Главная / Регионы / Наша сила в единстве и сплоченности. С.Ю. Кувшинов, Заринская районная организация Профсоюза, комитет администрации района по образованию/»Алтайские диалоги», июль 2004 г..

Наша сила в единстве и сплоченности. С.Ю. Кувшинов, Заринская районная организация Профсоюза, комитет администрации района по образованию/»Алтайские диалоги», июль 2004 г..

Наша сила в единстве и сплоченности

Бесспорно, нет ничего лучше диалога, в результате которого можно прийти к взаимоприемлемому компромиссу. Однако чаще всего одна из «высоких договаривающихся сторон» ставит вопрос несколько иначе: «Не нравится – ищи другое место работы, на твое место очередь стоит возле отдела кадров». И в этом случае нет никакого смысла в коллективном договоре, так как приходится бороться за выполнение хотя бы гарантированных законодательством прав.

Вся система образования на уровне муниципалитетов, к сожалению, построена таким образом, что трудно найти крайнего, кто ответственен за финансирование или недофинансирование образовательного учреждения, с кого спрашивать за выполнение законов по отношению к работнику и за нарушение его прав. Учредителями являются администрации, имущество принадлежит муниципальным органам и находится лишь в управлении образовательного учреждения, финансирование осуществляется через централизованную бухгалтерию, работодателями являются образовательные учреждения, бюджет формируется «сверху», т.е. определяется федеральными и краевыми органами власти. А теперь попробуйте решить вопрос увеличения надтарифного фонда, выделения средств на санаторное лечение или иной вопрос, требующий дополнительных затрат. Все соглашения, заключаемые в России, краевое или отраслевое соглашение для местных органов являются лишь рекомендацией, которую никто не обязывает выполнить. И как следствие, коллективный договор, заключаемый профорганизацией школы и администрацией, оказывается до безобразия урезанным либо «копией» трудового кодекса. Отсюда недоверие к нему как со стороны работника, так и непонимание его необходимости администрацией.

Зачем повторение прописных истин, если на другое нет средств. Нарушены права работника в вопросе выплаты заработной платы, обеспечении методлитературой и т.д. С кем судиться? Кто должен нести ответственность? Работодатель, т.е. директор школы. А школа финансируется и через сельскую администрацию, и через комитет по образованию. Арестует судебный пристав один счет, финансирование начинает осуществляться через другие, и ждать выплаты можно годами. Поэтому создание четкой системы ответственности за финансирование и обязательной вертикали выполнения соглашений – одно из первых условий их успешного действия.

Все, о чем договорились ЦК профсоюза и Министерство образования, должно быть обязательным для самой далекой сельской школы и сельской администрации, а коллективный договор в школе должен давать еще дополнительные гарантии и льготы работникам, исходя из местных возможностей, плюсом к тому, что гарантировали отраслевые, краевые, районные и прочие соглашения.

Давайте рассмотрим хотя бы один пример. Надтарифный фонд. На федеральном уровне он определен до 25%. В краевом соглашении рекомендовано 25%, учреждениям, финансируемым из краевого бюджета, гарантировано 25%. А что, школы нашего района уже отнесли к Кемеровской области или отделили от Алтайского края, что в них надтарифный фонд может устанавливаться местной администрацией в зависимости от численности учащихся и колеблется от 4 до 24%. И коллективный договор становится простой формальностью, так как директору спущены из комитета нормативные цифры – одна, две или три тысячи рублей. Дальше как хочешь. В итоге оплата за классное руководство может составить 50-60 рублей в месяц. Можно ли требовать хорошей работы за данную оплату с классного руководителя? И почему в одном районе или школе классное руководство ценится в 2-3 раза больше, чем в другом при одинаковых требованиях к выполняемой классным руководителем работе?

Каким образом защитить свои права, как добиться улучшения условий труда работников в учреждениях образования? Этот вопрос постоянно стоит перед профсоюзной организацией района. Перестав быть «школой коммунизма», профсоюз сегодня, на мой взгляд, только учится защищать своих членов, только начинает пытаться выполнять свою основную функцию.

Первыми шагами были забастовки. Но по нынешнему закону о коллективных действиях участие в забастовках оказывается себе дороже. Коллективные действия должны быть массовыми и бессрочными, то есть до выполнения требований. Иначе это лишь потеря зарплаты участвующих в них работников, а бессрочная забастовка для нашего «социалистического» сознания абсолютно неприемлема. Как это дети будут не учиться? А как экзамены? А как потом поступать в ВУЗы? Нашего учителя больше волнуют чужие дети, нежели свои, которых тоже нужно учить, кормить, одевать. Поэтому редкие коллективы добиваются выполнения своих требований. На моей памяти добились своего лишь 5-6 школ, но при этом они «стояли» более месяца.

Второй способ защитить свои права – обращение в суды. И снова основной проблемой стала старая психология. Для нашего учителя подать заявление в суд в защиту своих прав – аналогично совершению преступления. Идти в суд в качестве истца мы не привыкли. И переломить эту психологию оказалось самым сложным.

Сегодня в Заринской районной организации профсоюза сложилась практика обращений в суды по выплате методлитературы, оплате коммунальных услуг, выплате заработной платы, оплате невыданных санаторных путевок. В прошлом году при помощи профорганизации двумя учительницами были поданы исковые заявления в суд на Министерство финансов и орган управления образованием. Причина в том, что в течение трех лет им не были предоставлены санаторно-курортные путевки как пострадавшим в результате испытаний на Семипалатинском полигоне. Районным советом профсоюза была оказана помощь в оформлении и сборе документов, при проведении судебного заседания, и в результате иск в размере 24 тысяч рублей был удовлетворен.

Большая задолженность по методической литературе долгое время накапливалась, и гасить ее администрация даже не пыталась. Учителями были поданы несколько исковых заявлений в суд на администрацию школ и комитет по образованию. После удовлетворения исков оформление документов в суд начало приобретать массовый характер. Это вынудило администрацию района начать думать о возможностях погашения задолжности. Так, два раза в год оформлялась подписка на периодическую печать, сначала в размере до 200 рублей, а затем и без ограничения. В счет задолженности за книгоиздательскую продукцию педагоги стали обеспечиваться сельхозпродукцией: мукой, зерном и т.д. Это позволило значительно сократить задолженность.

Аналогичная ситуация происходила и с обеспечением учителей коммунальными услугами. Сначала было подано одно исковое заявление учителем Озернинской школы Филлиповских Н.С., а затем и целой группой работников Смазневской школы. Администрации сельских советов пытались прикрыться ссылками на отсутствие средств в бюджете, однако после первых же судебных заседаний стало понятно, что с учетом всех дополнительных расходов, отраженных в исковых заявлениях, платить придется и платить больше, чем стоят дрова и уголь. Начался процесс выработки взаимоприемлемого решения. Но главный итог – это то, что в дальнейшем долги по коммунальным услугам начали сокращаться, и обеспечение ими всех учителей до 1 сентября стало одной из первоочередных задач всех администраций.

Обращение в суды по вопросам защиты своих прав имеет ряд особенностей, присущих, наверное, только нашему государству. Во-первых, независимость судов чаще декларативная. Есть личная зависимость от администрации, частичная материальная зависимость, телефонное право. Во-вторых, моральная обработка подавшего заявление в суд. Давление на совесть, упреки в том, что из-за него не получат другие, прямое запугивание и ущемление в чем-либо. Поэтому при обращениях в суд важна как юридическая, так и моральная поддержка решившихся на данный шаг, разъяснение всем, что заявление одного – это прецедент, опыт, который поможет защитить права всех.

Четыре года назад, столкнувшись с вопросом финансирования образовательных учреждений или невыполнения законных требований работников со стороны администраций разного уровня, районный совет профсоюза обратил внимание, что районный Совет депутатов на 90% состоит из руководителей предприятий и глав сельских администраций. Как можно решить вопросы финансирования, если в утверждении бюджета участвуют только «свои» люди. Обсуждать ничего не надо, все заранее определено. Всенародно избранных глав в течение четырех лет никто не может обязать, а только рекомендовать.

Прикрываясь местным самоуправлением, верхи кивают на низы, а низы жалуются на верхи. В результате воз и ныне там. Как переломить ситуацию? Нужен контроль за формированием и утверждением бюджета, и нужно хоть изредка дать почувствовать главам, что они избраны для людей, а не люди для них. Чтобы это сделать, нужна организация. В большинстве районов наиболее массовыми организациями являются профсоюзы. В нашем районе самая многочисленная организация — профсоюз работников образования. Поэтому было решено принять активное участие в выборах во все органы власти. Инициативные группы работали в большинстве школ. Были выдвинуты кандидаты на должности глав администраций, в районный Совет депутатов. В их числе были как простые члены профсоюза, так и председатели профкомов. Активность учителей, их авторитет в селе, желание всколыхнуть устоявшиеся традиции позволили либо сместить ряд глав сельских администраций, либо создать им серьезную конкуренцию. В районный Совет депутатов было избранно более 10 работников образования. Что дало присутствие работников образования в Совете? Во-первых, участие в формировании бюджета. Так, в 2004 году в бюджет заложено увеличение надтарифного фонда почти на 40 %. По инициативе депутатов — учителей рассматривались вопросы о введении в школах должности вожатых, увеличении часов на кружковую работу, принята программа «Сельская школа» и т.д. Для решения менее значимых вопросов используется такая форма, как «депутатский запрос». Однако численность учителей – депутатов не позволяет конкретным образом влиять на решение всех вопросов. На выборах 2004 года была поставлена задача увеличить представительство учителей в районном Совете депутатов. С этой целью профорганизации выдвинули 21 кандидата в депутаты, 17 из которых были избраны. Теперь из 32 депутатов районного Совета – 17 наши выдвиженцы.

Активная позиция профсоюзной организации в выборах увеличивает ее значимость, дает возможность влиять на жизнь в районе, повышает авторитет председателей профорганизаций образовательных учреждений. Не случайно в ходе предвыборных кампаний многие кандидаты стремятся заручиться поддержкой профсоюза и привлечь на свою сторону. И вот здесь мне хотелось бы обратить внимание на следующий момент. В выборах участвуют политические партии, движения. Они выдвигают кандидатов по партийным спискам, делят места в думах и законодательных собраниях. Но почему-то законом не допускается участие в выборах движений, объединенных по профсоюзному принципу. Почему можно участвовать «любителям пива», «автолюбителям» и прочим объединениям, но нельзя профсоюзам? Не является ли это дискриминацией по профсоюзному признаку, нарушением прав, гарантированных Конституцией РФ? Не стоит ли ЦК профсоюза обратиться в Конституционный Суд и устранить эту несправедливость. Я думаю, что данное ограничение введено для того, чтобы устранить с политической арены самую многочисленную и организованную часть общества. А без политических действий в нынешних условиях практически невозможно решить экономические проблемы. Сегодня «Единая Россия» не просто «партия власти», а профсоюз работодателей, так как в нее собраны все промышленные и государственные руководители разного уровня или менеджеры, что практически сегодня является профессией. Так почему профсоюзы работников разных отраслей не могут участвовать в выборах и по своим спискам получать места в Госдуме и законодательных собраниях краев и областей, тем самым участвовать в законотворческом процессе на благо людей?

На уровне муниципальных образований, сельских и поселковых советов, роль школьных профорганизаций особенно значима. Во многих селах единственная «живая» организация – школа. Колхозы либо развалились, либо в зимнее время все работники находятся в отпусках, в клубах работает по 1-2 человека. Поэтому первое место, откуда начинается формирование общественного мнения и агитация, это школа. Кроме этого, работники школ в большинстве своем уважаемые в селе люди и имеют выход на родителей, общественность. Большинство жителей села так или иначе связаны или были связаны со школой. И от того, как настроен по отношению к выбираемому главе местной администрации коллектив школы, зависят итоги выборов.

Период выборов – одна из возможностей вынудить действующие администрации решить те вопросы, которые не решались четыре предыдущих года.

Наряду с вышеперечисленными действиями профорганизации, в результате которых тем или иным образом изменяются условия труда и социально-бытовые условия всех членов профсоюза района, немаловажное значение имеет работа с каждым конкретным человеком. Попавшему в сложные условия человеку сегодня некуда обратиться, кроме профорганизации. И если мы не поможем ему сегодня, то завтра он вполне резонно задаст вопрос: «А зачем мне профсоюз?». Один из основных вопросов, с которым идут люди к профсоюзному лидеру, это юридическая помощь в вопросах труда и заработной платы. Правовая неосведомленность работников ведет к постоянному нарушению их прав, и здесь профсоюз должен учить людей грамотно защищаться от произвола руководителя. Лозунгу руководителя – «не нравится – пиши заявление и уходи» — нужно противопоставить – «не нравлюсь – попробуй, уволь». За прошедшие годы профорганизация неоднократно вмешивалась в конфликты, когда по инициативе администрации предпринимались попытки уволить работника.

И во всех случаях дело удавалось решить в пользу работника в досудебном порядке. Знание трудового законодательства дает возможность аргументированно доказать бесперспективность неправомерных действий администрации. Примеров можно привести много, но наиболее показательны два, когда инициатива увольнения шла с «самого верху», от главы администрации района, требовавшего увольнения Беляевой Н.Г. из Гоношихинской школы и Макрушиной А.Н. из Тягунской школы. Однако этим попыткам были противопоставлены грамотные действия, и учителя остались на работе.

Много вопросов возникает по условиям оплаты труда, распределения нагрузки, организации рабочего времени. Только разговор с буквы закона, настойчивость и последовательность действий позволяет восстановить ущемленные права работников.

Возникают конфликтные ситуации при аттестации учителей. Ее организация далека от совершенства, во многом определяется не объективными результатами работы, а субъективными мнениями администрации школы. Только по одной Тягунской школе в этом году лишь при вмешательстве профсоюза школы и района удалось обеспечить аттестацию 6 учителей, которые по вине директора выпадали из числа аттестуемых.

Примеров можно приводить множество, но суть их всех одна – нужно быть грамотнее любого администратора, нужно знать все тонкости трудового законодательства, в особенности по вопросам образования.

Главной задачей для профсоюза должна стать такая работа, такое отношение к людям, чтобы каждый обратившийся получил действенную помощь и поддержку. Нужно попытаться решить любую просьбу, и тогда люди потянутся к профсоюзу.

Вот еще один случай. Учителю сделали операцию, и он два месяца находился в больнице. Сельский житель держит корову, а сено осталось в поле. Можно оставить его один на один с его проблемой, а можно помочь решить вопрос с техникой.

Очень часто люди попадают в ситуации, когда нет средств для оплаты обучения, приобретения лекарств, проведения свадеб и похорон. Они появятся через месяц, неделю. Но сегодня человеку крайне нужны 2-3 тысячи, и профсоюз должен ему помочь. С зарплаты он вернет, но он постоянно должен чувствовать уверенность, что есть место, где ему всегда помогут. Конечно, это не значит, что профсоюзная организация должна быть кассой взаимопомощи или «нянькой», решающей бытовые проблемы отдельных работников.

Помогая отдельным членам профсоюза, одновременно необходимо целенаправленно добиваться того, чтобы все больше и больше социально-бытовых проблем работников решались работодателями, а для учебных заведений – муниципальными органами образования. Администрации должны не только требовать качественного выполнения работником своих обязанностей и платить за это своевременно заработную плату, но и создавать нормальные условия для работы, заботиться о здоровье, быте, отдыхе работников. А добиваться этого должна профсоюзная организация, не профсоюзный комитет или председатель профкома, а организация, сотни и сотни членов профсоюза. Лишь при их единстве и настойчивости, жесткой постановке требований и их целенаправленного отстаивания всевозможными способами можно защитить каждого отдельного работника и всех работников образования в целом.

Кувшинов Сергей Юрьевич – председатель Заринской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, главный специалист комитета администрации района по образованию.