Наш опрос
Проблемы школ. Слово директору
Какие проблемы волнуют Вас сегодня, как руководителя школы, больше всего? Этот вопрос мы задали директорам нескольких гуманитарных школ
Директор Новой гуманитарной школы, Москва
Василий Богин
Меня беспокоит то, что задачу воспитать умного человека ставят в лучшем случае только его умные родители, а больше ни от кого заказ на умных людей в школу не поступает. Несмотря на все декларации, сегодняшние эксперименты в российском образовании — взять тот же ЕГЭ — демонстрируют, что умные люди государству не нужны — нужны люди, способные выучить учебник и осуществить набор стандартных действий. На деле получается, что государство не ставит перед образованием задачу воспитать людей, способных к нестандартным подходам, исследованию, анализу, творчеству, умеющих работать в команде, находить адекватные средства для решения проблем. Думающие, понимающие, творческие люди — это для нашего государства скорее что-то из области игр и развлечений: клуб «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».
К сожалению, сфера образования не входит в область стратегических интересов нашей Думы и нашего Правительства, для них она по значимости для развития страны находится где-то между медициной и социальным обеспечением. При таком подходе наша страна по уровню экономического развития навсегда обречена находиться на задворках, причем на задворках не традиционно развитых стран, а стран со средним уровнем экономики. Обидно, что история ничему нас не учит. Давайте вспомним «японское чудо». За несколько десятилетий ХХ века Япония из второсортной страны превратилась в мировую державу. Отчего? Вы скажете: оттого, что Америка вкладывала в эту страну деньги? Но куда только деньги не вкладывались. Наличие денег не делает страну передовой державой — возьмите ту же Саудовскую Аравию. А дело в том, что в конце 19-го века в Японии всерьез и надолго запустили реформу образования. Выработали образ гражданина. Решили, что именно образование есть для страны самое важное: «Могущество нации — в знании, мудрости и нравственности», и тогда у них получилось все остальное. Если мы не сделаем того же на уровне государственной политики, то навсегда останемся страной третьего мира, сколько бы денег у нас ни лежало в стабилизационном фонде, сколько бы ни было запасов полезных ископаемых на будущее и великих писателей и поэтов в прошлом.
Директор Гимназии 1567, Москва
Татьяна Ромашина
У меня есть давнишняя мечта, и достичь ее можно только социально-экономическими методами. Мечта эта, чтобы в педагогические вузы поступали лучшие выпускники школ, а в школу шли лучшие молодые педагоги. Грустно и тяжело видеть, как ученик решает у доски задачу, которую не может решить студент, пришедший к нам в школу на педагогическую практику. Чтобы таких ситуаций не случалось на уроках, я каждый год молю своих бывших коллег из Ленинского педагогического университета: дайте мне лучших выпускников. Но, к сожалению, сегодня это чаще оказываются лучшие из худших, и не только потому, что на педагогические специальности поступают слабые» выпускники школ. Считаю, что на преподавание педагогики давно надо объявить мораторий. Писать новые учебные курсы, а не преподавать истины, которые вырабатывались в прошлом, для других школ и других детей, и сегодня могут только оттолкнуть будущих педагогов. Как директор, много внимания уделяю повышению квалификации работников своего коллектива. В Москве вариантов такого обучения вроде бы много. Но, должна сказать, в местах, куда приходят обучаться учителя, часто «халявят». Уже в этом году отправила нескольких учительниц на платные компьютерные курсы в университет имени Баумана. Но эти курсы нас не удовлетворили: уровень преподавания, как для домохозяек. Мои учителя достойны большего. Так что это действительно проблема. Кстати, не могу однозначно сказать, откуда преимущественно приходят будущие хорошие учителя — из педагогических вузов или классических. Из моих 67 учителей 11 окончили МГУ, 15 — различные технические университеты, остальные получили педагогическое образование. Как более сильные, так более слабые профессионалы есть среди тех и тех.
Директор Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка (г. Киров)
Валерия Вологжанинова
Первая проблема — это переход общеобразовательных учреждений с января 2006 года на нормативное финансирование. Думаю, со мной согласятся руководители многих инновационных образовательных учреждений, что для гимназий и лицеев во многих регионах это означает сокращение бюджетного финансирования. Следовательно, встает вопрос о необходимости сокращения учебного плана, который на протяжении многих лет, например, в нашей гимназии, позволял каждому гимназисту, особенно старшекласснику, выстраивать свой индивидуальный учебный план. Таким образом, получается, что расходы на часть образовательного компонента должны будут лечь на плечи родителей. Получается, что государство в связи с некоторыми последними изменениями в законодательстве все больше уходит из сферы образования. Вторая проблема касается вопроса социализации выпускников школы и их успешности в жизни. Каким должен быть результат школьного образования: высокие оценки в аттестате, балл по ЕГЭ, поступление в вуз или что-то иное? В последнее время мы все больше начинаем задумываться над понятием успешности как своеобразном отдаленном результате среднего образования и понимаем, что для этого необходимо многое менять. И в ряду этих изменений снова встает проблема учебного плана образовательного учреждения, ориентированного на максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей школьников, причем на бесплатной для родителей основе, что опять-таки возвращает нас к первой проблеме.
Врез№1:
На преподавание педагогики давно надо наложить мораторий. Писать новые учебные курсы, а не преподавать устаревшие истины, которые сегодня могут только оттолкнуть будущих педагогов
Врез№2:
Переход на нормативное финансирование отбросит нас в прошлое в повышении качества обучения. Оплата индивидуального учебного плана ляжет на плечи родителей
Октябрь, 2005 год
Подготовила: Овена Жилина
Публикация: журнал «Экономика и образование сегодня»
|