Главная / Регионы / Заочное интервью. Слово ветеранам профсоюзного движения/»Алтайские диалоги», сентябрь 2004 г..

Заочное интервью. Слово ветеранам профсоюзного движения/»Алтайские диалоги», сентябрь 2004 г..

Заочное интервью

Слово ветеранам профсоюзного движения.

Мы попросили ответить на наши вопросы председателей разных профсоюзных организаций: вузовских, городских, сельской. Их объединяет то, что каждый 20 или чуть меньше лет возглавляет профорганизацию.

1.

Каковы достижения и проблемы вашей организации?

2.

В чём сила и в чём слабость профсоюзного движения сегодня?

3.

Какие три совета Вы дали бы вновь избранному или начинающему

председателю профсоюзной организации?

4.

В год отчетов и выборов профсоюзных органов Ваши пожелания,

предложения в адрес крайкома и ЦК Профсоюза.

Панькова Нина Николаевна,

председатель профорганизации преподавателей и сотрудников Барнаульского государственного педагогического университета.

Стаж профсоюзной работы — 25 лет.

Член президиума крайкома профсоюза. Награждена нагрудными

знаками «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «За активную работу в профсоюзах».

1. Чтобы понять нынешнее положение дел в профсоюзной организации университета, нужно оглянуться назад, что позволяет сделать мой 25-летний стаж председателя профкома более чем тысячной профорганизации. Все трудности, выпавшие на долю профсоюза в целом, системы образования, в частности, не обошли и нас.

Но наша профсоюзная организация сумела достаточно успешно преодолеть период кризиса и нестабильности профсоюзного движения и сохранить 95-процентное (на 01.01.2004 г.) членство в профсоюзе.

Считаю, что основная профсоюзная работа ведется на университетском уровне профкомом и на факультетах профбюро, а деятельность в профгруппах в большинстве случаев, к сожалению, сводится к минимуму. Отсюда — недостаточная активность членов профсоюза, что проявляется, например, в их отношении к коллективным действиям. Наша профсоюзная организация активно участвовала в митингах, сборах подписей, мы направляли телеграммы в адрес Президента, Правительства, депутатам Госдумы. Но эта работа велась в основном силами профактива при явном недостаточном участии в коллективных действиях членов профсоюза.

Устав Профсоюза, положение о нашей организации, государственная регистрация её как юридического лица создали возможности для самостоятельности и свободы действий профкома.

Реальной основой взаимоотношений администрации и профсоюзной организации стал коллективный договор, который постепенно избавляется от декларативности. Но перечень социальных гарантий, обеспеченных колдоговором, еще узок из-за скудных финансовых возможностей вуза.

В последнее пятилетие при непосредственном участии профсоюзного комитета проходила разработка основных локальных нормативных актов, имеющих важное значение для правового регулирования внутриуниверситетской жизни: устав, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда. К сожалению, при подготовке отдельных социально значимых документов администрация недостаточно использует возможности профкома в обеспечении учета широкого общественного мнения.

Резкое ухудшение финансового положения вуза и отказ государства нести материальные расходы на лечение и отдых своих граждан не вызвали в нашем вузе закрытия или сокращения объектов социальной сферы.

Достаточно стабильно работают столовая, здравпункт, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп», содержание которых администрация взяла на себя, а профком использует их возможности для оздоровления членов профсоюза.

2. К сожалению, люди продолжают воспринимать профсоюз как организацию дающую, распределяющую. Но этому не надо удивляться. Столько лет профсоюзы были государственными, само государство поручало профсоюзам непосредственно управлять фондом государственного социального страхования, вмешиваться в производственные вопросы посредством социалистического соревнования. Теперь пришли другие времена. Дело даже не в том, что профсоюзы не решают больше эти вопросы, а в том, что государство, вернув себе свои полномочия, считает возможным отказаться лечить и оздоравливать своих граждан. И получается, государство далеко, а профком рядом. Мне кажется, авторитет у профсоюзов сейчас есть, но позиция части рядовых членов профсоюза иждивенческая. Правительство первое время с явной тревогой следило за массовыми акциями протеста, теперь же оно успокоилось.

Я думаю, профсоюзы сейчас переживают болезни роста, становления в новых экономических условиях. На первом этапе были и шествия, и митинги, и бурные собрания. Теперь многие из этих форм позади. Наступает этап зрелости: методичная работа в области законодательства, работа с депутатами Государственной Думы, с властью на всех уровнях, переговоры, подписание документов.

3. Знать суть происходящих в образовании процессов, в том числе, и в высшей школе.

В разговоре с администрацией быть убедительным, оперировать соответствующими юридическими документами.

Хорошо знать настроение рядовых членов профсоюза, их интересы.

А все остальные качества лидера зависят от его умения понимать людей, уважать их, в обращении с ними быть внимательным.

4. Пожелание ЦК и крайкому Профсоюза одно: находить возможности своевременно, по горячим следам информировать руководителей всех рангов о позиции Профсоюза по основополагающим проблемам.

На самом деле получается так: руководители вуза, его главные специалисты, бывая на семинарах и совещаниях, проводимых Министерством, обсуждают вопросы реформирования образования, высшей школы, а какие это будет иметь социальные последствия, им никто не говорит. И только потом, получив информацию ЦК Профсоюза, мы доводим её до сведения ректората. В первую очередь это касается отраслевого тарифного соглашения, о котором ректоры должны как можно чаще слышать в Министерстве образования.

Стиль работы Правительства и Думы стал таким, что мы не успеваем реагировать на их решения. Пока мы обсуждаем и готовимся протестовать, они уже принимают необходимые меры. Вероятно, профсоюзам следовало бы прогнозировать действия Правительства, предвидеть его реакцию, знать его возможности, чтобы не махать после драки кулаками.

У вузов нашего профсоюза нет настоящего делового сотрудничества, большая доля вины в этом председателей профкомов. Я думаю, что проблемы солидарности в решении общих проблем вузов можно было бы решать через ассоциацию профсоюзов бюджетной сферы.

Кунгуров Владислав Владимирович,

председатель профорганизации преподавателей и сотрудников Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова.

Стаж профсоюзной работы — 33 года.

С 1994 г. избирается председателем ревизионной комиссии краевой организации профсоюза. Награжден 3 медалями, нагрудным знаком ВЦСПС «За активную работу в профсоюзах», знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Делегат ХVШ Съезда профсоюзов СССР.

1. Основным достижением считаю, во-первых, то, что наша организация всегда занимала достойное место в структуре вуза, пользуясь уважением как со стороны рядовых членов профсоюза, так и со стороны руководства. Во-вторых, мы сумели сохранить нашу организацию практически без потерь в смутные годы перестройки, смогли изменить стиль работы в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом РФ и достичь определенных успехов в рамках социального партнерства с руководством университета: дополнительные социальные выплаты каждому работающему (в 2003 году по четыре дополнительных оклада, в некоторых подразделениях и по пять), новогодние подарки каждому ребенку сотрудников университета, всем нуждающимся детям — летний оздоровительный лагерь, лечение в санатории-профилактории, отдых в лагере «Крона». Все это за счет финансирования или софинансирования из внебюджетных средств университета.

Законодательно социальное партнерство в университете оформлено коллективным договором между администрацией и профсоюзной организацией университета на 2002-2004 годы.

Что касается проблем, я вижу их в том, чтобы довести до каждого члена профсоюза понимание роли профсоюза в изменившейся общественно-экономической формации в России, в защите социально-экономических интересов работающих. Надо добиваться, чтобы профсоюз не путали с «кассой взаимопомощи», где можно всегда перехватить какую-то сумму на материальную помощь, а чтобы каждый член профсоюза давал себе отчет: «А что я сделал для того, чтобы с профсоюзной организацией считались и работодатели, и правительство, и президент?»

Что касается проблем первичной организации, то это решение вопросов повышения заработной платы (она непозволительно низка) и вопросов санаторно-курортного лечения, над которыми придется работать при подготовке нового коллективного договора. И еще я бы отметил одну из проблем нашего профсоюза – необходимость «омоложения» профсоюзного актива.

2. Сила профсоюзного движения в любой стране – это массовые выступления работающих в защиту своих социально-экономических прав, о чем, к сожалению, у нас говорить не приходится. Многие профсоюзы разошлись «по своим углам». Сама жизнь, например, заставила профсоюзные организации непроизводственной сферы объединиться в ассоциацию, выступать единым фронтом, и результаты не замедлили сказаться. Считаю, что при решении вопросов, касающихся каждого работника, независимо от отрасли, профсоюзы должны проявлять единство и солидарность.

А слабость профсоюза состоит в том, что мы еще не почувствовали себя силой, способной решать насущные проблемы работников по защите их интересов перед работодателями и государством. Чтобы преодолеть эту слабость, нужна постоянная, кропотливая работа с рядовыми членами профсоюза по их вовлечению в активную жизнь профсоюзной организации.

3. Главное, на мой взгляд, — умение убеждать работодателя принимать решения по социально-экономическим вопросам с учетом интересов работающих. Не вступать по пустякам в конфронтацию. Председатель профкома должен быть дипломатом.

Второй совет: резко активизировать работу через любые средства информации о деятельности нашего отраслевого профсоюза: от ЦК и крайкома профсоюза до своей первички.

И третий совет: резко «омолодить» профсоюзный актив, профгруппоргов кафедр и отделов, председателей и членов профбюро, членов профкома, шире привлекать к работе в профсоюзе профессорско-преподавательский состав.

4. Во-первых, пожелание успехов в исключительно трудной работе по защите социально-экономических интересов работников нашей отрасли.

Во-вторых, — оставаться в числе самых боевых организаций профсоюза,

к которым я отношу Профсоюз народного образования и науки РФ.

И в третьих, и ЦК, и крайкому Профсоюза надо коренным образом изменить наше отношение к выборным кампаниям в России. Мне кажется, нам необходимо вступать в партнерские отношения с партиями, фракциями, блоками, депутатами — одномандатниками, поддерживать их в выборные кампании с тем, чтобы они лоббировали в Государственной Думе интересы профсоюзного движения в России. Стоять в стороне от этого процесса нашей отраслевой профсоюзной организации, на мой взгляд, непозволительно.

Соболева Вера Васильевна,

председатель Поспелихинской районной организации Профсоюза, учитель высшей квалификационной категории.

Стаж профсоюзной работы – 20 лет.

Награждена Почетными грамотами крайкома и ЦК Профсоюза.

1. Добивались взаимодействия и взаимопонимания между профсоюзом, комитетом по образованию и администрацией района. Совместно решаем многие вопросы: увеличение надтарифного фонда – в прошлом году он составлял в среднем 18 %, в этом году – 24 %; практически ликвидирована задолженность по заработной плате; аттестация работников образования; проведение конкурса «Учитель года», августовской конференции и Дня учителя; награждение учителей и других работников; участие во всероссийских акциях; выплата компенсации на книгоиздательскую продукцию (последние пять лет выделялись деньги на подписку по 300, 400, в прошлом году по 500 рублей в полугодие), погашалась задолженность по личным заявлениям и ходатайству профкомов. Традиционны встречи профактива с главой района в канун Дня учителя.

Положительно решаются и многие другие вопросы социального партнерства: заключено районное трехстороннее отраслевое соглашение, во всех общеобразовательных учреждениях действуют коллективные договоры. Наступило время работать над их совершенствованием.

88 % — таков охват профчленством в нашем районе.2004 год объявили годом смотра первичных профсоюзных организаций.

Вместе с тем не добились преемственности коллективных договоров, районного отраслевого соглашения (по отдельным пунктам) с краевым трехсторонним соглашением.

Необходимо разнообразить формы работы в первичных профсоюзных организациях, повышать правовую культуру членов профсоюза.

2. Сила профсоюзного движения сегодня в единстве и солидарности: единстве первичек в районе, в крае и в целом в стране в решении социальных вопросов.

Совместные действия с профсоюзами других отраслей. «Когда мы едины – мы непобедимы!»

Слабость проявляется в пассивности членов нашего профсоюза в борьбе за свои насущные интересы, начиная с председателя профкома. Боясь конфликта с директором школы, председатель иной раз дает согласие, не учитывая мнения членов профкома.

3. Будьте инициаторами смелых и новых подходов к учительскому труду.

Проявляйте настойчивость, решительность в решении вопросов на уровне комитета образования и главы района; не решайте вопрос единолично, только вместе с председателями первичек!

Обязательно используйте в работе газеты «Мой Профсоюз», «Профсоюзы Алтая», информационные сборники крайкома профсоюза. Рассказывайте о своей работе, работе первичек на страницах районной газеты.

4. Не сдавать своих позиций.

Возобновить профсоюзные премии (имени…).

Выйти с предложением о пересмотре положения об аттестации

учителей и других работников отрасли.

Проводить зональные семинары профактива.

Провести в крае смотр-конкурс первичных профсоюзных

организаций.

Немирова Нина Ивановна,

председатель Барнаульской городской организации Профсоюза.

Стаж профсоюзной работы — 26 лет.

Член президиума крайкома Профсоюза.

Награждена значком «Отличник народного просвещения», нагрудным знаком ФНПР «За активную работу в профсоюзах».

1. В последние 10 лет главным в жизни нашей профсоюзной

организации было сохранение членства. Социально-экономическое положение учителей сложное: количество неполных семей в отрасли увеличилось с 38 % до 52 %. Дети есть, кормильца нет. Источником существования этих семей является только мизерная зарплата учителя, которую получали 3-4 раза в год. В таких условиях сохранить профсоюзную организацию многого стоит. На сегодня Барнаульская организация профсоюза работников народного образования и науки объединяет около 86 % работающих в отрасли. Это достижение.

А проблемой считаю нашу психологию.

Когда в начале 90-ых годов менялся политический режим в стране, многие ученые предсказывали трудность: медленное изменение психологии людей, чтобы разобраться, что происходит в стране. Я удивилась: как это мы, учителя, не разберемся, что к чему! Ученые оказались правы. До сих пор многие смотрят на профсоюз как на организацию, дающую новогодние подарки, путевки в санаторий и детские лагеря.

Лет 7-8 мы учимся работать с правовыми документами, от которых зависит социально-экономическое положение педагога, отрасли. Это прежде всего колдоговоры в учреждениях, трехстороннее городское соглашение между

администрацией города, работодателями и профсоюзами, ежегодное

постановление администрации города «О мерах по решению некоторых социально-экономичесикх вопросов в системе образования Барнаула».

В городе сложилась система работы с этими документами. Естественно, до первичек эта информация доводится на совещаниях-семинарах в районах и городе. Выпускается ежегодно и доводится до каждой первички отчет о работе горкома за прошедший год. И все-таки вопрос: «А что делает сейчас профсоюз?» — звучит!

2. Сила наша в единстве и массовости профсоюзной организации. Слабость – многие члены профсоюза все еще смотрят на то, что дает профсоюз «мне», а не «нам».

3. Набраться терпения. Любая работа с людьми этого требует. А в профсоюз, как правило, обращаются люди, у которых проблемы. Тем более надо быть терпеливее, работать по принципу «не навреди».

Работать над собой. Придется вести диалог с администрацией города и районов, еще чаще с председателями комитетов по образованию, руководителями учреждений. Надо знать все документы по обсуждаемому вопросу, от правительственных до региональных и местных, чтобы обсуждать вопрос на равных и отстаивать свою точку зрения.

Знать положение в первичках. Для этого надо владеть истинной информацией, а не с чьих-то слов, чаще встречаться с коллективами на местах.

4. Социальное партнерство в отрасли требует совершенствования правовой базы. Для реализации 142 статьи Трудового кодекса РФ надо, чтобы в колдоговоре были указаны сроки выдачи зарплаты.

Директор как представитель работодателя не обладает финансовой самостоятельностью, что порождает определенные проблемы при заключении коллективного договора.

Специалистам крайкома профсоюза – терпения, крепкого здоровья, творческих успехов в очень сложной, но необходимой для тружеников отрасли работы.

ЦК Профсоюза продолжить участие в работе по совершенствованию статей Трудового кодекса РФ.

Ефанова Неля Павловна,

председатель Бийской городской организации Профсоюза.

Стаж профсоюзной работы – 15 лет.

Член президиума крайкома Профсоюза.

Заслуженный учитель школы РФ, награждена нагрудным знаком ФНПР «За активную работу в профсоюзах».

1. В городе 45 общеобразовательных школ, 43 дошкольных учреждения, 12 – дополнительного образования, 7 – общественного воспитания. В каждом учреждении есть первичная профсоюзная организация.

Несмотря на нищенскую зарплату, слабое финансирование материальной базы учреждений, коллективы работают и добиваются высоких показателей.

Защищая законные права работников, мы прошли через все: пикеты, митинги, срочные и бессрочные забастовки, письма, обращения, телеграммы, требования, локальные и промежуточные соглашения, поездки делегаций и членов стачкома в краевые органы власти, пикетирование «Сибирского соглашения» в Белокурихе, голодовки. Даже брали в заложники заведующего отделом образования за постоянный обман работников. Да, это было! Зарплата не выплачивалась по 5-6 месяцев, и было невыносимо ежедневно видеть голодные глаза учеников и собственных детей.

Теперь в основе взаимоотношений в властью – взаимопонимание, взаимоуважение, принципиальность и деловитость, беспрепятственные встречи и контакты, как в учреждениях, так и в администрации города. Председатель городской организации профсоюза присутствует на планерках при главе города, член рабочей трехсторонней переговорной группы при отделе по труду, приглашается на все необходимые совещания, заседания гордумы, коллегии и др.

В то время, когда повсеместно закрывались детские сады, учреждения дополнительного образования, спортшколы, наши учреждения сохранены полностью, а ведомственные дошкольные взяты на муниципальное обслуживание. Было 16 детских садов, теперь 43. Сохранен Дом работников просвещения, который является культурным центром для учительства, ветеранов войны и труда, молодежи, профсоюзной работы. Было нелегко, но мы, профсоюз, добились этого.

Ведомственные оздоровительные лагеря также стали муниципальными.

Сохранены все спортивные школы и центры детского творчества, а спортшкола № 3 и центр детского творчества № 1 получили прекрасно оборудованное новое помещение. Введены в строй новые школы № 1, гимназии 1, 11, школа 17, экологический центр.

12-13 млн. руб. ежегодно отпускается на капремонт, и по 44 тыс. руб. ежедневно на питание детей дошкольных учреждений.

Коллективы этих учреждений вливаются в городскую профорганизацию, становятся активными участниками профсоюзных дел, конкурсов, семинаров, получают необходимую консультацию, поддержку.

Но далеко не все так гладко и хорошо!

Низкий уровень зарплаты, даже вовремя выдаваемой, унижает.

На точке «замерзания» вопрос о выделении ссуд на строительство или покупку жилья. На очереди стоят 296 семей, проживающих в очень тяжелых условиях. Надо «кричать» об этом на всю страну.

Исключено из бюджета соцстраха оздоровление работающих. Мы добились включения в бюджет города выделения 2 % от фонда оплаты труда на оздоровление, но этого недостаточно, и будут ли эти средства в дальнейшем?

До сих пор имеются долги за методлитературу, 4650 тыс. руб. В новое краевое трехстороннее соглашение включен пункт погашения всего долга в течение 2004 года. Но получится ли?

С задержками оплачиваются медосмотры в дошкольных учреждениях, а зарплата у этой категории работников не всегда дотягивает до 1 тыс .руб.

2. Сила нашей городской профсоюзной организации в создании единого организованного коллектива единомышленников, председателей первичных профорганизаций, в определении четких целей и задач профсоюзной работы, подборе в первичках уважаемых профлидеров, убежденных в необходимости и значимости профсоюза.

При малейших сигналах из первичек организую встречи с членами профсоюза, а чтобы не дать разрастись обидам, конфликтам, недоверию к профсоюзу, информирую о текущих делах и «победах» профсоюза, доказываю роль единых действий, сплоченности, профсоюзной солидарности в положительном решении проблем.

Слабость нашего профсоюза:

— Иногда инертное реагирование как руководящих профорганов, так и рядовых членов профсоюза на действия властей, ухудшающих социально-правовое положение работников. Иногда опаздываем и позволяем длительные паузы бездействия («Верха» ждут действий «снизу», а «низы» — наоборот). В результате топчемся на месте. Например: исключили средства на оздоровление работников из бюджета фонда государственного социального страхования – яркой протестной реакции не последовало, а возмущение на совещаниях, в средствах массовой информации наши власти абсолютно не трогает. Работники образования практически лишены возможности подлечиться и отдохнуть.

3. В любой ситуации сохранять достоинство, не опускаться до оправданий, препирательства, последнее слово – твое.

Быть принципиальным, но готовым и на компромисс ради дела и доверяющих тебе членов профсоюза.

Любить окружающих коллег с их недостатками, комплексами.

4. ЦК Профсоюза добиться права профсоюзных работников награждаться отраслевыми наградами, Почетной грамотой Министерства образования, нагрудными знаками, чтобы профсоюзный работник и работник учреждения образования имели равные права для поощрения.