Главная / Регионы / Общественно значимый статус учителя – достойная оплата его труда. Черепанова Галина Ивановна, заведующая производственным отделом крайкома Профсоюза/”Алтайские диалоги”, июнь 2004 г. .

Общественно значимый статус учителя – достойная оплата его труда. Черепанова Галина Ивановна, заведующая производственным отделом крайкома Профсоюза/”Алтайские диалоги”, июнь 2004 г. .

Общественно значимый статус учителя – достойная оплата его труда

В последнее 10-летие система образования находилась в сложной ситуации.

С одной стороны, предпринимались попытки сначала её реформирования, затем модернизации.

С другой, – система образования все эти годы испытывала недостаток, а в отдельные моменты кризис финансирования, сопровождавшийся высоким уровнем инфляции.

В период с 1996 года снижение уровня жизни работающих в отрасли, хронические задержки выплаты заработной платы стали причинами различных форм протеста: длительных забастовок, митингов, пикетирований административных зданий, даже голодовок.

Акции протеста дали положительные результаты.

К середине января 2000 года напряженность с оплатой труда заметно снизилась, но задолженность по заработной плате в крае оставалась в объеме месячного фонда оплаты труда.

Для того, чтобы влиять на ситуацию с оплатой труда, в крайкоме профсоюза проводился ежемесячный анализ задолженности по заработной плате. Велась постоянная работа с комитетами по образованию и финансам администрации края по поступлению ссуд, трансфертов, субвенций, направляемых на погашение долгов по зарплате.

По предложению крайкома профсоюза вопрос о ходе погашения задолженности по зарплате стал регулярно рассматриваться на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Ежемесячный анализ задолженности по оплате труда в учреждениях образования позволял крайкому профсоюза определять стратегию на переговорах с краевой властью.

Так, в апреле 2000 года по настоянию председателей краевых организаций профсоюзов работников образования, здравоохранения и культуры были проведены переговоры с главой администрации края Суриковым А.А., результатом которых стало постановление администрации края от 28.04.2000 г № 356 «О повышении с 1 апреля 2000 года в 1,2 раза тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы».

Также в результате переговоров с главой администрации аналогичное постановление было принято на краевом уровне от 28 ноября 2001 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников бюджетных отраслей с 1 декабря 2001 года».

Однако, одновременно с увеличением зарплаты с 1 декабря 2001 года в большинстве территорий края произошло снижение надтарифного фонда, доплаты и надбавки из которого значительны и составляют от 10 до 40, а кое-где и до 60 % от заработной платы.

В результате фонд оплаты труда работников образовательных учреждений, финансируемых как из краевого, так и местных бюджетов, увеличился лишь в 1,7 раза.

Этот факт был подтвержден проверками, проведенными специалистами крайкома профсоюза в 1 квартале 2002 года в Октябрьском и Железно- дорожном районах г. Барнаула, Первомайском и Залесовском районах.

Фактически только к началу нового учебного года в ряде территорий удалось добиться повышения надтарифного фонда от 0,6 до 5 % и закрепить этот показатель в отраслевых соглашениях на 2002-2004 годы.

Но в целом по краю прежний уровень надтарифного фонда, который был до 1 декабря 2001 года, не достигнут.

Под давлением профсоюза администрация края стала более внимательно реагировать на социальные требования работников образования. Средства, поступающие в краевой бюджет из Минфина РФ, в первоочередном порядке и целевым назначением стали направляться на выплату заработной платы бюджетникам.

Вопросы выплаты заработной платы находятся под постоянным контролем краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Благодаря работе комиссии и настойчивости профсоюза, удалось обеспечить гласность в распределении средств на выплату зарплаты, повысить ответственность органов местного самоуправления за их целевое использование.

Ежемесячный анализ оплаты труда в учреждениях образования края доводился до сведения территориальных профсоюзных организаций. Аналитический материал помогал профорганизациям сравнивать свою территорию с другими и более обоснованно выставлять требования к муниципальным органам.

В зоне внимания городских и районных трехсторонних комиссий, в которых принимают участие представители профсоюзов, находится распределение средств, поступающих на выплату заработной платы.

В первом квартале 2003 года удалось переломить ситуацию с погашением задолженности по зарплате.

Постоянное внимание краевой трехсторонней комиссии к вопросу погашения долгов по заработной плате, конструктивные диалоги профсоюзов непроизводственных отраслей с главой администрации края дали свои положительные результаты.

В крае в сложных финансово-экономических условиях было обеспечено своевременное повышение зарплаты работникам бюджетных отраслей в сроки и в размерах, устанавливаемых федеральными решениями, и регулярная её выплата.

Краевой комитет профсоюза в борьбе за заработную плату прошел тяжелый и длинный путь от полной конфронтации с краевой властью до социального диалога.

В настоящее время не коллективные действия, а коллективные договоры и соглашения становятся основными способами совершенствования системы оплаты труда в отрасли, увеличения надтарифного фонда, введения ряда компенсационных надбавок и доплат различным категориям работников.

В соответствии с коллективными договорами в учреждениях образования Тальменского, Тогульского, Троицкого, Залесовского районов, городов Барнаула, Бийска, Заринска, Славгорода размер надтарифного фонда

достаточно высокий – 22-25 процентов к фонду оплаты труда.

В системе социального партнерства крайком профсоюза ищет пути решения острых социальных проблем и трудовых конфликтов, рассматривает её как один из инструментов повышения уровня и качества жизни работников.

В городских и районных отраслевых соглашениях предусматриваются доплаты молодым педагогическим работникам, выплаты единовременных пособий при поступлении на работу по окончании вуза или колледжа, устанавливаются надбавки к ставкам и должностным окладам педагогическим работникам, имеющим отраслевые награды, педагогам – стажистам, ветеранам труда при выходе на пенсию по возрасту выплачивается от одного до трех окладов.

Но это полумеры, они не решают главной проблемы – необходимости существенного повышения оплаты труда педагогических работников.

Если говорить о материальном положении начинающего учителя, то сам себя при заработной плате 1200 рублей (после индексации в 1,33 раза) он содержать не может.

Большинство из них остается в школе, если в семье есть иные источники дохода или родители делятся скудной пенсией.

Чтобы как-то держаться наплаву, учитель берет нагрузку в объеме 27-40 часов в неделю, работает на износ, порой до полного истощения нервной системы.

Молодые кадры бегут. Статистические данные подтверждают, что только 1 из 10 выпускников учреждений высшего и среднего профессиональ- ного образования сегодня трудоустраивается по специальности.

В результате школа стареет: в некоторых учреждениях до 50 % педагогов – работающие пенсионеры.

Сегодняшняя система оплаты труда работает на понижение качества преподавания.

Средняя зарплата педагогических работников составляет лишь 51 % от заработной платы работающих в промышленности.

Выполнить Указ № 1 Президента России Ельцина в части установления величины ставки (оклада) учителя на уровне средней заработной платы по народному хозяйству за 10 лет так и не удалось.

Отставание оплаты труда учителей от общего роста заработной платы – главная причина снижения престижа профессии учителя.

Не соответствует фактическим затратам труда и оплата за выполнение так называемых «дополнительных» обязанностей педагогов. Само название «доплаты» ориентирует на восприятие этих обязанностей как второстепенных, необязательных. Особенно это относится к классному руководству – важнейшему участку воспитательной работы. Классный руководитель затрачивает 20-30 часов в месяц, а получает доплату в размере 10-20 % от ставки зарплаты. Между тем работа по классному руководству отрывает, как правило, время, отводимое на подготовку к урокам, на дополнительные занятия с учащимися, на самообразование. Аналогичная ситуация с проверкой письменных работ. Оплата труда за эту работу также не соответствует фактическим затратам рабочего времени.

Таким образом, самый главный недостаток существующей системы оплаты труда учителей состоит в том, что она стимулирует увеличение объема работы за счет большого количества уроков, но не повышение её качества.

Поэтому, решая проблему совершенствования оплаты труда, необходимо, прежде всего, связать размер оплаты труда с его качеством, так, чтобы каждая прибавка за качество воспринималась учителями, как весьма существенная.

Сегодня назрела необходимость установить научно обоснованные нормы рабочего времени учителя и соответствующие размеры оплаты труда, приведя их в полное соответствие с общим законодательством о труде.

Нас беспокоит сегодня большая задолженность по компенсационным выплатам за методическую литературу.

С 1 января 2001 г. размер этой компенсации стал фиксированной суммой в 100 рублей, явно неадекватной ценам на книжном рынке.

Аттестация – фактор, способствующий профессиональному росту учителя, стимулирующий целенаправленное непрерывное повышение уровня его профессиональной компетентности. В то же время аттестация – инструмент повышения оплаты труда с учетом его качества. Так по крайней мере задумывалось.

В действительности же социальная сторона, заложенная изначально в аттестацию, не реализована. Конечный её результат – мизерная прибавка к заработной плате.

Аттестация превратилась скорее в инструмент морального стимулирования труда учителя.

Без финансового обеспечения социальная задача аттестации решаться по-прежнему не будет.

Для того, чтобы профессия учителя стала привлекательной, нужна не только высокая зарплата, но и дополнительные меры, которые позволят сделать статус педагога общественно значимым: сохранение льгот по коммунальным услугам, 25 % надбавка к окладу за работу в сельской местности, предоставление бесплатного или льготного жилья, надбавка за непрерывный стаж работы, сокращение учебной нагрузки за ставку, увеличение компенсации за приобретение книгоиздательской продукции, значительное увеличение ставки при прохождении аттестации на очередную категорию и др.

Не повысив уровень минимальных государственных гарантий в сфере оплаты труда работников образования, не обеспечив значительного повышения уровня их жизни, нельзя рассчитывать на реализацию провозглашенных задач модернизации образования.

Черепанова Галина Ивановна, заведующая производственным отделом крайкома профсоюза работников народного образования и науки