельности представительных органов власти,органов управления образованием, в формировании региональных и местныхбюджетов, социально-экономической политики регионов и др. Проводитсяметодическая работа с профактивом всех уровней по вопросам социальногопартнерства, образовательной политики, правовой защиты членов Профсоюза и  по другим вопросам обеспечения социально-трудовыхправ работников отрасли.Системы социальногопартнерства в сфере образования в указанных регионах отличаются друг от другапо уровню своего развития, распространения и устойчивости сложившихся связей поразвитию социально-партнерских отношений.В сфере образованияНовгородской области система социального партнерства развивается наиболееравномерно и устойчиво. В области действуют: региональное соглашение на2001-2002 г.г., территориальные соглашения (18 или 82%), коллективные договорыобразовательных учреждений (442 из 539 первичных профсоюзных организаций или82%).Поданным статистических отчетов ТДК-2 в Новгородской области  планомерно растет количество  заключаемых территориальных соглашений иколлективных договоров:колдоговоров                  территориальных соглашений1998г.              33%                                     50%1999г.              51%                                     68%2000г.              66%                                     73%2001г.              82%                                     82%В Ленинградской области  действуют региональное соглашение на2001-2003г.г., 17 территориальных соглашений (71%), 211 коллективных договоровобразовательных учреждений (24%); вг. Санкт-Петербурге — соглашение,заключенное между Комитетом по образованию Администрации города итерриториальным комитетом Профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области на2001-2003 годы, 7 территориальных соглашений (44%) и коллективные договоры в39% первичных профсоюзных организациях.В целом по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской областинаблюдается определенный рост количества коллективных договоров вобразовательных учреждениях и территориальных соглашений: в 1999 году было 16%коллективных договоров и 55 % соглашений, в 2001 году 35% коллективных договорови 62% соглашений (по другим годам сведений не представлено).В Псковской областисистема социального партнерства включает в себя межотраслевое региональноесоглашение на 2001-2003 годы, территориальные соглашения, количество которых с1999 года по настоящее время увеличилось с 12% до 46%, и коллективные договорыв образовательных учреждениях, количество которых за тот же период возросло с36% до 50%.Действующеемежотраслевое соглашение Псковской области носит  конкретный и направленный характер, является  в достаточной степенифинансово обеспеченным, несмотря на то, что сторонами соглашенияявляются работодатели и профсоюзные комитеты практически всех бюджетныхотраслей области.Врамках социального партнерства в Новгородской, Псковской, Ленинградскойобластях и г. Санкт-Петербурге удалось добиться сохранения стажевыхнадбавок в размере 20-50% к ставкам заработной платы (Ленинградская область),повышения ставок (окладов) с 1 по 5 разряды ЕТС на 20% (Новгородская область),доплат к ставкам молодым учителям (Ленинградская, Новгородская области), праваработников на дополнительные отпуска, в том числе оплачиваемые (всетерритории), права на 50%-нуюдотацию на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях,  предоставление беспроцентных ссуд настроительство или приобретение жилья с рассрочкой на 20 лет и 50%-нымпогашением ссуды за счет средств соответствующего бюджета (Псковская область) идр.Вместе с тем региональным соглашениям Новгородской иЛенинградской областей, г. Санкт-Петербурга присущи  общераспространенные недостатки соглашенийтакого уровня: повторение в соглашении большого количества законодательных нормв области труда и заработной платы и недостаточность конкретных дополнительныхобязательств, повышающих уровень льгот и гарантий для педагогических работниковпо сравнению с действующим законодательством.В г.Санкт-Петербурге, Ленинградской и Псковской областях социальное партнерствопока не носит системного и равномерного характера из-за низкого уровня охватарайонов и образовательных учреждений соглашениями и коллективными договорами инуждается в усилении организационной, аналитической работы и контроля состороны территориальных комитетов Профсоюза.Кроме того, территориальнаяорганизация Профсоюза г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области недостаточновнимания уделяет аналитической работе в области социального партнерства,включая ежегодный анализ статистики по итогам колдоговорной кампании (запоследние семь лет в адрес ЦК Профсоюза направлялись статистические отчеты поформе ТДК-2 только дважды – в 1998 и 1999 годах, а аналитическая информация озаключении и выполнении соглашений и коллективных договоров вообще отсутствует).Практически во всехрассматриваемых территориях в области социального партнерства уделяетсянедостаточное внимание вопросам:- обеспеченияпреемственности коллективных договоров с районными (городским)соглашениями, а районных (городских) соглашений с региональным;- совершенствованияорганизации контроля за реализацией соглашений всехуровней и коллективных договоров (отсутствие планов по реализации и контролю запринимаемыми обязательствами);- повышения уровняинформированности  районных (городских)и  первичных профсоюзных организаций, атакже рядовых членов Профсоюза об уставной деятельности центральных органовПрофсоюза, в том числе в области социального партнерства (в большинстве районови практически во всех первичных организациях не осуществляется подписка нагазету «Мой Профсоюз»);- кадровогомониторинга, занятости и трудоустройства работников образования в условияхмодернизации образования и связанного с ней процесса оптимизацииобразовательных учреждений, особенно в сельской местности;- условиям трудапедагогических работников применительно к проводимым в регионах экспериментампо ЕГЭ, изменению содержания и структуры общего образования, реструктуризациисельской школы и др.;- конкретизацииположений коллективных договоров и соглашений и избавления от декларативности иформализма в принимаемых сторонами обязательствах.Президиум ЦКПрофсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Принять к сведению прилагаемую информацию опрактике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфереобразования в территориальныхорганизациях Профсоюза Новгородской,Псковской, Ленинградской областей, г. Санкт-Петербурга Северо — Западного федерального округа.2. Продолжить практику мониторинга состояния иразвития социального партнерства в сфере образования на региональном,территориальном и локальном уровнях совместно с Министерством образования РФ всоответствии с планами работ ЦК Профсоюза и Минобразования России.3. Одобритьцеленаправленную и системную работу по развитию социального партнерствапредседателя Боровичского райкома ПрофсоюзаНовгородской области Л.В. Евтюковой, председателяпрофкома школы № 1 г. Боровичи Новгородской областиТ.С. Павловой и директора этой школы Л.П. Липисткиной,председателя профкома Псковского педагогического комплекса М.Г. Демидовой идиректора комплекса Л.А. Николаевой.4. Территориальным (республиканским, краевым,областным) организациям Профсоюза:- считать приоритетным направлениемв своей деятельности работу по организации, развитию и совершенствованиюсоциального партнерства на региональном, территориальном и локальном уровнях,особенно в вопросах финансирования образования с целью обеспечения открытости ирациональности использования бюджетных средств, направляемых в образовательныеучреждения, в вопросах кадровой политики, оплаты труда работников отрасли иповышения уровня информационного обеспечения членов Профсоюза для широкого распространенияпозитивных результатов деятельности Профсоюза;- учитывать в практике развитиясоциального партнерства в регионах отмеченный в информации и настоящемпостановлении положительный опыт работы территориальных комитетов вНовгородской,  Ленинградской, Псковскойобластях по договорному регулированию социально-трудовых отношений в сфереобразования;- обратить особое внимание наотмеченные в настоящем постановлении и прилагаемой информации недостатки инерешенные проблемы в развитии социального партнерства в Новгородской,Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербурге с целью их разрешения впрактической деятельности;- обеспечить своевременное и в полном объемепредставление в ЦК Профсоюза статистических отчетов по колдоговорной кампаниипо формам ТДКО-1 и ТДКО-2 с обязательным приложением к ним аналитическойинформации о заключении и выполнении соглашений и коллективных договоров;- добиваться выполнения в полном объеме пункта 4постановления ЦК Профсоюза от 20.02.2002 № 3/3 «О повышении роли организацийПрофсоюза в развитии социального партнерства в отрасли» в части заключенияколлективных договоров в каждом образовательном учреждении, имеющем первичнуюпрофсоюзную организацию;- принять действенные меры, в том числеорганизационного и финансового характера, по организации подписки на газету«Мой Профсоюз» на 2003 год во всех районных (городских) организациях Профсоюзаи максимально возможным охватом первичных профсоюзных организаций.4. Подкомиссии ЦК Профсоюза по осуществлению анализа иобобщения опыта работы по региональным соглашениям (председатель – Т.В.Куприянова) организовать деятельность членов подкомиссии по изучению и анализупрактики развития социального партнерства в сфере образования по федеральнымокругам.5. Контроль за выполнениемнастоящего постановления возложить на заместителей Председателя Профсоюза Г.И.Меркулову, В.С. ПавлихинаПредседатель ПрофсоюзаВ.М. ЯКОВЛЕВ