Главная / Регионы / «Об опыте работы правовой инспекции труда Архангельской областной организации Профсоюза», Плотникова Н.В..

«Об опыте работы правовой инспекции труда Архангельской областной организации Профсоюза», Плотникова Н.В..

«ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА»

Нина Витальевна ПЛОТНИКОВА, Главный правовой инспектор труда Архангельской областной организации Профсоюза, 3 июня 2004 г.

(Выступление на семинаре-совещании главных правовых инспекторов труда, специалистов по правовой работе территориальных профсоюзных организаций 31 мая – 4 июня 2004 года. Из информационного бюллетеня № 20, часть 2, сентябрь 2004 года.)

Реализуя уставные цели и задачи по представлению и защиты социально-трудовых, профессиональных прав и интересов членов профсоюза, областная организация профсоюза, её территориальные и первичные организации участвуют в совершенствовании правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения социальной и правовой защиты работников образования.

Правозащитная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

— контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства;

— досудебная и судебная защита прав и интересов работников;

— взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;

— информационно-методическая работа по правовым вопросам и обучение актива и руководителей образовательных учреждений.

Реализация всех этих направлений деятельности ложится, прежде всего, на руководителей районных, городских советов профсоюза, председателей профсоюзных комитетов. Во исполнение ст. 370 Трудового кодекса РФ, постановления Президиума ЦК профсоюза от 04.10.02 г. за № 11 постановлением президиума областного совета от 14.12.02 г. создана правовая инспекция труда областной организации профсоюза. Члены правовой инспекции труда прошли в 2003 году обучение и получили удостоверения соответствующего образца.

В состав правовой инспекции труда областной организации входят 2 штатных юриста — Плотникова Н.В. и Шубина Л.В. (в Архангельской городской организации), занимающие должности главного правового и правового инспекторов труда, и 86 внештатных правовых инспектора, являющихся председателями районных, городских организаций профсоюза или членами выборных профсоюзных органов.

Для того чтобы решить одну из главных задач профсоюза по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюза, необходимо иметь на местах грамотный актив, который обладает необходимыми правовыми знаниями и практическими навыками по профилактике возникновения трудовых споров, их разрешению и восстановлению нарушенных прав работников.

С этой целью в начале 2003 года был организован семинар-практикум по обучению внештатных правовых инспекторов. Обучение их проводилось силами областного совета профсоюза и главным правовым инспектором Гострудинспекции Пригорневой Л.С.

Кроме теоретических знаний для лучшего усвоения материала и получения практических навыков для актива были организованы ролевые игры, решение ситуационных задач, работа в экспертных группах, тестирование.

Большую помощь в их правовой работе оказывают изданные областным советом профсоюза информационные бюллетени, в которых помещены:

— макет коллективного договора (№ 21);

— методические рекомендации по заключению коллективного договора (№ 23), использованию прав выборных профсоюзных органов, гарантированных Трудовым кодексом РФ, в т.ч. и по соблюдению процедур учета мотивированного мнения (№ 25);

— примерная форма трудового договора с педагогическим работником (№ 22).

Неоценимую роль сыграли практические рекомендации по организации работы правовой инспекции труда, опубликованные в информационном бюллетене № 24, в котором были помещены: Положение о правовой инспекции профсоюза с приложением всех форм документов, оформляемых по итогам её работы, памятка по проверке соблюдения трудового законодательства в образовательных учреждениях, в т.ч. в части оплаты труда, примерные формы доверенности на представление в суде интересов члена профсоюза, некоторых исковых заявлений, жалоб, обращений в Гострудинспекцию.

Проведенная организационная работа позволила за 2003 год комплексно по всем вопросам соблюдения трудового законодательства проверить 228 образовательных учреждений. За истекший год и 5 месяцев текущего года областной совет профсоюза с целью проверки соблюдения трудового законодательства и прав выборных профсоюзных органов организовал выезд в 15 районов области (из 28), Ненецкий автономный округ, Поморский госуниверситет и его Северодвинский филиал. В том числе Онежский, Вельский, Виноградовский районы, г. Северодвинск, Поморский госуниверситет и 5 учреждений г. Архангельска проверены совместно с главным правовым и государственным техническим инспекторами Гострудинспекции.

По результатам проверок, как правило, оформляются справки, акты совместно с Гострудинспекцией. При наличии серьезных нарушений, носящих массовый характер, областной совет профсоюза направляет материалы в Государственную инспекцию труда и органы прокуратуры. Чаще всего эти надзорные органы правильно реагируют на обращения профсоюза, принимают меры прокурорского реагирования и выносят органам местного самоуправления, управления образованием, руководителям образовательных учреждений предписания, обязательные для исполнения.

Примером вышесказанного, например, является работа, продолженная областным советом профсоюза, его правовой инспекцией по устранению нарушений трудовых прав работников Шенкурского района, который был нами проверен в январе 2004 года и где вскрыты серьезные недостатки и упущения в работе органов образования, руководителей образовательных учреждений, профсоюзного актива. Наше обращение в прокуратуру района явилось отправной точкой для организации прокуратурой района комплексной проверки соблюдения трудового законодательства в образовательных учреждениях, работы по устранению недостатков, отмеченных в нашей итоговой справке по данному району. Прокуратура помогла нам разрешить спор с районным управлением образования об изменении учредителя ОУ (с районного отдела образования на администрацию МО «Шенкурский район»).

Ещё в 2003 году в Ленском и Мезенском районах на условиях сезонной работы осуществлялся прием на работу машинистов котельных и истопников сельских школ, которые увольнялись по истечении отопительного сезона. По обращению областного совета профсоюза прокуратуры районов устранили данные нарушения.

В Верхнетоемском районе не предоставлялось бесплатное жилье и льготы на коммунальные услуги педагогам ДЮСШ. Это право восстановлено им прокуратурой по обращению профсоюза.

В Лешуконском районе с помощью прокуратуры предотвращены попытки взимания налога с ветеранов педагогического труда на доход, который они получают от предоставления им коммунальных льгот, а также предоставления сельским педагогам льгот на социальную норму жилой площади без учета членов семьи.

Достигнута договоренность с прокуратурой Красноборского района о применении с их стороны мер прокурорского реагирования к руководителям образовательных учреждений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения представлений (требований) главного правового инспектора областной организации профсоюза, о совместной контрольной проверке соблюдения трудового законодательства в этом районе.

Обращение в прокуратуру Мезенского района по поводу нарушения ст.318 ТК РФ в отношении воспитателя Коршаковой М.М., уволенной по сокращению численности работников еще в январе 2004 года, закончилось восстановлением её на работе с 01.01.04г. по приказу директора школы от 22.03.04г. и выплатой всех причитающихся ей средств.

По инициативе правового инспектора Архангельской городской организации профсоюза 2.04.04г. вынесен протест прокуратуры области на некоторые положения Порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных отпусков работников с ненормированным рабочим днем, установленных для муниципальных учреждений мэром г. Архангельска. В настоящее время этот нормативно-правовой акт органа местного самоуправления приведен в соответствие с законом.

Положительную роль органы прокуратуры сыграли, приняв меры прокурорского реагирования по обращению нашей организации о нарушениях социальных прав и гарантий работников образования. Этому предшествовала работа по глубокому анализу положения дел на местах. Проведенная совместная работа органов прокуратуры и профсоюза позволила положительно решить ряд острых проблем, которые не решались в последние годы. Например, за счет областного бюджета за 2003 год на погашение задолженности по выплате педагогам денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию направлено 37 млн. рублей.

Наряду с активным обращением работников образования в суд это позволило существенно снизить, а по ряду районов и городов ликвидировать долги по этой выплате.

В областном бюджете 2004 года вновь предусмотрены и уже выделяются средства на выплату оставшейся части долга в объеме 40 млн. рублей. По всей области своевременно производятся текущие платежи (с 2002 г.).

Под нажимом профсоюза и органов прокуратуры в бюджетах муниципальных образований на 2003 и 2004 годы предусмотрены средства на оплату проезда работников к месту отпуска и обратно, на предоставление льгот по коммунальным услугам, на оплату командировочных расходов.

Наметившаяся положительная тенденция в решении этих проблем, конкретные шаги, предпринятые властными структурами, позволили ряду муниципальных образований в полном объеме выполнять свои обязательства перед работниками отрасли. В качестве примера можно привести города Архангельск, Новодвинск, Котлас, Коряжму, Котласский, Онежский, Приморский районы и т.д.

Ещё с 1 января 2003 года зарплата всех работников системы образования области (а не только учителей) выплачивается из средств областного бюджета. Это позволило своевременно и в полном объеме производить оплату труда работников образовательных учреждений, устранило разницу в оплате труда работников разных муниципальных образований, доходившую до 2,5 раз (города Коряжма, Новодвинск).

30.10.02 г. Федерацией профсоюзов области вновь заключено соглашение о взаимодействии с государственной инспекцией труда по осуществлению совместного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

С государственной инспекцией труда у нас сложились хорошие деловые отношения. При планировании работы намечаются совместные проверки отдельных учреждений и районов (городов), откуда чаще поступают жалобы и обращения работников и профсоюзного актива. В этих проверках участвуют главный государственный инспектор труда Пригорнева Л.С. и государственный технический инспектор Шунин В.Н. За 2003 год и 5 месяцев 2004 года совместно проверено 4 территории, ПГУ и его Северодвинский филиал. Кроме того, проводились проверки отдельных учреждений.

В государственную инспекцию от правовой инспекции профсоюза, первичных и районных (городских) профсоюзных организаций в 2003 году направлено 38 обращений по вопросам правомерности снижения доплат за работу, не входящую в круг основных обязанностей, изменения учебной нагрузки, режима работы, оплаты за сверхурочную работу.

По предписанию Государственной инспекции труда хлораторщики бассейнов общеобразовательных учреждений г. Северодвинска стали получать полагающееся им бесплатное молоко, а в Приморском государственном университете предотвращено снятие компенсационных доплат за вредные условия труда с работников, рабочие места которых оказались неаттестованными.

Систематически проводятся взаимные консультации по наиболее сложным вопросам регулирования трудовых отношений, поступившим жалобам и обращениям, производится обмен информацией о состоянии соблюдения трудового законодательства, о ликвидации работодателями нарушений, отмеченных в актах совместных проверок.

Государственной инспекцией труда привлечены к административной ответственности 10 руководящих работников органов управления, школ, детских садов, работа которых была проверена по предложению областного совета профсоюза. Как правило, это руководители, допустившие грубые нарушения трудового законодательства, в том числе и в отношении прав профсоюзных выборных органов.

По-прежнему профсоюзные комитеты редко обращаются в Гострудинспекцию по вопросам признания недействительными локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных руководителями без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа с нарушением процедуры, предусмотренной ст. 372 Трудового кодекса РФ. Для оказания помощи в этом вопросе правовая инспекция труда областного совета еще в 2002 году издала специальный информационный бюллетень № 25, а в 2003 году оформила в виде схем всю процедуру учета мнения профсоюза.

Реалией сегодняшнего дня стала работа областной и территориальных профсоюзных организаций по участию в нормотворческой деятельности на уровне области и конкретных муниципальных образований. Используя формы согласования и совместной подготовки проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, областной совет стремится закрепить в них уже достигнутые уровни прав и гарантий и предусмотреть дополнительные, улучшающие положение работников.

Областной совет профсоюза принял участие в разработке проектов областных законов «Об областном минимуме оплаты труда на территории Архангельской области», «О внесении изменений и дополнений в областной Закон «Об образовании». Председатель областной организации профсоюза Манушкин В.А. активно работает с комиссией по социальным вопросам областного собрания депутатов, участвует в парламентских слушаниях по различным вопросам, отстаивая права работников отрасли.

На уровне районов и городов в разработке правовых актов органов местного самоуправления участвуют председатели районных (городских) организаций, выборные профсоюзные органы. За 2003 год они приняли участие в разработке подобных документов.

В основе конструктивного взаимодействия всех ветвей власти и профсоюза лежит работа по заключению отраслевых соглашений, а на уровне учреждений – коллективных договоров.

События осени 2002 года, когда резко снизились размеры надтарифного фонда (до 12-15%), и активные коллективные действия, организованные профсоюзом в областном и районных (городских) центрах, стали убедительным уроком для законодательной и исполнительной властей. Работники образования еще не разучились солидарно отстаивать и защищать свои права. Поэтому еще на стадии подготовки нового областного соглашения представители совета профсоюза были включены в состав рабочих групп по разработке примерных типовых штатов образовательных учреждений Архангельской области и порядка формирования средств и условий применения компенсационных и стимулирующих выплат, которые были утверждены в последующем распоряжением главы администрации области от 30.06.03г. за № 554. При разработке этих двух важнейших нормативно-правовых актов области в полном объеме были учтены предложения нашего профсоюза и его правовой инспекции.

3 июня 2003 года завершилась работа над отраслевым соглашением на 2003-2005 годы. Департамент образования администрации области был уполномочен заключить это соглашение от имени исполнительной власти Архангельской области и органов местного самоуправления от муниципальных образований. Неотъемлемой частью соглашения являются 11 различных приложений, в т.ч. перечень профессий и должностей работников образовательных учреждений, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день (приложение № 8), за вредные условия труда (приложение № 7), перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда, за выполнение которых устанавливаются доплаты в размере до 12% тарифной ставки (оклада) и т.д.

В рамках выполнения данного соглашения в образовательных учреждениях с января 2004 г. в штаты образовательных учреждений введены должности заместителей по охране труда, технике безопасности и укреплению здоровья участников образовательного процесса, документоведов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов. Увеличилось количество работников учебно-вспомогательного персонала, особенно по детским домам и школам-интернатам.

При формировании фонда оплаты труда на 2004 г. предусмотрен надтарифный фонд для общеобразовательных учреждений в размере 25 %, для других учреждений -15 %. Закладывается 2 % премиальный фонд для дошкольных учреждений.

С 01.09.03 г. за счет областного бюджета выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений установлена надбавка до 10 (до 9) разряда ЕТС на первые три года их работы.

С 01.04.04 г. установлены ежемесячные доплаты к должностным окладам мастерам производственного обучения учреждений начального профессионального образования (с 300 до 600 рублей).

С 01.01.04 г. производится ежемесячная доплата к пенсиям неработающих педагогов, имеющих звание «заслуженный» или «народный», в размере 500 рублей.

Ежегодно работникам образовательных учреждений выплачивается материальная помощь в размере должностного оклада работника.

При выходе работников на пенсию по возрасту или по состоянию здоровья выплачивается единовременное выходное пособие в размере 3-х должностных окладов. В 6 конкретных случаях на 1 год продлеваются сроки действия квалификационных категорий.

И этот перечень дополнительных льгот и гарантий можно продолжить, хотя он не настолько широк, как бы нам хотелось.

Заметно активизировалась в области работа по заключению районных (городских) соглашений и коллективных договоров.

Этому способствовал и областной конкурс на лучший коллективный договор, итоги которого подведены на заседании президиума областного совета 26.05.04г. Лучшим признан коллективный договор МДОУ «Детский сад № 4 «Дюймовочка» г. Вельска.

В связи с включением в соглашение обязательства о сохранении порядка, условий и норм предоставления льгот педагогам сельской местности и рабочих поселков удается удерживать прежний уровень этих прав и гарантий. Хотя в связи с Федеральным законом РФ от 06.05.03 г. № 52 предпринимались попытки администраций районов по снижению норм топлива, предоставлению бесплатного жилья только на социальную норму, полагающуюся на самого педагога без учета членов его семьи.

Все эти попытки пресечены благодаря профсоюзу через обращение в областную администрацию, областное собрание депутатов, органы прокуратуры.

Неоценимую помощь в этом нам оказал опыт республиканской профсоюзной организации Хакасии, опубликованный в газете «Мой профсоюз» за 18.03.04 г.

Еще с лета 2003 года наша организация стала настойчиво добиваться разработки областного закона «О порядке возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в т.ч. и педагогическим работникам и включения в состав рабочей комиссии представителей профсоюзов бюджетных отраслей. В настоящий период эта работа ведется, в состав комиссии включена я как правовой инспектор, но из-за смены губернатора прошло только одно организационное заседание. Для решения данной проблемы мы объединили свои усилия с ассоциацией профсоюзов бюджетных отраслей.

Соглашения, коллективные договоры способствуют регулированию наиболее сложных вопросов, возникающих в процессе трудовых правоотношений, являются профилактическим средством, устраняющим причину возникновения споров, позволяют закрепить права и гарантии профсоюзных выборных органов по защите прав и интересов работников.

За последние 3 года не возникло коллективных споров. Не производилось приостановки работы, что стало возможным в первую очередь из-за своевременной оплаты труда.

Второй год наблюдается снижение числа незаконно уволенных работников. Как показывает анализ материалов проверок, это связано с повышением материальной ответственности работодателя, налагаемой на него трудовым законодательством (в 2,5 раза). Растет правовая грамотность руководителей и профсоюзного актива. Этому способствует работа профсоюза, правовой инспекции, т.к. во всех посещаемых территориях проводятся 2-х дневные семинары (за 2003 г. обучено 508 человек), встречи с коллективами, издаваемые информационные бюллетени направляются в каждое образовательное учреждение.

Значительно уменьшилось количество трудовых споров, рассматриваемых в судебных органах. За истекший год в суд направлено 672 исковых заявления, в т.ч. 656 удовлетворены полностью или частично. Большая часть исковых требований связана со взысканием денежных компенсаций на книгоиздательскую продукцию, на проезд к месту отдыха и обратно, командировочных расходов, коммунальных услуг.

Другие индивидуальные споры связаны с неправомерностью изменений существенных условий трудовых договоров, снижением размеров доплат и надбавок, отменой дисциплинарных взысканий.

С участием правовых инспекторов, профсоюзного актива рассмотрено 1324 индивидуальных спора.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров разъясняется на всех проводимых семинарах и встречах с активом. Чаще всего споры, возникающие между работодателями и работниками, удается разрешить путем переговоров, активное участие в которых принимают профсоюзные комитеты и районные (городские) советы профсоюза. Поэтому за истекший год только 125 заявлений работников поступило и рассмотрено комиссиями по трудовым спорам.

Для оказания практической помощи членами профсоюза в судебной защите своих прав правовая инспекция разрабатывает формы исковых заявлений, других документов, связанных с судебным разбирательством, которые направляются в районные (городские) организации профсоюза.

Особенно необходима наша помощь педагогам в решении вопросов, связанных с назначением досрочной трудовой пенсии. За 2003 г. было рассмотрено 112 подобных гражданских дел, в которых приняли участие правовые инспектора труда.

До 22.01.04 г. практически не было проигранных нами дел о включении в стаж для досрочной пенсии определенных периодов работы, в т.ч. и периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, использованных педагогами до 06.10.92 г.

В январе, по известным вам причинам, суды первой инстанции, выполняя рекомендации областного суда, стали принимать противоположные решения по данным отпускам.

Ряд дел было пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, предыдущие решения судов были отменены. И даже по одному делу в Вилегодском районе было вынесено определение суда о повороте решения и взыскании с учителя 34 тысяч рублей, которое нам удалось отменить. Никакие доказательства, приводимые нами в судах, положительного результата не давали до 11.05.04 г.

С этой даты отделение Пенсионного фонда РФ признало право педагогов на включение этих спорных периодов в стаж для досрочной пенсии.

Для активизации правовой деятельности профсоюза 17 декабря 2003 года проведено заседание областного совета с повесткой дня «О работе выборных профсоюзных органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде». С докладом выступила главный правовой инспектор труда профсоюза Плотникова Н.В. Основные задачи правовой деятельности профсоюза на 2004 год сформулированы в постановлении совета и плане работы правовой инспекции.

Запланировано подготовить и провести в октябре 2004 года совместное заседание коллегии Департамента образования администрации области и президиума областного совета профсоюза по вопросу о соблюдении трудового законодательства в образовательных учреждениях области.