Главная / Статьи / В Общественной палате обсудили перспективные направления противодействия коррупции в муниципальных образовательных учреждениях

В Общественной палате обсудили перспективные направления противодействия коррупции в муниципальных образовательных учреждениях

Пресс-служба Профсоюза. 10.07.2013
545 0
  

Школа — не роскошь?

В Общественной палате состоялсякруглый стол на тему «Противодействие коррупции в муниципальных образовательныхучреждениях».

В мероприятии приняли участие члены ОП РФ АлексейАрбузов, Сергей Симак, председатель КомитетаГосударственной Думы ФС РФ по образованию Алексей Никонов,председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию, культуре иинформационной политике Зинаида Драгункина, министр образованияМосковской области Марианна Кокунова, директор Департаментагосударственной политики в сфере общего образования Министерства образования инауки Российской Федерации Анастасия Зырянова, а также другиеэксперты и общественные деятели.

Участники дискуссии обсудили актуальные вопросы иперспективные направления противодействия коррупции в муниципальныхобразовательных учреждениях, а также роль некоммерческих организаций и местныхСМИ в решении данной проблемы.

По экспертным оценкам, в сфере образованияосуществляется сегодня многомиллиардный оборот коррупционных средств, которыенарушают здоровую работу институтов образования. Поэтому коррупция в школе подостоинству признается социальной патологией, от которой общество нужноизбавлять. Иначе возникает проблема воспитания и социализации детей в школах,которым прививаются коррупционные механизмы социального взаимодействия, асистема подготовки и оценки знаний девальвируется.

По оценкам экспертов наиболее коррупционными аспектамиобразования являются:

— система управления выделенными на нужды образованиякоммерческими и бюджетными средствами

— существующая система поборов на реальные иливымышленные образовательные нужды;

— процедуры прохождения единого государственногоэкзамена

— процедуры поступления в престижные учебные заведения

Более того, участники круглого стола обозначилиосновные условия, которые способствуют коррупции в учебных заведениях:

— отсутствие необходимой нормативной базы,регламентирующей разработку и реализацию системы мер по противодействиюкоррупции в системе образования;

— резкое снижение социального статуса учителя,преподавателя;

— отсутствие прозрачной системы оценки качестваобразования, образовательных учреждений , профессионализма преподавателей.

Коррупция в системе средней школы берет свои истоки вСоветском Союзе. Несмотря на то что принцип территориального зачисления в школубыл единственным, практика подношений руководителям образовательных учрежденийи учителям активно развивалась из-за существенной амплитуды качестваобразования в различных школах одного и того же населенного пункта.

Коррупция в 90-ые годы для системы образования сталапринципом выживания. Учителя стали получать крайне низкую заработную плату, таккак школы передавались муниципальным органам власти, у которых не было денегдля достойного обеспечения педагогов. С тех пор зарплаты учителей значительновыросла, однако коррупционная практика по инерции стала частью современнойсистемы образования. Сегодня школьные поборы стали инструментом селекцииучеников и способом давления на родителей.

«Трибуна Общественной палаты» спросила у экспертов,как изживать из школы сложившуюся систему коррупционных практик.

Алексей Арбузов, член комиссииОбщественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальнойполитике, член региональной общественной молодежной организации РеспубликиХакасия «Эдельвейс», заместитель председателя Общественной палаты РеспубликиХакасия:

— Были высказано множество позиций с разных сторон, втом числе и органы власти. К сожалению, министерство образования здесь непоявились, но силовые структуры – Следственный комитет и МВД – озвучили своевидение данной проблемы. Очень много прозвучало информации от общественников,которые так или иначе занимаются подобными вопросами, и, самое главное, быловключение с мест, которое позволило нам понять проблему на местах.

Информация противоречивая: есть разные ситуации, естьразные регионы. В некоторых действительно большую роль играют общественные иродительские комитеты и другие модификации этих структур. Им удаетсякорректировать поборы. В некоторых случаях ситуация плачевная и достигаеткрупных масштабов.

Если говорить в целом, то у нас сегодня нет реальнойсистемы, которая бы противодействовала коррупции на любом уровне, в том числемуниципальном и в сфере образования. Если и есть какие-то попыткипротиводействия, то это, как правило, против системы в целом и сложившихсяотношений.

Сложно сейчас делать качественные выводы, мы их сделаемпосле того, как соберем всю информацию – нам коллеги обещали прислать тезисы.Но наша комиссия решила точно, что стоит заняться вопросом наделениямуниципалитетов функцией финансирования в сфере образования. На муниципальномуровне есть ресурсы, но не всегда их хватает для того, чтобы обеспечитькачественный образовательный процесс.

Я для себя давно сделал вывод на основании выступленийдиректоров школ на состоявшемся круглом столе, что на сегодняшний день в многихрегионах директора настолько обложены различными наблюдательными комиссиями,что у них нет никакой возможности заниматься коррупционной деятельность привсем желании. К тому же в субъектах всеми финансовыми потоками занимается недиректора школ, а управления образования. На уровне школ очень сложнозаниматься коррупцией. Поэтому нужно работать в направлении муниципальныхорганов.

Сергей Волков, член Общественнойпалаты РФ, учитель русского языка и литературы государственногообразовательного учреждения Центр образования № 57 г. Москвы:

— Проблема есть, об этом все знают, но я лично с нейне сталкивался как простой учитель – взяток не получал и давал. Поэтому мнетрудно говорить об этой проблеме. О коррупции скорее нужно спросить удиректоров школ, которые устраивают детей в школы, например. Я учитель, поэтомутакие вопросы проходят мимо меня.

Я понимаю, что система образования финансируется ненастолько, насколько она должна финансироваться, сколько школа обычно тратит.Поэтому директора обязаны привлекать другие средства. Основной вопрос в том,что те средства, которые люди готовы заплатить, передавались школе легально.Механизмы, которые бы помогали гласно привлекать родительские средства вобразовании, существуют, и мы об этом знаем.

Одно из последних громких дел — это история сдиректорами челябинских двух школ, которым человек за устройство ребенка вкакой-то конкретный класс принес деньги и сдал их полиции. Ведущие директора,один из которых возглавляет одно из лучших и самых сильных учебных заведенийстраны Александр Попов, были, видимо, вынуждены взять эти деньги на какую-токонкретную нужду, например, послать ребенка на олимпиаду. Этих денег не было,причем даже у богатого лицея, если он пошел на такой поступок. Поэтому, искореняякоррупцию, нужно понимать, почему она существует – потому что у нас неравныйдоступ к образованию – есть плохие школы и есть хорошие. Если устраивать детейв хорошую школу, а классы там, как правило, заполнены, то люди ищут по привычкеобходные пути, особенно если есть для этого деньги. Что с этим делать?

Тут нет простых решений. Нужно искать и поддерживатьшколы, которые развиваются и их опыт распространять. Нужно искать людей, ктоготов в школу вложить свою жизнь, чтобы директор был и управленцем, и педагогом,и чтобы понимал, как строится школа. К сожалению, сегодня директор как ключеваяфигура в построении авторской сильной школы законодательством низведен науровень бесправного человека, потому что директоров можно сейчас увольнять безобъяснения причин. Это сильно сковывает директорам всю инициативу. Начальствунужен послушный директор, а не как Попов, который, условно говоря, наказан зато, что в прошлом году послал подальше полицейское начальство, котороетребовало от него выдать координаты детей кавказской национальности. Поповответил им, что у них в школе одна национальность – математика. Вот такихнепокорных директором сжирает система, а без них не сделаешь ничего.

Без сильных директоров не сделать хороших школ. Безсильных учителей тоже: сейчас никто не знает, как восполнить стремительностареющий учительский корпус кадрами, которые могли бы держать образование науровне. Здесь должны быть системные решения, которые пока, к сожалению,государственные органы не представляют, какие это решения. У меня тоже нетответа на эти вопросы, но я знаю, что надо давать расти тому, что растет само,и всячески показывать другим такие примеры, опыты и их распространять такиепрактики.