Главная / Регионы / Интервью с С.В.Черепановой – главным специалистом сектора технического надзора комитета администрации Алтайского края по образованию/»Алтайские диалоги», май 2004 г..

Интервью с С.В.Черепановой – главным специалистом сектора технического надзора комитета администрации Алтайского края по образованию/»Алтайские диалоги», май 2004 г..

Пожалуй, главная задача в сфере охраны труда в образовательных учреждениях – преодоление отношения к ней, как к чему-то второстепенному, даже необязательному

Так считает С.В.Черепанова – главный специалист сектора технического надзора комитета администрации края по образованию

По просьбе редакции журнала «Алтайские диалоги» интервью у С.В.Черепановой взял редактор газеты «Профсоюзы Алтая» В.Я. Штаненко

— Светлана Витальевна, на Вас возложены обязанности по организации работы в области охраны труда в учреждениях образования края. Чем руководствуются руководители образования в этой области?

Вопросы обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях требуют к постоянного внимания.

Проверяя и анализируя работу комитетов и отделов образования, я могу сделать вывод о том, что охрана здоровья и жизни обучающихся, воспитанников и работающих, профилактика травматизма, пожаров, создание безопасных условий труда и учебы находят место в их повседневной деятельности. В целом работа проводится в соответствии с системой действующих стандартов в области безопасности труда. Это федеральные законы «Об образовании», «Об основах охраны труда», «О пожарной безопасности», положение «О службе охраны труда в системе Министерства образования», приказы Министерства образования РФ.

В учреждениях образования регулярно проводятся проверки санитарно-технического состояния помещений: светового режима, эффективности вентиляционной системы и целый ряд других мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной эксплуатации зданий и инженерно-технических коммуникаций.

— Кто в органах управлением образованием занимается вопросами охраны труда?

Во всех органах управления образованием и в образовательных учреждениях назначены ответственные лица за охрану труда и пожарную безопасность, которые осуществляют контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, типовых правил пожарной безопасности и техники безопасности.

Мы добиваемся, чтобы вопросы состояния охраны труда, пожарной безопасности и профилактики травматизма в образовательных учреждениях заслушивались на районных и городских совещаниях директоров учреждений образования с привлечением заинтересованных служб и ведомств.

Сегодня в комитетах и отделах по образованию районных игородских администраций разработаны и утверждены перспективные планы и планы оперативных мероприятий по улучшению условий охраны труда, учебы и предупреждению травматизма на период до 2005 года, а в целях предупреждения пожаров в учреждениях образования разработана целевая программа по обеспечению пожарной безопасности на 2004-2006 годы с учётом предписаний подразделений Государственной противопожарной службы.

Сегодня назрела настоятельная необходимость введения в штатные расписания муниципальных органов управления образованием должностей инженеров (специалистов по охране труда), а в учреждениях образования – создания действующих служб охраны труда, которые на профессиональном уровне осуществляли бы всю профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального Закона «Об основах охраны труда в РФ», отраслевого стандарта «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России».

— Но ведь и в комитете администрации края по образованию нет отдела по охране труда и даже должности специалиста по охране труда. А помимо вменённых обязанностей по охране труда, у Вас есть и обязанности совершенно другого направления. Что Вы думаете по этому поводу?

Вы правы, в комитете администрации края по образованию пока нет штатного работника, занимающегося только вопросами охраны труда. Мне, помимо организации работы по охране труда в образовании края, приходится заниматься материально-технической базой всех учреждений края, вопросами госимущества федеральной и краевой собственности, земельным кадастром и рядом других вопросов. А для успешной реализации работы по охране труда нужна постоянная и целенаправленная деятельность в этом направлении.

Должна сказать, что в этом году подписано отраслевое Соглашение по учреждениям образования Алтайского края на 2004-2006 годы, в котором есть пункт по завершению в 2004-2005 годах создания в комитете администрации края по образованию службы охраны труда и поэтапное введение должности инженера по охране труда в учреждениях начального профессионального образования и в других подведомственных учреждениях. Должен рассматривается вопрос и введения в штатные расписания комитетов, отделов по образованию должности специалиста по охране труда.

— Эффективная работа в области охраны труда не может быть без знания законодательной базы и большого числа нормативных отраслевых документов в области охраны труда. Как организовано обучение руководителей органов образования, директоров школ и их заместителей, учителей?

На базе различных образовательных учреждений в 40 районах края созданы учебные центры по охране труда, которые имеют разрешение комитета по труду и лицензию на обучение и аттестацию по охране труда, в них проходят обучение председатели комитетов и заведующие отделами образования, руководители учреждений образования.

В большинстве районов края проводится своевременная учеба по охране труда и четко ведется контроль за периодичностью обучения.

Я являюсь председателем экспертной группы по аттестации заместителей директоров по административно-хозяйственной работе на высшую категорию. Аттестация для них проходит не просто — обязательно учитывается обеспечение ими правильной эксплуатации зданий и помещений в соответствии с санитарными нормами и типовыми правилами пожарной безопасности, знание законоположений об охране труда, прохождение курсов по охране труда.

В этом году совместно с крайкомом профсоюза работников народного образования и науки провели четырёхдневный семинар, на котором обучили ответственных за охрану труда комитетов и отделов по образованию и уполномоченных крайкома профсоюза по охране труда. Семинар обогатил всех участников знаниями по охране труда, советами, рекомендациями, все участники семинара были обеспечены новой нормативно-правовой документацией в области охраны труда.

— Кроме проведения вместе с крайкомом профсоюза семинаров по охране труда, какие ещё совместные формы работы практикуются?

Я уже упоминала о Соглашении по охране труда по учреждениям образования Алтайского края. Так вот, работа над разделом «Охрана труда» этого Соглашения велась в тесном сотрудничестве с секретарем крайкома профсоюза А.Н.Ивановым, курирующем это направление работы.

Должна отметить, что в краевой организации профсоюза создан действенный институт уполномоченных по охране труда. Так, к примеру, при подготовке вопроса на коллегию комитета администрации края по образованию «О состоянии и мерах по улучшению работы по охране труда, пожарной безопасности и профилактики травматизма в учреждениях образования г. Бийска» непосредственно со мной работал уполномоченный крайкома профсоюза в Бийске В.И.Елфимов, грамотный и знающий специалист в области охраны труда, было легко с ним готовить вопрос на коллегию. Профсоюзные уполномоченные очень активно участвуют в приёмке школ к новому учебному году.

Как это предусмотрено федеральным законом «Об основах охраны труда» и Трудовым кодексом в учреждениях образования созданы комиссии по охране труда на паритетной основе из представителей администрации и профсоюзного комитета, основная задача которых — улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разработка мероприятий в соглашение по охране труда и контроль за его выполнением.

— Важным показателем состояния работы по охране труда в любой отрасли является уровень травматизма. Образование – особая отрасль, где работают взрослые, учатся и воспитываются дети. Как обстоят дела с производственным травматизмом среди работников? Много ли несчастных случаев с учащимися и воспитанниками?

В прошедшем году в образовательных учреждениях края во время учебно-воспитательного процесса с учащимися и воспитанниками произошло 336 несчастных случаев, один из них с летальным исходом.

Проведенный анализ несчастных случаев показал, что более 50% травм произошли на переменах и прогулках, 36,9% — на уроках физкультуры, 78,1% — в общеобразовательных школах, 11,8% — в детских дошкольных учреждениях, 6 несчастных случаев произошло в учреждениях начального профессионального образования, 9 — в краевых учреждениях.

Основной диагноз травм – переломы, что составляет 76,2% от общего количества. Чаще всего причинами несчастных случаев являются недисциплинированность учащихся и воспитанников, отсутствие должного контроля со стороны педагогов.

64% травм произошло в образовательных учреждениях г. Барнаула. Здесь пострадало 234 человека. Считаю здесь есть над чем подумать руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений.

Что же касается производственного травматизма, то анализ показывает, что в 2003 году произошло 109 несчастных случаев с работающими с числом рабочих дней нетрудоспособности у пострадавших 2936.

61,5% травм произошло в общеобразовательных школах, 11% — в детских дошкольных учреждениях, 5,5% — учреждениях дополнительного образования, 10,1% — в учреждениях начального профессионального образования, 6,4% — в краевых учреждениях.

По профессиональным группам 49% пострадавших явились педагогические работники, 41% — технический персонал, 10% — учителя трудового обучения, мастера производственного обучения.

Более 70% травм произошло при падении, основными диагнозами которых являются переломы, ушибы, вывихи, черепно-мозговые травмы. Около 20% травм на производстве произошло на станочном оборудовании (циркулярные пилы и фуговально-пильные станки), в том числе 11% с диагнозом ампутация пальцев.

Основными причинами производственного травматизма остаются неудовлетворительное содержание территорий и помещений, недостатки в обучении безопасным приемам труда, нарушение правил техники безопасности.

— Светлана Витальевна, что, по Вашему мнению, главное в сфере охраны труда нашей отрасли?

Пожалуй, главная задача в сфере охраны труда в образовательных учреждениях – преодоление отношения к ней, как к чему-то второстепенному, даже необязательному.

Комплекс мер для её решения широк и разнообразен: активная пропаганда, обучение кадров, систематический государственный, ведомственный и общественный профсоюзный контроль, поощрение тех, кто добросовестно исполняет обязанности; заключение коллективного договора, принятие соглашения по охране труда – это реальный путь для согласования интересов работодателя и работников в деле улучшения условий труда. Эти документы позволяют в наиболее конкретном виде реализовывать права работника и работодателя.

Соглашение по охране труда, является приложением к коллективному договору и рассматривается как правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда, так как в этом документе стороны четко оговаривают мероприятия, сроки их реализации, объемы финансовых и материальных затрат, ответственных исполнителей.

Безусловно, становление системы управления охраной труда в нашей отрасли – процесс длительный и предстоит объединить усилия всех уровней управления образованием по созданию безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса.

Улучшение условий труда имеет большое социальное значение, так как непосредственно положительно сказывается на состоянии здоровья педагогов и обучающихся.