«ЕВРОПА НУЖДАЕТСЯ В УЧИТЕЛЯХ»
Именно под таким названием 17 января 2005 года в Брюсселе прошли слушания с участием представителей профсоюзов работников образования стран Европейского Союза и организованные Европейским комитетом профсоюзов образования.
Представительный список приглашенных выступающих включал комиссара ЕС по вопросам образования Яна Фигеля, руководителя Европейского центра исследований и анализа в образовании Арлетт Делхакс, руководителя отдела образования и профессиональной подготовки Организации экономического сотрудничества и развития Рауло Сантьяго и других.
Причиной обеспокоенности общественности, в том числе профсоюзов, будущим образования в Европе является откровенное противоречие между потребностью в высоко квалифицированных учителях и текущей политикой многих государств-членов ЕС.
В чем это заключается:
— Сегодня растущая нехватка в некоторых странах учителей-предметников представляет реальную угрозу качеству образования.
— Слишком мало делается для сохранения и удержания учителей.
— Необходимо добиться, чтобы в образование приходили наиболее способные .
— Необходимо гарантировать качественную начальную подготовку учителей, отвечающую требованиям «общества знаний».
— Изменения, происходящие в обществе, требуют срочных действий для обеспечения качественного повышения квалификации и непрерывного образования для учителей и преподавателей.
— Непрерывное и постоянное профессиональное развитие должно стать неотъемлемой частью учительской профессии.
— Общественный статус учителя должен быть значительно поднят главным образом за счет повышения заработной платы и улучшения условий труда и найма.
Как было заявлено в Лиссабонской декларации ЕС в 2000 году – именно образование поможет позволить превратить экономику стран союза к 2010 году в наиболее конкурентно способную, основанную на знаниях и способную к непрерывного росту с созданием большего числа и лучших рабочих мест, обеспечивая большую социальную справедливость.
В ходе дискуссии были определены
3 основных направления для решения проблемы:
А. Улучшение начальной подготовки учителей и преподавателей для обеспечения высокого качества педагогических и профессиональных знаний, что может быть достигнуто следующим:
— высоким качеством абитуриентов,
— соответствующим изменением в программах для обеспечения хорошей квалификации в требующихся и соприкасающихся предметах,
— обеспечение высокого академического и профессионального стандарта,
— использование последних результатов исследований в педагогике,
— предоставление возможностей в обучении современным информационным и коммуникационным технологиям,
— включение научной и исследовательской работы, как части профессиональной подготовки.
Б. Наем и сохранение достаточного количества квалифицированных учителей для поддержания и улучшения качества учительской профессии.
Для решения этой проблемы следует:
— учитывать в статистике все учительские вакансии, включая места заполненные неквалифицированными кадрами,
— необходимо провести исследование, почему растущее число учителей покидают профессию до завершения своей карьеры, предложить решения этого явления.
— условия труда и найма учителей должны быть значительно улучшены, прежде всего за счет повышения заработной платы до уровня других категорий той же квалификации, заработная плата которых сегодня выше. Материалы ОЭСР свидетельствуют, что заработная плата учителей в странах ЕС начиная с 1994 постоянно уменьшается по отношению ВВП на душу населения.
— в странах, где наблюдается избыток учителей, правительства должны воспользоваться ситуацией для осуществления улучшений в школьном обучении.
В. Обеспечение профессионального развития является неотъемлемой частью учительской профессии.
Доступ к нему должен быть обеспечен для всех, методы и содержание должны быть диверсифицированы :
— учителям должно быть гарантировано достаточное время для профессионального развития.
— необходимо обеспечить процесс непрерывного повышения квалификации без отрыва от работы, что должно стать частью профессиональной жизни.
— обеспечить доступ преподавателям к схемам непрерывного образования.
— сотрудничество школ и исследовательских центров должно стать часть профессионального развития.
— оценка знаний учителя должна строится на согласии, уверенности и сотрудничестве со стороны учителя.
Отмечена необходимость создания Европейского института по подготовке учителей с особой задачей оказания помощи в профессиональном развитии. Задачами института могли бы стать:
— разработка профессиональных программ развития, координация исследований в различных странах, развитие сотрудничества между школами и университетами,
— создание компьютерных сетей для обмена положительным опытом и идеями,
— сотрудничество с университетами и педагогическими ВУЗами для создания общих Европейских курсов в качестве дополнения к национальным системам педагогического образования.
Вывод дискуссии: Европа нуждается не только в достаточном количестве учителей, необходимо, чтобы все учителя были высокой квалификации для решения задач и ожиданий в ЕС в предстоящие годы. Сегодня стоит ребром вопрос о качестве образования в Европе.
Как заявил комиссар ЕС по образованию: «Человеческие ресурсы – это главное чем располагает Европейский Союз. Именно поэтому мы должны обеспечить, чтобы наши учителя могли, и хотели, ответить на вызовы нового общества знаний. И именно поэтому мы должны инвестировать в наших учителей. Они должны быть уверенны в своих возможностях. Они должны чувствовать мотивацию».
Н.Колобашкин, секретарь ЦК профсоюза
————————————
|