Главная / Регионы / Заседание отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в системе образования Республики Марий Эл.

Заседание отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в системе образования Республики Марий Эл.

Очередное заседание республиканской отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в системе образования состоялось 30 октября в Республике Марий Эл.

Стороны социального взаимодействия обсудили ход подготовки предложений в региональное отраслевое Соглашение на 2009 – 2011 годы, социальные параметры проекта консолидированного бюджета отрасли на 2009 год, меры, принимаемые отделом образования администрации Сернурского района по переходу на новый размер минимальной заработной платы с 1 января, возможности перехода на новую систему оплаты труда во всех учреждениях образования в 2009 году.

Отмечая плановое увеличение проекта бюджетных обязательств в отрасли в 1,27 раза, участники высказали серьёзную озабоченность отсутствием перспектив роста размера базовой ставки заработной платы работников школ, норматива финансирования на одного ученика, высокой текучестью кадров в связи с низким уровнем оплаты труда, прежде всего работников дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, молодых педагогов, особенно в городах и райцентрах.

Планируемое увеличение размера минимальных государственных гарантий по оплате труда с 1 января 2009 года в 2 раза – серьёзный прорыв. Безусловно, это результат политической воли руководства страны, конструктивных переговоров профсоюзов в рамках российской трехсторонней комиссии, взаимодействия с депутатами.

В 3 раза планируется увеличение бюджетных ассигнований в Республике на выплату коммунальных платежей педагогам села.

Участники диалога с удовлетворением отмечают интенсивную работу Правительства Республики Марий Эл по изысканию дополнительных финансовых резервов.

Однако перспективы практически равной оплаты за разную интенсивность труда работников неквалифицированного труда и специалистов, отсутствие реальной возможности обеспечить дифференциацию в оплате в связи с недостаточным размером фонда стимулирования никого не радует.

Особенно в сложной ситуации вновь могут оказаться педагоги в оставшихся сельских школах, где из-за низкой наполняемости средства на стимулирование труда незначительны или вообще отсутствуют.

К сожалению, демографическая ситуация в 2009 году вновь не будет для системы образования благосклонной. Только в общем образовании предполагается сокращение числа обучающихся на 2787 человека.

Обоснованное беспокойство вызывает неутешительная статистика асоциальных явлений, особенно в молодежной среде. Но специалисты, связанные с организацией воспитательного процесса в школе (психологи, воспитатели, организаторы детского движения, социальные педагоги, руководители кружков и секций и др), в процессе оптимизации сети остаются без работы в первую очередь.

Практика показывает, что только с помощью таких специалистов можно предотвратить беду и «оторвать» подростков от улицы. Зачастую только эти специалисты могут выстроить и реализовать траекторию индивидуального развития личности ребенка.

Чтобы избежать массового сокращения работников, необходима опережающая, в том числе по программам индивидуальной работы с детьми, переподготовка педагогов, а это требует значительного увеличения финансирования.
Сохранить кадры и крепкую базу для тех, кто уже родился и кто родится завтра, не растерять специалистов, которых завтра будет нехватать – крайне сложная для муниципалитетов задача. Искать выход, резервы в этой ситуации и находить их – общее дело всех структур взаимодействия.

Острая дискуссия состоялась по вопросу перехода на новую систему оплаты труда всех учреждений образования. Члены комиссии были единодушны: без единого размера базового оклада для расчета заработной платы бюджетников в стране и Республике и увеличения фонда оплаты труда заявленных целей перехода на отраслевую систему оплаты труда не достичь.

Необходимы базовые ориентиры, механизм их индексации, а методика учета специфики профессий и учреждений в образовании отработана.

Участники заседания сочли необходимым письменно обратиться в российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений с просьбой вернуться к вопросу об установлении Правительством Российской Федерации единого размера базовых ставок заработной платы (базовых должностных окладов) по профессионально-квалификационным группам во всей стране. Учитывая, что ассигнования на выплату заработной платы работников образования – предмет совместного ведения федерации и субъектов, члены комиссии попросили оказать дополнительную финансовую помощь Республике на её введение во всех учреждениях.

Т. Иванова