Главная / Регионы / Охрана труда – приоритетное направление работы учреждений образования г.Бийска. В.И. Елфимов, инспектор отдела администрации города по образованию, уполномоченный крайкома Профсоюза по охране труда в г.Бийске/»Алтайские диалоги», май 2004 г..

Охрана труда – приоритетное направление работы учреждений образования г.Бийска. В.И. Елфимов, инспектор отдела администрации города по образованию, уполномоченный крайкома Профсоюза по охране труда в г.Бийске/»Алтайские диалоги», май 2004 г..

Охрана труда – приоритетное направление работы учреждений образования г.Бийска

Если школу, детский дом, центр детско-юношеского творчества или иное учреждение образования рассматривать как своего рода производство по обучению и воспитанию, то считаю, что на первый план выходят вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья учащихся и педагогов, то есть вопросы охраны труда.

В детских образовательных учреждениях есть немало потенциально опасных мест и возможно возникновение нестандартных ситуаций, а если учесть непоседливый характер наших воспитанников, то вопросы охраны труда становятся еще более актуальными. К сожалению, травматизм изжить полностью пока не удается, но сократить его, как по количеству, так и по тяжести — можно. В 2002 году в образовательных учреждениях г. Бийска было зарегистрировано 14 случаев травмирования детей. Это несколько меньше, чем в предыдущем, но каждый из них — боль, физические страдания, горе родителей, озабоченность педагогов. К счастью, хотя здесь не совсем уместно это слово, тяжелых и смертельных случаев у нас не было уже давно. Имеет место и травматизм, связанный с производством. И хотя пять случаев за год на более чем пять тысяч работающих кажется немного, тем не менее это потери здоровья и рабочего времени, которые сказываются на качестве учебно-воспитательного процесса.

Что же делается в учреждениях образования города, и прежде всего — в общеобразовательных школах, которые дают наибольшее количество травм, чтобы не ликвидировать, а хотя бы уменьшить эту статистику? Одним из основных факторов снижения травматизма является профилактическая работа. Совместно с отделом по труду городской администрации отдел по образованию периодически организует учебу различных категорий своих работников на курсах по охране труда и пожарной безопасности, чтобы владеть ситуацией и грамотно организовать профилактическую работу.

За последние три года учебу прошли около 200 директоров, заместителей директоров, председателей профсоюзных комитетов, преподавателей-организаторов ОБЖ. Установленную нормативными документами периодичность обучения стараемся выдерживать, но тут, к сожалению, вносит коррективы финансовый фактор. Имея большие финансовые возможности, мы смогли бы обучить кроме членов комиссий по охране труда и учителей-предметников с учетом специфики их предмета, и воспитателей и другие категории работников.

Снижению риска травматизма также способствует обучение детей соблюдению правил личной безопасности и действиям при чрезвычайных ситуациях в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». В нашем городе такой курс ведется во всех школах с 1 по 11 класс. Актуальными вопросы безопасности были всегда, но особенно актуальными стали сейчас. Все мы помним недавние события в Якутии, Дагестане и у нас в Горном

Алтае, когда там оказался эпицентр землетрясения, охватившего огромную территорию. Вот здесь и сказались навыки, приобретенные в ходе изучения этого курса. Мне по роду своей деятельности доводилось присутствовать в школах, когда там проводились тренировки по эвакуации на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций. В одной из школ представителем городского Управления ГО и ЧС была дана вводная — пожар в конкретном помещении. Школьников эвакуировали за считанные минуты, в норматив уложились. Но в ходе тренировки выяснилось, что с трудом открывается одна из створок входной двери, что детей не отвели на достаточно безопасное расстояние от условного пожара. А ведь эти «мелочи» на случай действительных событий могли сыграть роковую роль. И все же хочется отметить ответственность и серьезность, с которой не только взрослые, но и дети выполняют все необходимые в таких случаях действия.

В городе начато волонтерское движение по охране труда. На уровне городской межведомственной комиссии по охране труда и безопасности производства заключено «Соглашение о взаимодействии отделов администрации города, федеральных органов надзора и контроля в организации добровольного (волонтерского) движения по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и подростков в г. Бийске». Некоторые промышленные предприятия и городские службы надзора закрепили своих работников за школами и уже провели там пропагандистскую деятельность. Одними из первых здесь были представители «Алтайгосэнергонадзора». Пожалуй, самым обсуждаемым на этих встречах со школьниками выпускных классов был вопрос об их адаптации в аспекте охраны труда на промышленном предприятии. Надеюсь, что это движение будет развиваться.

В последние годы значительно изменилась нормативная база, связанная с охраной труда, находится на доработке Федеральный Закон «Об охране труда» — внимание государства и общества к охране жизни и здоровья в условиях трудовой и учебной деятельности возрастает. Это в полной мере относится и к системе образования в нашем городе. Взять хотя бы методическое обеспечение работы: созданы центры по охране труда, в них целенаправленно идет обучение, в том числе и педагогов. Обучение это организуют комитет по труду и отдел по образованию городской администрации. При непосредственной помощи отдела по труду наши учреждения пополнились специальной литературой. Все это хорошо, но, к сожалению, проблем еще хватает: материальное обеспечение, необходимое для внедрения новых методик и нормативов по охране труда, слабое. Школе пока не хватает средств провести аттестацию рабочих мест, установить противопожарную сигнализацию, платить за ее обслуживание и многое другое.

Учитывая положение дел сегодня, одной из основных проблем, решение которой, считаю, назрело — введение в школе, да и в других учреждениях, должности специалиста по охране труда. Как вел эти вопросы один из школьных методистов, так и ведет до сих пор. Ведь комплекс вопросов, решаемых в области охраны труда, предполагает специальную подготовку работника, а у нас этим занимается чаще всего учебный завуч, педагог, который помимо своих основных обязанностей в «нагрузку», ведет и эту работу. Кроме того, такое положение идет вразрез со статьей 12 Закона «Об охране труда», в соответствии с которой в каждом учреждении, где более 100 работников, должна быть введена должность специалиста по охране труда. У нас же такой должности нет даже в отделе по образованию.

Городской прокуратурой по итогам проверок наших школ выдано представление, согласно которому мы должны в указанные сроки принять таких специалистов на работу, но выполнить представление мы не в состоянии — нет соответствующих ставок. Отсутствие таких специалистов в школе и отделе по образованию затрудняет работу по охране труда, не позволяет повысить ее эффективность.

Вопросы улучшения условий охраны труда и профилактики детского и взрослого травматизма стараемся держать на постоянном административном и общественном профсоюзном контроле. Они регулярно рассматриваются на совещаниях руководителей учреждений образования, на педагогических советах, производственных и профсоюзных собраниях в учреждениях образования.

В ходе разного рода проверок, которые проводятся инспекторской службой и уполномоченными по охране труда краевого комитета профсоюза, смотрится соответствие материальной базы кабинетов химии, физики, информатики, учебных мастерских и других школьных подразделений нормам охраны труда; состояние ведения документации; состояние профилактической работы и т. д. Если взять такую ежегодную статистику, как выполнение требований представлений, сделанных уполномоченными по охране труда, то пока имеем не совсем тот результат, который хотелось бы. Устраняется только около 70 % нарушений, поскольку выполнение многих требований связано со значительными финансовыми затратами и их выполнение до лучших времен. В таких случаях приходится применять запретительные меры. Эксплуатацию оборудования, не отвечающего требованиям техники безопасности, приостанавливаем или запрещаем. Особое внимание обращаем на потенциально опасное оборудование — различные станки, электроустановки, спортивные снаряды. И, возможно, в наших учреждениях это явилось одним из условий успешной профилактики травматизма, связанного с использованием такого оборудования.

В заключении хотел бы отметить наличие взаимопонимания и необходимого взаимодействия всех сторон, заинтересованных в успешном решении вопросов, связанных с работой по улучшению условий труда работников образования – профсоюзных организаций различных уровней, работодателей, городской администрации. Многие вопросы решаемы, если мы вместе стараемся их решать, невзирая на отсутствие необходимых средств.

В.И.Елфимов, инспектор отдела администрации города по образованию, уполномоченный крайкома профсоюза по охране труда в г.Бийске