Главная / Регионы / О совместной работе ректоратов и профсоюзных комитетов университетов г. Барнаула в решении социально-трудовых вопросов работников вузов. VIII пленум комитета Профсоюза Алтайского края/»Алтайские диалоги», август 2004 г. (Материал для журнальной публикации.

О совместной работе ректоратов и профсоюзных комитетов университетов г. Барнаула в решении социально-трудовых вопросов работников вузов. VIII пленум комитета Профсоюза Алтайского края/»Алтайские диалоги», август 2004 г. (Материал для журнальной публикации.

VIII пленум крайкома профсоюза

О совместной работе ректоратов и профсоюзных комитетов университетов г. Барнаула в решении социально-трудовых вопросов работников вузов

Вступительное слово председателя АКО профсоюза Л. Н. Ивановского:

— Социальное партнерство в вузах Алтайского края имеет уже многолетний опыт. Можно сказать, что в этой области учреждения высшего профессионального образования задают тон, если сравнивать результаты их работы с учреждениями общего образования.

Хочу напомнить, мы об этом говорили, когда проводили «круглый стол», готовя материал в журнал «Алтайские диалоги» по социальному партнерству в университетах края, что первый коллективный договор «родился» именно здесь, хотя поначалу так и не назывался вовсе, поскольку тогда еще отсутствовала подобная юридическая норма – необходимость заключать колдоговоры в учреждениях бюджетной сферы. Так вот, по-настоящему первый коллективный договор был заключен именно в Алтайском классическом университете. На следующий год – в Алтайском техническом университете, который тогда еще назывался политехническим институтом. С этого времени пошел процесс развития системы социального партнерства между ректоратами и профсоюзными организациями наших вузов. Повторяю, здесь накоплен большой опыт, который будет небезынтересен и для учреждений общего образования.

Поэтому и решено было вынести данный вопрос на пленум крайкома профсоюза по предложению Совета председателей профсоюзных организаций вузов.

Для того, чтобы полученная информация не осталась втуне, – только среди присутствующих в зале Дома союзов – мы решили все выступления записать в электронном варианте и представить их еще одним, дополнительным, номером журнала «Алтайские диалоги», чтобы шире распространить информацию о наработанным опыте, о том, как сотрудничают, как договариваются и как решают социальные вопросы в университетах города Барнаула ректораты и профкомы.

Посоветовавшись с председателями профсоюзных комитетов вузов, мы также решили не делать единый обобщающий доклад как бы от крайкома профсоюза, а дать возможность ректорам университетов и руководителям вузовских профсоюзных организаций сделать три содоклада по 20 минут, которыми выступающие от каждого университета вольны распорядиться по своему усмотрению.

Для нас чрезвычайно интересно и полезно знать не только позицию и оценку тех или иных состояний в области решения социальных вопросов университетских профсоюзных организаций, но и действия, планы ректоратов в данном направлении. Вот почему, пользуясь моментом, хочу поблагодарить ректоров барнаульских вузов за то, что они откликнулись на наше предложение принять участие в намеченном диалоге, не просто поприсутствовать, а и выступить на сегодняшнем пленуме.

Евстигнеев Владимир Васильевич, ректор Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ:

— Высшая школа на Алтае хорошо смотрится в России. Наши университеты перешагнули её средний показатель: на 10 тысяч населения у нас 208 студентов, а не 170, как того требует закон. Можно сказать, что край наш стал поистине студенческим, университетским. Количество студентов увеличилось почти в два раза во всех формах получения высшего образования. У нас сегодня присутствует весь спектр необходимых специальностей. А это значит, что получить их молодым людям можно, не выезжая за пределы региона. У ректоратов вузов выработан определенный консенсус в этом вопросе, и, как результат, своего рода флагманом классического образования стал АлтГУ, педагогического – БГПУ, а наш технический университет, единственный за Уралом, кто отмечен премиями правительства страны и Российской Академии наук.

На этом пути мы пережили три непростых периода. Первый — смена экономической формации, переход к рынку. А как мы знаем, ломка старого всегда приводит к кризису. Во всех сферах человеческой деятельности. Отсюда недостойное науки финансирование. Задержка заработной платы, которая и так была мизерна. Приоритет высшей школы упал. Неоценимой оказалась помощь крайкома профсоюза, лично его председателя Л.Н.Ивановского, которому шаг за шагом удавалось преодолевать организационные, кадровые и другие трудности в борьбе за достойную жизнь работников образования и науки, вступая порой в непростые отношения с краевой администрацией.

Второй период – это период некоторой стабилизации. Условия стали улучшаться. Благодаря социальному партнерству установилось хорошее взаимодействие между властью, профсоюзом и работодателями в лице того же государства.

Третий период можно озаглавить так, как он стоит в повестке сегодняшнего пленума. Особенно важной стала сейчас совместная работа ректората и профсоюза, конкретные вырабатываемые решения по защите прав и интересов работников на основе заключаемого коллективного договора, в который если что запишешь, то, как говорится, «не вырубишь топором». Теперь вопросы надбавок и льгот решает непосредственно общее собрание университета, на которое явку не надо обеспечивать, приходят все, потому что проблемы, обсуждаемые здесь, касаются каждого.

Мы постарались при этом сохранить преемственность и традиции высшей школы. Нам повезло, что 33 года на профсоюзной работе – В. В. Кунгуров – старейший работник вуза, уважаемый принципиальный человек. Он знает, как было раньше, представляет, что надо делать в настоящий момент, чтобы народ не подумал, что «профсоюз умер». Наоборот, наша профсоюзная организация крепнет, набирает силы. На мой взгляд, роль профсоюза в университете очень велика. Ведь, в свою очередь, всегда у руководства велик соблазн потратить выделяемые деньги на тот же ремонт, на реконструкцию, на покупку компьютеров… Однако профсоюз справедливо требует отдать часть их на нужды коллектива – именно отсюда 4 ежеквартальные дополнительные зарплаты в год нашим преподавателям, а также подарки к 23 февраля, празднику 8 Марта.

Сообща с профсоюзом мы решаем и вопросы отдыха, оздоровления наших сотрудников, к услугам которых спортивная база, санаторий-профилакторий, детские лагеря. Такова наша общая политика: активная отдача человека на своем рабочем месте университетом всемерно поощряется.

Кунгуров Владислав Владимирович, председатель профсоюзной организации Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова, почётный профессор АлтГТУ, почётный работник высшего профессионального образования РФ:

— Повторяться не буду. Потому как тема сегодняшнего обсуждения была всесторонне рассмотрена на недавнем «круглом столе», его итоги были опубликованы в журнале «Алтайские диалоги».

Остановлюсь вкратце на вопросах социального партнерства, приоритетная задача которого – повышение заработной платы. Надо признать, что сегодня она, начиная с технички и кончая профессором, просто нищенская. Хотя эту проблему мы стараемся решать, как можем. Текущий год у нас отчетный, поэтому сделан анализ по той же зарплате. Так вот за четыре года, с 1999 по 2003 год, она возросла в среднем по вузу на 4,3 процента. Предстоит более продуманная и целенаправленная работа в данном направлении. Это первое.

И второе. Мы часто говорим о прозрачности бюджетных поступлений. Благодаря совместным действиям ректората и профкома бюджет университета на 2003 год стал прозрачным: каждый член профсоюза знал, какие были поступления, куда они ушли. Недаром у нас уже второй год как назначен проректор по финансам и стратегическому развитию АлтГТУ.

Иньшин Геннадий Яковлевич, председатель профсоюзной организации Алтайского государственного университета, кандидат экономических наук:

— Передаю наш коллективный договор (а это целая книжка) в президиум пленума. Как видите, это большая и объемная работа – и в университете она проводится уже десятилетия.

Остановлюсь на отдельных моментах нашей совместной с ректоратом деятельности. Значимую часть составляют оздоровительные мероприятия. Сразу оговорюсь, лечебно-профилактической базы у нас нет. Поэтому мы начали развивать у себя физкультуру и спорт на самом массовом уровне. В частности, создали спортклуб «Университет», где преподаватели и сотрудники активно и с увлечением занимаются баскетболом, волейболом, теннисом, привлекаясь к здоровому образу жизни.

Кроме того, ежегодно проводим спартакиады «Бодрость и здоровье», в которых принимают участие команды факультетов. Очень здорово помогает нам университетская лыжная база, куда приходят семьями. На закрытии зимнего сезона присутствовали не только 11 команд, но и ветераны вуза, многочисленные болельщики, среди которых самый страстный – ректор Ю. Ф. Кирюшин.

По решению ректората и профкома ежемесячно 150 человек у нас оздоравливаются в бассейне «Обь». Не забываем мы и про базу на озере Красилово. Здесь одновременно организованы и учебная практика, и отдых. Поправляют свое здоровье за сезон около тысячи человек, оплачивая лишь 18 % стоимости путевки или 30 рублей в день. Профсоюз и дальше будет контролировать техническое состояние этой базы.

Год назад в университете создан Центр здоровья, оснащенный самым современным оборудованием стоимостью в 3 млн. рублей. Диагностика и консультации сюда приходящим, а это до тысячи посещений в год, проводятся бесплатно, лечение – 50 % от стоимости. Коллективный договор позволяет нам выделять для этой цели средства и держать нужные кадры. В то же время на приобретение путевок для санаторно-курортного лечения через соцстрах ректоратом выделяется почти 700 тысяч рублей целевым направлением, для чего организован субсчет.

Другое немаловажное направление нашей совместной работы – это организация конкурса среди преподавателей факультетов. Есть даже специальное приложение к колдоговору, так называемые «мероприятия по развитию персонала». На эти цели – повышение квалификации – выделено 1 млн. 400 тысяч рублей – от проведения краткосрочных семинаров до дополнительных творческих отпусков: оплачиваются подготовка кандидатских и докторских диссертаций, командировки.

Не забываем мы и об охране труда, для чего тоже выделяются значительные средства.

Есть и нерешенные проблемы. Например, жилье. Над этим тоже совместно работает ректорат и профком университета. Если возникают какие-либо непонимания и споры, что редко случается, тогда за дело принимается согласительная комиссия. Идеологию коллективного договора разъясняют всем членам трудового коллектива не только члены профкома, но и наш информационный сектор.

Кирюшин Юрий Фёдорович, ректор Алтайского государственного университета, лауреат премии Президента РФ, доктор исторических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ:

— Ректорат и профком – партнеры, коллеги по работе. Все вопросы решаются по обоюдному согласию. Когда же возникают спорные моменты, вмешивается в процесс нашего взаимодействия согласительная комиссия.

Положение о конкурсе преподавателей кафедр, разработанное ректоратом совместно с профкомом на основании Устава университета и коллективного договора, явилось заметным шагом на пути стимулирования сотрудников вуза, которые активно занимаются научной, методической, учебной, преподавательской и общественной деятельностью. Причем надо отметить, что данное Положение сначала было опубликовано в нашей университетской газете, широко обсуждено на кафедрах, на правлении, на Ученом совете, а уж только потом официально принято на конференции трудового коллектива. Цена вопроса (поощрения по результатам соревнования) – порядка полутора миллионов рублей.

Предполагаемая оценка деятельности основана на показателях, применяемых в отчетах Министерства образования, строится на определениях в баллах рейтинга преподавателя по вкладу в повышение и поддержание авторитета вуза на основе оценки его работы в текущем календарном году, а также за весь период научно-педагогической деятельности.

В качестве базовых показателей были приняты защиты кандидатских и докторских диссертаций.

В данном Положении учитывается также общественно значимая деятельность преподавателя, участие в работе общественных организаций и объединений.

Исходные данные для определения рейтинга преподавателей кафедр определяются по направлениям.

Первое направление – оценка деятельности преподавателя за весь научно-педагогический период работы. Здесь у нас 9 показателей: ученая степень, ученое звание, член-корреспондент, академик, имеет ли соискатель правительственные награды, почетные звания и т. д.

Второе направление – оценка деятельности преподавателя в текущем году. Здесь 44 показателя: написание книг, монографий, статей, тезисов, подготовка кандидата или доктора наук, присуждение различных премий и другие достижения.

Третье направление – общественно значимая работа, то есть работа в комиссиях профкома, председателем профбюро, профоргом, участие в работе женсовета, руководство региональными и краевыми общественными организациями.

При этом, чтобы оценка была справедливой, мы подводим итоги конкурса по трем категориям конкурсантов: 1) ассистент преподавателя, старший преподаватель; 2) доцент; 3) профессор.

Преподаватели, занявшие первые 40 мест, считаются призерами конкурса. Количество указанных призовых мест распределяется с учетом численности преподавателей на факультетах в следующей пропорции: 30 % — для преподавателей естественных факультетов; 70 % — для преподавателей гуманитарных факультетов. Им устанавливается надбавка к заработной плате в течение календарного года в размерах: 100 процентов от должностного оклада занявшим первые 10 мест; 80 процентов – занявшим с 11 по 20 место; 60 процентов – с 21 по 30 место; 40 процентов – занявшим в соревновании с 31 по 40 место включительно.

Кафедры, занявшие по итогам конкурса первое место, получают премию в 30 тысяч рублей, за второе место — 20 тысяч, за третье – 10 тысяч рублей.

Подведение итогов осуществляет специальная комиссия в равном представительстве от администрации и профкома в количестве 6 человек. Состав комиссии, её председатель утверждаются приказом ректора по согласованию с председателем профсоюзного комитета.

В этом году у нас уже объявлен такой конкурс, и к 11 апреля все кафедры, преподаватели подали заявки об участии в соревновании. Председателем комиссии назначен профессор В. И. Букатый, заместитель председателя профкома университета.

Мне задали вопрос с места участники сегодняшнего пленума: откуда мы берем на это деньги?

Дело в том, что университет стабильно зарабатывает на образовательных услугах, на науке значительные суммы. Приведу в этой связи только один пример. Наш бюджет за 2003 год составил:

56 % — заработанные деньги, и только 44 % — средства, поступившие из госбюджета. Именно из заработанных денег мы и выделяем несколько процентов на все вышеназванные мероприятия, что составляет порядка 3-4 миллионов рублей.

Мы решили вместе с профкомом, и коллектив АлтГУ нас поддержал, не раздавать в обязательном порядке, что называется «всем сестрам по серьгам», а идти путем стимулирования коллективов кафедр, поддержки отдельных преподавателей, которые, действительно, активно работают и определяют лицо вуза, которыми мы по-настоящему гордимся.

В общем, мы взяли за основу проверенную годами систему соревнования, обновив ее и дополнив, напитав новыми идеями и требованиями сегодняшнего времени.

Лопаткин Владимир Михайлович, ректор Барнаульского государственного педагогического университета, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ:

— Ректорат и профком БГПУ уделяют большое внимание решению социальных вопросов и проблем. Считаю наше партнерство плодотворным. Именно в нем – залог успеха. Вместе мы не один раз обращались в вышестоящие инстанции – в Министерство образования РФ, в ЦК Профсоюза – и по поводу состояния учительства в крае, и в связи с известными событиями, когда профсоюзы бюджетной сферы боролись за повышение заработной платы.

Комфортные условия труда для сотрудников, являющиеся основой успешной творческой деятельности коллектива, не могут быть созданы без решения социальных вопросов вплоть до бытовых, а также без их должного финансирования. Это аксиома.

Говоря о тех средствах, которые можно привлечь для решения социальных проблем, хотел бы обратить внимание присутствующих на тот факт, что мы в наших условиях можем их получить только от обучения студентов, которых принимаем в вуз сверх бюджета. А контингент наш – это, как правило, сельские школьники, дети учителей, медицинских работников, которые отнюдь не богаты. Поэтому внебюджетная часть в нашем университете довольно низкая – примерно половина того, что получаем из бюджета. Соответственно, на все нужды, которые требуют внебюджетного вклада, у нас отвлекаются довольно скромные цифры по сравнению с другими университетами края.

С профкомом мы взаимодействуем в рамках Трудового кодекса, заключенного коллективного договора. Каждый год стараемся его дополнять и обновлять. Повезло, что уже не одно десятилетие у нас председателем профкома избирается Н.Н. Панькова. Когда я стал ректором, то в этой части жизнедеятельности коллектива был уверен и спокоен, потому что знал: данный участок работы у нас возглавляет опытный человек.

Вместе с профкомом мы постоянно работаем над повышением зарплаты в вузе. Дополнительная оплата труда у нас сегодня составляет 35 процентов от внебюджетных средств. В год это примерно 15 миллионов рублей. Цифра, на первый взгляд, вроде бы большая и в то же время не очень в сравнении с другими университетами. Тем не менее у нас нет ни одного преподавателя, который не получал бы доплаты, тем более технического работника, у которого основная зарплата просто мизерная. В целом же, если пересчитать все доплаты, то получится прибавка в 4-5 окладов каждому работнику в год к его общему окладу. Да, она из малых внебюджетных средств, но она постоянно присутствует.

Осуществляем мы доплаты и за тяжелые, вредные условия труда. Пусть у нас нет кузнецов и сталеваров, других горячих, в буквальном смысле слова, профессий, зато есть работающие с компьютером и ксероксом – 240 человек, примерно треть коллектива, которым доплачиваем 12 процентов к окладу за вредность, и эти суммы исчисляются тоже сотнями тысяч рублей.

Оплата дополнительных отпусков тоже выливается в такую же сумму.

Разработаны и осуществляются меры по сохранению рабочих мест и закреплению кадров. Понятно, что вузы, имеющие больше средств, могут сегодня просто перекупить преподавателей высокой квалификации, что и происходит. Так, в прошлом году мы потеряли четырех докторов наук. Лучшие условия труда и быта, значительно большую зарплату им предложили Академия экономики и права, Томский университет. Сейчас мы ввели доплату докторам наук – 3000 рублей в месяц, чтобы сохранить свой кадровый потенциал. И, конечно, мы поддерживаем аспирантов, докторантов. У нас записано в Положении, что каждому аспиранту один раз в срок обучения оплачивается поездка в столичные города России, в центральные библиотеки страны. Для докторантов мы кредитуем защиту – одну треть безвозмездно, остальную часть – с возвратом по времени более года.

Премируем работников за хорошую работу. На эти цели затрачено 420 тысяч рублей. В целом стимулирующие надбавки из внебюджетных средств составляют 1,5 миллиона рублей.

Конечно, раньше времена были очень сложные. Почти 7 лет мы вообще не финансировались из бюджета, кроме зарплаты и стипендий. Сейчас начались некоторые подвижки. В последнее время удалось кое-что сделать и по ремонту корпусов, и по реконструкции самих помещений. В перспективе – капитальные работы, ведь когда течет крыша в аудитории, то это уже не лекция для преподавателя, не учеба для студента. Далее – внутреннее насыщение вуза учебным оборудованием.

Библиотека – сердце университета, после реорганизации она стала первой в крае с залами открытого доступа, и нам очень приятно, что БГПУ удалось выиграть грант «Современная вузовская библиотека», учрежденный Национальным фондом подготовки кадров.

Отдельный вопрос и очень острый – строительство. Малосемейное общежитие под крышу мы подвели. Однако в этом году финансирование его прекратилось, а значит, отдалилась перспектива переселения преподавателей из студенческих общежитий. К сожалению, администрация края не выполнила свои обязательства по развитию товариществ совладельцев жилья, куда мы активно были вовлечены 5 лет назад.

Ректоратом и профкомом многое делается по оздоровлению работников вуза, хотя мы не можем направить их в санатории, потому что не хватает средств. Пошли другим путем. У нас своя лыжная база. Пожалуйста, укрепляйте здоровье активным отдыхом на зимней лыжне. У нас есть спортивно-оздоровительный лагерь, где мы ежегодно организуем самодеятельный дом отдыха, в котором в течение трех недель отдыхают наши сотрудники, их семьи, оплачивая 20% (или 20 рублей в день) стоимости путевки.

Случается болезнь, тоже помогаем заболевшему человеку материально, как и при других жизненных неурядицах и трудностях. Выделяем деньги на учебу детей наших сотрудников, на ремонт квартир, поддерживаем садоводство и огородничество, когда необходим транспорт для выезда в поле и вывозки сельхозпродукции. Материальная помощь составляет в год порядка 700 тысяч рублей.

Не забываем и наших юбиляров, а это еще плюс 110 тысяч рублей.

Во всех этих направлениях наше партнерство с профкомом год от года только растет и развивается.

Панькова Нина Николаевна, председатель профсоюзной организации Барнаульского государственного педагогического университета, почётный работник высшего профессионального образования РФ:

— В своем выступлении Владимир Михайлович Лопаткин вроде бы все сказал. Несколько штрихов к сказанному.

Первая мысль после всего прослушанного. Сегодняшнее обсуждение поставленного на пленуме вопроса не бесполезное.

Я не присутствовала в прошлом году на «круглом столе». Думаю, там шло теоретическое обсуждение проблем. Сейчас больше практики, конкретных примеров. И это нравится. Да и ректоры послушали о том, что делается в других вузах, что очень полезно, ибо необходимо заимствовать полезный опыт и двигаться всем вместе в правильном направлении. Социальное партнерство развивается и находится сегодня на таком этапе, что мы уже можем использовать опыт друг друга.

Вторая мысль, которая промелькнула в ходе выступлений и которую я хочу особо выделить сама, – равенство наших общих прав и неравенство возможностей каждого в отдельности. Возьмем нас, вузовских председателей профкомов. Мы хорошо знаем друг друга, можно сказать, давно дружим, советуемся по многим вопросам, обмениваемся мнением, как нужно поступить в том или ином конкретном случае. Коллективные договоры каждого нам тоже известны. Кстати говоря, я для себя сегодня пометила, что необходимо взять и изучить новый колдоговор АлтГУ, который недавно заключен. Думается, что там я найду для себя много интересного.

В этой связи хочу продолжить мысль нашего ректора о том, что набор социальных гарантий в колдоговоре педагогического университета примерно такой же, как в техническом, и в классическом университетах. Однако финансовые возможности их поддержки разные, а потому в экономическом отношении, в реальном выражении эти же самые гарантии выглядят намного скромнее.

Хорошо, что при этом есть воля администрации нашего университета осуществлять все принятое в коллективном договоре хотя бы в тех возможностях, которые есть. Без этого не было бы благоприятной обстановки, доброго микроклимата в вузе.

Отсюда третья мысль, своего рода вывод: своими собственными средствами, внутренними резервами без государственной поддержки проблем высшей школы нам не обойтись в решении социальных вопросов. Да, как в техническом и в классическом университетах, у нас тоже есть студенты, обучающиеся на договорной основе. Что-то мы можем для себя извлечь и за счет науки. Однако по своим потенциальным возможностям наш вуз ближе к школе. И здесь присутствующие председатели райкомов и горкомов профсоюза меня должны понять. Мы все стараемся, и администрация не отказывается, но в силу скромных финансовых возможностей даже сообща не можем добиться желаемых результатов. Следовательно, снова единство, солидарность, борьба. Все так! И все-таки, на мой взгляд, многое из сказанного мной и другими докладчиками надо решать на государственном уровне – те же гарантии оплаты труда, санаторно-курортное оздоровление работников.

Грядет реформирование оплаты труда работников народного образования. И БГПУ, и АлтГУ готовят учителей. Поэтому, каким бы богатым кто ни был, надо совместными усилиями противостоять финансовому нажиму властей. Реформирование коснется и высшей школы, когда отдельные вузы перейдут на региональный бюджет. И к этому профсоюзу вместе с ректоратами надо быть готовым. Продумать заранее совместные мероприятия вплоть до массовых акций протеста, хотя время митингов и демонстраций прошло.

Хочу вернуться вновь к коллективному договору. Считаю, что он принимается и воспринимается в коллективах как-то слишком однобоко. Поясняю: на колдоговор смотрят только с точки зрения материальной выгоды. Но ведь в нем столько разделов, которые защищают интересы наших работников, обеспечивают создание нормального климата в коллективе. А это немаловажно. У меня в руках текст колдоговора, половина его залистана, зачитана, вторая же часть, где вопросы решаются не в денежном выражении, выглядит чистой и нетронутой. Она менее популярна у членов профсоюза, у наших работников, хотя, на мой взгляд, не менее значима.

Еще один момент. У нас партнерство сложилось таким образом, что ректорат помогает финансово, а профком берет на себя организационную часть работы. Здесь и свои трудности, и свои выгоды. Когда, например, мы открываем самодеятельный дом отдыха, то профком организует людей для его ремонта, договаривается о стоимости путевки, то есть на своем уровне разговаривает с ректоратом, за которым остается финансовое решение проблемы.

Беспокоит нас и жилищный вопрос. Никто не ставит его на государственном уровне. А ведь он назрел до взрыва не только в отдельной отрасли, но и в стране.

Возьмем наш вуз. Мы сейчас подготовили список очередников на 2004 год для согласования с администрацией района. В этом списке 180 семей – люди стоят в очереди с момента постройки нашего последнего дома в 1992 году. Большинство из них вообще не имеют никакого жилья и проживают в общежитиях. Большое спасибо администрации университета за то, что никому в заселении не отказывает, причем за чисто символическую плату – 270 рублей в месяц за трехместную комнату.

Обидно другое: без жилья у нас 63 кандидата наук и доцента, 6 профессоров. Даже при доплате в 3000 рублей к основной зарплате никто из них не в состоянии купить себе квартиру. Хотя закон «О порядке предоставления ипотечно-жилищного кредитования жителей Алтайского края» вроде бы существует. К сожалению, лишь на бумаге. Он не действует. Потому что эта ипотека для богатых. Ну, кто, скажите, из учителей с их нищенской зарплатой под страшные проценты может взять кредит в 1500 МРОТ или почти 1 миллион рублей? Причем 30% надо выплатить за полученную квартиру тотчас же, а под 70% ее стоимости оставить залог. Абсурд!

Несколько радует, что в последнем отраслевом Соглашении введен раздел «Социальная сфера и обеспечение жильем». Думаю, что на уровне Министерства и ЦК Профсоюза, а мы на своем уровне, записав в нашем постановлении, должны этот насущный и злободневный вопрос как-то решать. Вот и отраслевая газета «Мой профсоюз» в одном из номеров опубликовала наказ работников образования и науки Президенту РФ о том, что необходимо специальным постановлением правительства сделать ипотечное кредитование максимально льготным и доступным для работников бюджетной сферы.

Пока же мы имеем то, что имеем. Товарищество совладельцев жилья (ТСЖ) красиво начиналось в 1999 году. Было обещано 12 квартир, строительство которых на 30 % обеспечивали своими деньгами наши сотрудники, а остальные 70 % обещала внести краевая администрация из своего бюджета. Последняя сторона отнеслась к своему же постановлению недобросовестно. Росла инфляция, менялись плательщики и субподрядчики, средства закончились. На дворе 2004 год, «а воз и ныне там»!

Тырышкин Владимир Николаевич, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования БГПУ, кандидат педагогических наук, профессор:

— Я попросил слово в связи с тем, что наш факультет представляет собой вузовскую структуру, с одной стороны, а с другой – мы работаем на повышение стимула образования в крае, то есть занимаемся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой работающих специалистов, управленцев в системе образования края как общего, так и профессионального. Эта система предусматривает, прежде всего, непрерывность образования человека в течение всей жизни. В конечном итоге она зависит от многих факторов и определенных условий.

Речь веду о разработке и принятии краевой программы развития системы дополнительного образования в крае. Это затронет и организационные моменты, и моменты, связанные с финансированием. Мы уже предложили комитету администрации края по образованию, можно так сказать, свои услуги, разработали варианты этой программы, но пока оттуда ответа не получили – ни отрицательного, ни положительного. Месячная задержка, наверное, зависит от выборных дел в крае.

Хотел бы остановиться еще на одном моменте. Мы провели анализ результатов подготовки и переподготовки управленческих, руководящих кадров в системе образования за 5 лет, то есть с 1999 по 2003 год. При плановом наборе 450 человек обучения в год мы обеспечиваем цифру свыше пятисот. Есть у нас районы, из тех почти 70-ти существующих административных территорий, а таких насчитывается более десятка, откуда за последнюю пятилетку к нам на факультет не прибыло для повышения квалификации ни одного специалиста-управленца: Бурлинский (ноль обученных), Быстроистокский (0), Волчихинский (правда, там за последние три года мы провели выездные курсы по 72-х часовой программе и переподготовили 50 человек), Ельцовский (тоже нулевые показатели), Завьяловский (2 человека за пять лет), Змеиногорский (0), Локтевский (ни одного переподготовленного), Немецкий (1), Советский (3), Тогульский (2) и т. д. Грустные цифры можно приводить еще и еще.

Почему такие показатели? Мы также проанализировали эту ситуацию. Когда общались со слушателями, то услышали от них буквально следующее: мы не уверены, что нам все командировочные расходы выплатят. А это уже проблема и социальная, и профессиональная.

Поэтому я обращаюсь к профсоюзному активу, к руководителям, к тем, кто работает в тесной связке с комитетами по образованию, убедительно влиять на них, чтобы они со своей стороны политику, направленную на повышение профессионализма руководящих кадров, всемерно поддерживали.

А мы будем с вами совместно работать по повышению качества переподготовки специалистов.

Л. М. Богатюк, председатель Шипуновской районной организации Пофсоюза:

— Я сидела слушала и думала, какой интересный опыт сегодня можно перенять нам, сельским школам, муниципальным системам образования.

Казалось бы, два разных полюса – вуз и сельская школа. У вузов прекрасные коллективные договоры. У них есть достойное финансирование, которое поддерживает систему социального партнерства, в данном случае ректората и профкома университета.

Как же нам наполнить свою систему социального партнерства таким же содержанием и благополучием?

Я увидела, например, что для ректоров университетов хорошей мотивацией для такого взаимодействия с профкомами является не только социальный аспект, комфортные условия работы и стимул творческого роста сотрудников, но и растущий при этом престиж вуза в городе, в регионе, в стране.

Если провести параллели с сельской школой, то мало директоров школ у нас имеют подобную мотивацию, то есть имеют желание, а главное, возможность поднять авторитет своих образовательных учреждений за счет участия в социальном партнерстве. Я считаю, что наши работодатели, наши директора, те, которые проходят переподготовку на факультете, о котором сейчас говорилось, проучившись на курсах управленческих кадров, не несут информацию о том, что сейчас нужно строить управление совсем по-другому. Необходимо учиться управлять персоналом на новых научных основах. Отсюда конфликты, имеющиеся в наших учреждениях.

У нас директора школ участвуют в комиссиях по социальному партнерству вплоть до трехсторонней комиссии, но абсолютно не разбираются в вопросах социального партнерства. У меня такое предложение к вузам: коль вы так хорошо развиваете систему социального партнерства, готовите кадры, в том числе и молодые управленческие, то наработанный вами опыт очень необходим любому управленцу. Теорию и практику социального партнерства обязательно надо преподавать, расширив свое образовательное пространство за счет введения в курс лекций такой дисциплины.

Второй момент. Нина Николаевна Панькова из педуниверситета сказала о том, что коллективный договор содержит в себе не только материальную часть, но и моральную сторону. Психологическую разгрузку. Ведь когда материальная база у работников крепкая, жизнь, что называется, устроена, то они лучше и до конца раскрывают свой потенциал. Сейчас мы видим, что природный и административный ресурсы почти исчерпаны, то есть уже никакими перестановками экономику не поднять. Значит, осталось только исчерпывать ресурс творчества сотрудников. Это возможно лишь в свободной обстановке, в доброжелательной атмосфере, когда человек не зациклен на своем материальном неблагополучии. Создание нормальных условий дает возможность этому творческому ресурсу работников, что в вузе, что в школе, раскрыться в полной мере. И, конечно, принести пользу не только себе, предмету, но учреждению, в котором сотрудник работает, территории в целом.

И третий момент. Об отсутствии финансирования в образовательных учреждениях, без которого невозможно сотрудничать на серьезной основе. У нас в территории уже встает такой вопрос. Мы не понимаем, например, зачем муниципальная система образования нужна нашему району. Какую роль она играет в поднятии экономики? Я об этом сужу и по другому факту: в крае прекрасная научная база, а он в списке десятый снизу из 89 регионов страны. Почему такое низкое место у Алтая в Российской Федерации по уровню доходов на душу населения? Если мы такие умные, то почему такие бедные?! Мы давно уже задумываемся над этими вопросами.

Видимо, наука плохо сотрудничает с правительством, с той же краевой властью в поднятии уровня жизни людей, борьбы с бедностью. В этом я вижу и провал политический. Не используем научные подходы в управлении, в поднятии экономики, а действуем, как и раньше, методом проб и ошибок.

Аналогичный вопрос можно поставить и в муниципалитете, перед главой: а зачем вам вообще нужна система образования? Только ли для того, чтобы гордиться, что из района столько-то отличников поступили в вузы, уехали из села и где-то там, в городе, устроились, получив профессию и специальность? Нет, наверное, для того, чтобы свои профессиональные и управленческие кадры растить для развития собственной экономики. Вот какой должна быть мотивация для наших глав на всех уровнях! А для этого нам необходимо заставить их по-другому относиться к системе образования. Тогда и пойдет финансирование – не только за счет собирания денег от оказания образовательных услуг, а именно будет в полном объеме, целевым назначением финансироваться наука и образование – и на краевом уровне, и на уровне муниципалитетов и даже, я думаю, на уровне села. Ведь школа всегда играла и до сих пор играет огромную роль в его развитии и сохранении. А оттуда, с малой родины каждого из нас, и начиналась Россия.

Итоги обсуждения. Заключительное слово председателя АКО профсоюза Л. Н. Ивановского:

— Сегодня высшая школа в России, в том числе и в Алтайском крае, конечно же, переживает очень трудный и достаточно тревожный этап. Те новации, которые исходили до последнего времени из Министерства образования и особенно из министерства Грефа (не в силах даже произнести на память длинное его название!), разумеется, всех нас беспокоят. В такой же тональности шел и сегодняшний наш разговор – о совместной работе ректоратов и вузов по решению социальных вопросов, которые являются важной составляющей внутреннего развития, внутреннего состояния каждого университета.

И все же, несмотря на определенные объективные трудности, можно с удовлетворением констатировать, что в целом социальные вопросы в наших вузах решаются очень даже неплохо.

Конечно, рамки состоявшегося разговора просто не позволяли ни ректорам, ни председателям профкомов сейчас развернуто ставить вопросы, так сказать, о внешней стороне дела. Мы рассчитывали, и мне кажется, что этот расчет крайкома профсоюза полностью оправдается, что если в дальнейшем мы правильно выстроим свои действия, начиная с сегодняшнего разговора, если мы скоординируем усилия совета ректоров Алтайского края, Совета председателей вузовских первичных профсоюзных организаций, крайкома профсоюза, нашего ЦК, то мы сможем активно влиять на новую администрацию края, на новое Министерство образования, на новое Правительство, на «нового — старого» Президента, который без четкой и продуманной программы стремится бороться с бедностью.

То, что делали и делают ректораты, в целом весь управленческий аппарат вузов по социальной поддержке работников университетов, ректоры и председатели профкомов в своих выступлениях отразили частично моменты, лишь на конкретных примеров продемонстрировали – вот это уже у нас есть, а еще сколько всего, посмотрите, содержится в наших коллективных договорах. Все это так. Но если бы вузы (а они до сих пор государственные!) были бы тем же государством на достаточном уровне обеспечены, то многие виды доплат и компенсаций потеряли бы свою актуальность и злободневность, а ректораты направили бы дополнительно заработанные средства на развитие той же материальной базы, научных лабораторий, тем самым повышая научную престижность и притягательность своих подразделений, ведь многие молодые ученые уходят из стен родных университетов еще и потому, что нет условий для их научного развития в бедном вузе.

Поэтому то, что делают ректораты, иногда и по побуждению профкомов, но чаще всего (говорю это не ради комплимента) по собственной инициативе – различные доплаты к зарплате, путевки, зоны отдыха – это дорогого стоит. По сути дела, ректоры взяли на себя государственную функцию там, откуда неожиданно ушло наше «любимое» государство, сбросив с себя всякую ответственность за судьбы людей, целых коллективов, при этом хорошо понимая, что те же вузы на теперешнее бюджетное финансирование просто не проживут. Однако до сих пор ничего не делается для его увеличения, хотя, как говорят известные в стране экономисты, «Россия сейчас захлебывается в деньгах»… И это действительно так.

Складывается следующая ситуация. Государство не увеличивает финансирование вузов. И тогда в эту проблему с головой влезают ректораты, начинают зарабатывать и пускают часть этих средств (причем немалую!) в том числе и на решение социальных вопросов. Наша задача: вынудить государственные, внешние по отношению к университетам, структуры начать финансировать вузы не по остаточному, а по достаточному принципу.

Теперь вернусь к вопросу о том, что всегда особенно нас волнует, беспокоит, раздражает, а подчас и возмущает, когда мы немного по-обывательски (не в уничижительном смысле этого слова) подходим к платному образованию. Конечно же, всем нам хочется, чтобы оно по-прежнему оставалось полностью бесплатным. Но надо всем до конца уяснить, что сейчас, при рыночных отношениях в экономике, а значит и в обществе, это просто невозможно. Нам здесь говорили (и правильно в общем-то говорили): «если образование платное, то пусть оно будет как можно дешевле!». Но тогда как быть с принятыми учиться на бюджетной основе по государственному заказу? В этой связи нам надо осознать, что все-таки в обществе есть определенные категории людей с достатком, которые в состоянии заплатить за обучение своих детей. Их немного пока, но для наших вузов такого количества вполне начинает хватать. Тем самым, оплачивая обучение своего ребенка, богатые родители незримо (а для вуза вполне ощутимо, о чем говорил в своем выступлении ректор АлтГУ Ю. Ф. Кирюшин) оплачивают и обучение бюджетных студентов. Отсюда и доплаты всем преподавателям, а не только работающим с так называемыми «платниками», отсюда и средства на развитие материальной базы, спортивно-оздоровительных центров и другие мероприятия социальной значимости.

Хорошо это или плохо? Сколько угодно можно спорить, призвав в третейские судьи мораль и этику. Но никуда не денешь и мировую практику, которая наглядно показывает, что даже в богатых странах только исключительно на бюджетном финансировании не содержится ни одного университета. Тут важно, на мой взгляд, соотношение государственных вливаний в образование и науку и оплаты за обучение, а также частных пожертвований, различных грантов.

Сейчас у нас в крае начинается очень сложный период взаимоотношений власти и профсоюзов. Пришла новая администрация. На днях должна состояться встреча председателя крайсовпрофа В. Д. Аргучинского с губернатором М. С. Евдокимовым. К ней мы готовим пакет своих предложений, куда войдет один из самых насущных вопросов высшей школы – вопрос жилищного строительства. Надо как можно быстрее понудить новую власть в крае, не откладывая на потом, а в приоритетном порядке, решить, как достроить то, что превратилось в долгострой, и как сформировать четкую программу жилищно-бытового, медицинского и в целом социального обеспечения сотрудников высших учебных заведений.

Мне кажется, разговор, состоявшийся сегодня, тоже дает нам дополнительный стимул в этом отношении. Во всяком случае пункт 9.1 проекта постановления нашего пленума (сейчас мы перейдем к его обсуждению) именно об этом: инициировать в краевом Совете народных депутатов, в администрациях края и Барнаула, в краевой трехсторонней комиссии обсуждение и решение этих вопросов (они перечислены в постановлении). Думается, что совет ректоров не откажется координировать с профсоюзом поставленные задачи.

И последнее, о чем не могу не сказать. Никуда не годится, что учителя, директора школ ездят на курсы повышения квалификации за свой счет. Мы считаем, что это не просто вопрос, который нужно срочно решать, более того, это грубое нарушение существующего законодательства; и профсоюз уже приступил к ответным действиям – юридическая служба крайкома подготовила и направила в прокуратуры районов заявления с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении органов образования, которые посылают слушателей на курсы, не оплачивая им расходы, связанные с учебой.

Мы просим руководителей территориальных профсоюзных организаций, членов крайкома профсоюза, постоянно информировать нас, как обстоят дела с повышением квалификации педагогических кадров на местах. Примерно из 15 районов мы имеем таковые сведения, озвучил некоторые данные в своем выступлении на пленуме и декан ФППК БПУ В.Н. Тырышкин: в лучшем случае только 30 процентам прошедших переподготовку оплатили на сегодня расходы. Задолженность растет и не выплачивается годами. Отсюда задача: ваши регулярные сведения в крайком профсоюза – наша работа по доведению полученных материалов до суда. Только так, а не иначе можно покончить с этой проблемой.