Главная / Регионы / Уроки Бориса Сердюка. Очерк В. Штаненко/»Алтайские диалоги», май 2004 г..

Уроки Бориса Сердюка. Очерк В. Штаненко/»Алтайские диалоги», май 2004 г..

Очерк

УРОКИ БОРИСА СЕРДЮКА

Знакомьтесь: Борис Сердюк.

А если точнее, то «наш мастер, Борис Тимофеевич, » — как уважительно называют своего учителя трудового обучения воспитанники Заринской муниципальной общеобразовательной (коррекционной) школы, где он работает уже добрый десяток лет.

…Все мы – родом из детства. Там надо искать истоки – характера, профессии, судьбы.

Малая Родина для Бориса Сердюка вот уже скоро полвека, с того самого октябрьского дня 1954 года, когда он родился, – село Верх-Бобровка Косихинского района

Отец Бориса, Тимофей Федорович, был девятым, младшим ребенком в большой семье украинских крестьян-переселенцев в Сибирь, на Алтай. Следуя вековой традиции и исконным привычкам земледельцев, тоже стали заниматься привычным делом – хлебопашеством. И, как водилось тогда в деревне, которой всегда нужны в поле помощники, тоже было у них много детей.

Борис с детства запомнил и близко принял к сердцу слова отца: «Где родился, там и пригодился!». И это был первый жизненный урок. И он усвоил его на отлично. Куда бы ни звали, ни приглашали, от родных мест ни на шаг, в лучшем случае на 100 верст вкруговую – по тем же знакомым окрестностям, что для наших просторов не расстояние.

Именно тогда, работая вместе с отцом и матерью, с мужиками и бабами в полеводческой бригаде, а с братьями и сестрами дома, на личном подворье, помогая родителям управляться по хозяйству, пришло к Борису впервые понимание слова «коллектив», которому по плечу любые дела. А когда старшие научили его еще столярничать и слесарничать, водить машину и трактор, к этому слову, простым арифметическим действием сложения, прибавилось и значение «профессионализм», без которого не может быть высокоэффективного и качественного труда.

Помимо обязательных «молний» и красных флажков каждую ударную декаду, собиралось во время «перекура» прямо на полевом стане профсоюзное собрание, где механизаторы ставили самый насущный вопрос в повестку дня, обсуждали при начальстве, спорили, соглашались, голосовали.

Подобную картину профессионального единения, спайки, союза неоднократно уважительно наблюдал и правильно, с позиции рабочего человека, оценивал Борис Сердюк.

В рассказе о своем детстве почувствовал я и еще одну черту Бориса Тимофевича: желание быть полезным людям, умение слышать чужую беду и воспринимать ее, как собственную. Качество, надо сказать, в лихую годину начала реформ не очень распространенное: большинство думало только о собственном благополучии или прочно погрузилось в пучину тоскливой озлобленности из-за невозможности прокормить семью, жить достойно.

Времена тогда были действительно тяжелые. И промышленность, и сельское хозяйство рушились, людям месяцами не выплачивали зарплату, впроголодь жили и рабочие, и бюджетники. Многочисленные митинги и акции протеста собирали тысячные толпы.

Не лучше было положение и в Заринске, где градообразующее предприятие «Алтай-кокс» переживало всеобщий раздрай приватизации и передела собственности. «Живых» денег практически не было, производством правил бартер. Но и в этих условиях можно было облегчить жизнь работников.

Что и стремился достичь в своей профсоюзной деятельности Борис Тимофеевич Сердюк, когда пришел в школу-интернат и возглавил здесь профком.

— Труд в нашем образовательном учреждении особый, — рассказывает он, – для полной отдачи педагогического коллектива необходимо создание комфортных условий труда, что в совокупности с безопасными условиями позволит устранить утомляемость, стрессы, дискомфорт. И люди должны были знать, что профсоюз не бездействует, что занимается и охраной труда, и отстаиванием прав работников, и старается улучшить условия.

И здесь начинающий профсоюзный лидер получил полную поддержку от администрации в старании поддержать человека, если он попал в трудную ситуацию, когда у него умер кто-то из близких или тяжело заболел. В этих случаях выделялась и материальная помощь, и транспорт.

— Как было не помочь человеку, если он подчас всю зарплату в аптеку относил? – комментирует эту ситуацию Б. Т. Сердюк. – Вот и собирали мы профком, выносили решение. Коллективный договор в первую очередь для людей пишется, а жизнь без исключений не бывает. К тому же у нас правило, когда работник обращается к нам за помощью, мы не спрашиваем, член ли он профсоюза. Сначала стараемся помочь и лишь потом начинаем агитировать. Такое чаще всего происходит с новичками. Они порой, устраиваясь на работу, даже удивляются: «А что, у вас и профсоюз есть?» Но на предложение вступить в организацию чаще всего отвечают: «Подумаю». А через некоторое время, «поварившись» в коллективе, приходят с заявлением.

Особенно сейчас, когда авторитет профсоюза усилиями того же Сердюка, когда он был на посту председателя профкома, стал расти.

И это уже были другие уроки – уроки гражданственности. В высоком понимании этого слова.

…После окончания средней школы в Налобихе стал работать в колхозе куда пошлют – кочегаром, каменщиком, скотником, ибо сызмальства был приучен и привычен к любому труду. И так вплоть до призыва в ряды Вооруженных Сил в 1973 году.

Служил на подлодке во «Владике» — городе «камней и бескозырок» — три долгих года, потому что на флоте.

Наверное, эта тихоокеанская, но отнюдь не тихая, а штормовая, суровая служба научила Бориса Тимофеевича Сердюка в дальнейшем держать строго выверенный курс в жизни и не слишком зарываться в ее пучины.

И еще. Хорошо понимать, что такое безопасность в море – для каждого матроса в отдельности, отделения и экипажа, в целом для боевого корабля, на котором из-за халатности или недосмотра может случиться авария, катастрофа, что для подводника, всегда находящегося у самой черты бездны и бытия, означает только одно – не всплыть, затонуть, погибнуть. И это тоже пригодилось потом на гражданке, когда всерьез и досконально стал заниматься охраной труда.

В настоящее время по роду своей деятельности Борис Тимофеевич Сердюк отвечает за технику безопасности в образовательном учреждении. Он возглавляет в городской организации профсоюза не только постоянную комиссию по охране туда, но и является к тому же уполномоченным крайкома профсоюза по данному направлению работы. Избран два года назад открытым голосованием на президиуме Заринского горкома профсоюза работников народного образования, который возглавляет В. М. Андреева.

— В комиссии, — уточняет Валентина Михайловна, — кроме председателя, еще четыре наших активиста, председатели профкомов – В. С. Крутилина из школы №7, Л. В. Комиссарова из школы-детсада №12, Г. В. Тучина из детского сада №3, В. А. Заречнева из школы №3. Во всех 22-х первичных профорганизациях учреждений образования города избраны уполномоченные по охране труда от нашего городского совета, руководит которыми Борис Тимофеевич.

Значение, которое придает наш профсоюз вопросам охраны труда в школах, интернатах, детсадах, вполне объяснимо на фоне недавних трагедий в учреждениях образования, непрерывной чередой прокатившихся по стране и унесших десятки человеческих жизней.

Каковы причины этих ЧП, как им поставить заслон, как сделать труд учителей, воспитателей и жизнь детей безопасными, как профкому защитить право работника на здоровье там, где оно попирается недобросовестными руководителями?

Эти и другие вопросы стоят у нас постоянно на повестке дня. Согласно плану мероприятий на 2003 год членами постоянной комиссии проведены 7 проверок, результаты которых затем были заслушаны на заседании горсовета профсоюза.

Мы стараемся обучить актив, помочь и уполномоченным в первичках, и администрациям. Детально рассматриваем вопросы заключения и правильного оформления Соглашения по охране труда в образовательных учреждениях, включения в коллективный договор мероприятий по охране труда, принятию действенных мер по их выполнению.

Как я понял из беседы с В. М. Андреевой, особенность системы образования в том, что приходится решать вопросы не только с точки зрения создания здоровых и безопасных условий труда для работающих, но и воспитывать в молодежи сознательное выполнение правил и норм охраны труда. Без плодотворного сотрудничества со многими организациями и ведомствами здесь просто не обойтись.

По словам В.И. Андреевой, общественная работа для неугомонного Бориса Тимофеевича не в тягость.

«Я всегда был в профсоюзе и никогда не выходил из него!»- восклицает он во время нашей беседы. Приходилось ему возглавлять и профком хозяйства, и профсоюзную организацию школы. Во втором случае не ждал особого приглашения, не раз за день заходил в кабинет директора, настаивая на решении самых злободневных проблем коллектива согласно пунктам заключенного трудового договора – от правильной организации рабочих мест, повышения заработной платы учителям, до доплат за вредные условия труда, учитывая особую сложность учебного процесса, постоянный контроль за воспитанниками. К ним у Бориса Тимофеевича отношение по-отцовски заботливо-трогательное. Вот почему охрана труда в школе для него, в первую очередь, это охрана детей – их здоровья, их жизни.

Надо отметить, что руководство, уважая принципиальность и настойчивость Сердюка, всегда охотно шло на социальное партнерство с профсоюзом, соблюдало трудовое законодательство, нормы охраны труда. Улучшились условия труда, быта и отдыха воспитателей и педагогов. Результат – как сообщающиеся сосуды: стало расти в школе профсоюзное членство и, соответственно, начало увеличиваться количество профсоюзных взносов. Часть денег, поступивших уже непосредственно в горком профсоюза, выделяется на плакаты и стенды по охране труда – для информирования членов профсоюза по итогам проверок проводимых постоянной комиссией по охране труда и технике безопасности.

Их за прошлый год было проведено не менее пятнадцати.

Надо отметить, что крайком профсоюза и его секретарь Александр Николаевич Иванов, в круг обязанностей которого входит и охрана труда, всегда оказывают необходимую методическую помощь своим уполномоченным по охране труда, практикуя издание правовых и нормативных документов. В частности, большим подспорьем в решении многих вопросов стали информационные бюллетени крайкома профсоюза по охране труда.

И как итог: за прошедший год заметно улучшилась работа по соблюдению правил охраны труда, выполнению санитарно-гигиенического режима, своевременному медицинскому обследованию работников, организации питания учащихся, укреплению здоровья педагогов и детей в школах Заринска. Теперь к их услугам – спортзалы, тренажеры, бассейны и сауны.

Да, многие вопросы сняты с контроля, потому что были решены. Порой совсем не просто – с помощью специалистов Рострудинспекции труда в Алтайском крае, которые по ходатайству уполномоченного крайкома профсоюза по охране труда Б.Т.Сердюка, привлекли ряд руководителей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

— Нас очень беспокоит еще одно обстоятельство, — добавляет Борис Тимофеевич. – Если статистика по несчастным случаям на производстве с работающими в крае достаточно полная и достоверная, то с учетом травматизма учащихся дела обстоят сложно. Если сказать честно, статистики в целом по травматизму детей практически нет. Мы должны найти варианты сбора информации от всех организаций о состоянии травматизма, заболеваемости, условий труда и по другим связанным с ними вопросам, а также способы преодоления недооценки руководителями вопросов охраны труда.

В большинстве же случаев члены постоянной комиссии под руководством ее председателя Б. Т. Сердюка отмечали доброжелательный, конструктивный настрой руководителей образовательных учреждений: проверяющим предоставлялась необходимая документация, на их замечания была адекватная реакция со стороны директорского корпуса.

— Однако,- замечает Борис Тимофеевич, — не все еще решено и не все недостатки устранены. Так, имеется до сих пор ряд серьезных упущений и даже нарушений по правилам пожарной безопасности. Не обновляется или вообще отсутствует сигнализация. Классные доски не оборудуются софитами. В санузлах нет кабин с дверцами. Не приобретается мебель необходимых для детей размеров. Не все работники, которым требуется спецодежда, обеспечены ею в полном объеме.

Проблем много. Они общеизвестны: отсутствие единой системы государственного управления охраной труда; ослабление ведомственного контроля за техникой безопасности; старение основных фондов; недостаток финансирования школ. При этом, что скрывать, для устранения некоторых нарушений охраны труда требуются лишь минимальные затраты. Ну что мешает, спрашивается, иметь запасные ключи от всех кабинетов, резиновые коврики около электроплит и швейных машин, в местах для глажения. Мешает порой и наша несобранность. Учителя физики, трудового обучения не прошли курсовую переподготовку по охране труда, в результате – не аттестованы. Много замечаний еще и по оформлению документации, которая совсем не требует каких-либо материальных затрат.

Перечень общеизвестных причин можно продолжить. И все же, на наш взгляд, есть важнейшая среди них. Это – человеческий фактор. Мы не смогли до сих пор переломить в сознании каждого, что безопасный труд, неукоснительное исполнение требований охраны труда – главное в производственной деятельности. Вольно или невольно начинаешь задумываться: почему в одной школе работники систематически проходят проверку знаний по охране труда, в другой – нет? Как можно проводить занятия в мастерской при наличии неисправного оборудования? Прежде чем привести детей организованно на футбольное поле, неужели трудно проверить устойчивость снарядов и их закрепление?

На все вопросы один ответ: все происходит по халатности, недосмотру. Выступаю не за держимордовскую систему, взываю к ответственности на каждом шагу в учебно-воспитательном процессе. Нам надо скоординировать свои действия. В работе по охране труда нет мелочей. Немаркированные розетки, открытые лампы освещения, отсутствие средств индивидуальной защиты и наглядности, непроведение инструктажей или отсутствие отработки практических навыков в экстремальных ситуациях и другие моменты – причины травматизма. В том числе и среди преподавательского состава.

Над решением этих и других вопросов нам в постоянной комиссии по охране труда и предстоит работать в дальнейшем.

…А ведь хотел было уйти с председательства Сердюк, даже замену себе подготовил, воспитал – Галину Викторовну Киселеву, учителя начальных классов школы-интерната. Очень активная, инициативная женщина. А ведь, как ни странно, когда-то выходила из профсоюза. Зарплата низкая, а тут еще взносы плати, от которых никаких тебе социальных благ и льгот – ни подарков, ни премий, ни путевок…

Прошли те времена безысходности. Профсоюз крепнет год от года. В первую очередь, людьми. О некоторых из них сегодня уже рассказал Борис Тимофеевич. О других, может быть, поведает завтра.

Я еще не знаю, как в дальнейшем получится, сложится у меня всё, — беспокоится Сердюк. – Однако чувствую, что порой незаметная, негромкая, будничная моя работа нужна, я практически не сижу на месте: дел выше головы!

И опять, как и пять, и десять лет назад, будут заходить к нему люди, уважительно называя его по отчеству: «Тимофеич, помоги!».

И он снова будет думать, что надо сделать в первую очередь, безотлагательно, ведь в охране труда нет мелочей. Как и звонка на перемену. А значит, вновь для него продолжится урок – урок общественный. Самый главный в его жизни.

Владилен Штаненко

г. Барнаул – г. Заринск