Система доплат как один из способов повышения оплаты труда преподавателей
Сегодня средняя зарплата в образовании чуть больше половины средней зарплаты в промышленности. А фактически зарплата преподавателей еще ниже той, что публикует Госкомстат РФ.
Труд учителя тяжел и зачастую неблагодарен. Моральная благодарность со стороны студентов, их родителей и всего общества в целом не поддерживается материально со стороны государства.
Парадокс, но то, что высоко оценивает общество, государство продолжает оценивать, исходя из остаточного принципа.
Уровень зарплаты педагога зависит от его реальной нагрузки. Для нормальной жизни преподавателю приходится вести по 36-40 часов в неделю, т.е. работать, не задумываясь о своем здоровье, до полного истощения нервной системы.
В дореволюционной России учительской нормой было 12 часов в неделю, сейчас 18. Анализ тарификации штатных преподавателей БГПК показывает: недельная нагрузка большинства достигает 34-36 часов. Учитель вынужден работать в 3 раза больше, получая при этом гораздо меньше.
Средний возраст преподавателей приближается к 50, много работающих пенсионеров, которые не спешат выходить на пенсию. Почему?
Потому что на пенсию можно только существовать, а не жить.
Основное наше право, право на достойную зарплату, а значит, и на достойную жизнь, ущемлено.
Несмотря на финансовые трудности, в нашем коллективе удается посредством социального партнерства устанавливать ряд важных льгот и гарантий для работников образовательного учреждения.
Свидетельством позитивного результата является то, что в процессе совместной кропотливой работы профсоюзной организации и администрации колледжа удалось закрепить в коллективном договоре существенные положения: на учебный год при тарификации администрацией БГПК с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета устанавливаются доплаты, источником которых является надтарифный (дополнительный) фонд оплаты труда и внебюджетные средства учреждения.
Это доплаты за:
• руководство кафедрой и предметно-цикловой комиссией (10-20%);
• проверку письменных работ по русскому языку, математике, иностранным языкам, каллиграфии и др. предметам (10-20%);
• заведование кабинетами (10-20%);
• классное руководство (15-25%);
• внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс (до 30%);
• напряженный и интенсивный труд до 50% от административной ставки директору, заместителям директора, завпрактикой;
• исполнение обязанностей ответственного секретаря приемной комиссии – 100% в пределах сроков от начала приема документов до передачи всех личных дел, 50% — в течение года;
• исполнение обязанностей вышестоящего должностного лица – 50% к окладу замещаемого;
• за работу в интересах педагогического коллектива по решению социально-трудовых вопросов в соответствии со ст. 377 ТК РФ председателю первичной профсоюзной организации преподавателей и сотрудников установлена доплата в размере 20% от ставки;
• 20%-процентная доплата устанавливается преподавателям, имеющим нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»;
• по завершении аттестации рабочих мест операторам ЭВМ сохранена 12% доплата.
Разовые доплаты за:
• выступление на краевом, региональном конкурсах, конференции с докладом – за каждый час непосредственного участия, но не более числа часов, определенного планом;
• участие в работе аттестационной комиссии (до 0,5 оклада);
• призовое место в краевых выставках, смотрах, конкурсах (от 0,25 оклада до 1 оклада);
• исполнение обязанностей заместителя председателя государственной аттестационной комиссии – до 0,75 оклада, исполнение обязанностей секретаря ГАК – до 0,5 оклада, преподавателям – по количеству переработанных часов;
• разработку, оформление документации к вступительным экзаменам (0,5 оклада);
• оснащение образовательного процесса учебно-методическими комплексами заведующему кабинетом – 10-20%;
• подготовку студентов к защите дипломной работы на госэкзамене — 15 часов;
• руководство написанием курсовой работы – 5 часов.
Таким образом, существующая система доплат является одним из рычагов повышения оплаты труда преподавателей и сотрудников колледжа.
Шипулин Николай Иванович – директор Барнаульского государственного педагогического колледжа, председатель Совета директоров ССУЗов Алтайского края, кандидат педагогических наук;
Агарина Ирина Николаевна, председатель профсоюзной организации преподавателей и сотрудников, преподаватель колледжа.
|