Интервью с Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.М. Яковлевым об итогах первого этапа Всероссийской акции протеста бюджетников, 2003 г.
-Окончательные итоги акции подводить рано. Каковы ваши впечатления на сегодняшний день?
-Важно уже то, что акция состоялась. Люди выходят протестовать с совершенно конкретными предложениями и замечаниями. Они реально оценивают ситуацию, чего раньше, может быть, и не было. Кроме того, чувствуется, что за два года, о которых правительство и Минтруд говорили — смотрите, как все хорошо, нет ни акций, ни забастовок — в людях накопилась неудовлетворенность своим социальным положением.
-И ощущение обманутых ожиданий?
И обманутых ожиданий тоже. Профсоюзы должны извлечь из этого большой урок. Видимо, за все эти годы мы не сумели донести до правительства всю ту боль, которая накопилась в обществе. Сделать это, действительно, непросто. Проблемы, которые будут сегодня обсуждаться на акции, в том числе и по концепции реформирования системы оплаты труда, хорошо известны. Как только они появлялись, мы со специалистами анализировали их и высказывали замечания. Сегодня все эти трудности подтверждаются субъектами Федерации, депутатами, Советом Федерации. Но в правительстве не хотят слышать нашей точки зрения даже сейчас, даже сегодня. Вчерашняя встреча у Валентины Матвиенко оставила двойственное впечатление. С одной стороны, она как вице-премьер пытается понять, что происходит, а с другой стороны, ее главный советчик — Министерство труда – упрямо твердит, что все будет хорошо, просто профсоюзы не поняли, надо лучше им объяснить. А чего здесь объяснять, если люди по своему карману знают реальную заработную плату? Им наплевать на любую систему оплаты труда, важно лишь то, сколько денег они будут приносить домой, как они будут жить.
-Правительство, в данном случае, выполняет согласительную функцию. Матвиенко приглашает представителей профсоюзов к себе и начинает уговаривать, что все будет хорошо?
-В общем, да. Складывается впечатление, будто здесь, как на скачках объявили приз тому, кто первый введет систему новой отраслевой оплаты труда. Но давайте задумаемся, чем вызваны сомнения в новой системе? Минтруда уверяет, что хуже никому не будет. Да, совершенно верно. Ставку заработной платы работника действительно нельзя уменьшить. Но если два-три года заработную плату не индексировать, или индексировать только на 50% от роста прожиточного минимума, то людям станет гораздо хуже.
Утверждают, что новая система оплаты даст возможность существенно увеличить заплату, особенно ведущим категориям. Однако, какую бы идеальную систему оплаты труда мы не придумали, если не вкладывать денег — ничего не изменится. Каким образом можно увеличить ставки заработной платы у ведущих работников? Если, выделяя 33% на введение новой системы оплаты труда, мы даем кому-то 50% повышения заработной платы, то, значит, это делается за счет каких-то других категорий работников. Их зарплата вообще не будет увеличиваться, потому что в бюджете нет таких денег. Между тем, сегодня в правительстве нет никаких расчетов. Спрашивается, какие же деньги мы дадим? Не говоря уже о том, что два года зарплата работников бюджетной сферы не индексировались. Сегодняшняя 33% индексация не успевает за ростом прожиточного минимума. А это значит, что положение все время ухудшается. Если же мы еще проведем вот эту дифференциацию, которую предлагаем, то совершенно очевидно, что кому-то мы не дадим ничего. Если бы зарплата превышала в 2-3 раза прожиточный минимум, можно было бы терпеть. Но сейчас она колеблется около точки прожиточного минимума.
-Откуда взять денег? Как выйти из этого коллапса?
-Этот вопрос тоже был задан вчера. Финансовую проблему нельзя обсуждать по-дилетантски. Почему? Потому что, я могу сказать, что деньги можно взять из бюджета уже сегодня — все те излишки, которые появились из-за завышенных цен на нефть. Кстати, они были все три года. И в предыдущие годы в законе о бюджете было записано: если излишки достигают такой-то суммы, определенный процент нужно выделить на бюджетную сферу. Однако это ни разу не было сделано. Вчера я задал вопрос о нефти замминистра финансов. Он сказал, что сегодня от сверхцены на нефть дополнительных доходов нет. Нет, и все.
-Эти сверхприбыли просто уже заложены в бюджет.
-Я думаю, они не заложены. Все дело заключается в абсолютной непрозрачности расходования средств. И то, что депутатам дают бюджет на 1200 страницах, сплошь состоящий из таблиц, которые нужно уметь сопоставить друг с другом, дело совершенно не проясняет. Скорее такой бюджет запутает любого депутата.
Новая концепция оплаты труда четырежды обсуждалась на заседаниях российской трехсторонней комиссии. Все стороны, кроме правительства выступали против этого. Мы спрашивали: какова ситуация с консолидированным бюджетом? Какие регионы, на ваш взгляд, сегодня в состоянии решить эту проблему, а какие нет? Представители Минфина ответили просто: мы не знаем, какой у нас в России консолидированный бюджет. Ну, что после этого можно говорить?! В этой ситуации можно только продолжать настаивать на том, что сверхдоходы все-таки есть, есть и сверхнакопления в Центробанке. Кстати, были случаи, когда Центробанк выделял деньги на погашение долгов по заработной плате бюджетникам. Это делалось как раз из этих средств. Вчера на предложение заплатить бюджетникам из этого источника, мне сказали, что там все в долларах. Ну и пусть заплатят в долларах учителям, они от этого не пострадают. В общем, это очень сложный вопрос, который нужно обсуждать со специалистами. Но есть разработки Сергея Глазьева, академика Дмитрия Львова и очень многих экономистов, которые показывают десятки источников, которые в течение полугода можно задействовать для решения этой проблемы.
-Владимир Михайлович, 26-28 февраля на улицу вышли тысячи людей из семидесяти регионов. Не разочаруются ли они в действенности этих мер?
-Это самый неблагоприятный вариант развития событий. Если судить по предыдущей акции, проведенной ровно два года назад, к сегодняшнему дню мы решили практически все проблемы, которые тогда поднимались. Во-первых, после той акции последовало удвоение заработной платы. Во-вторых, тогда была решена проблема изменения статуса школы, тесно связанная с уровнем финансирования. Работникам образования и всем бюджетникам была сохранена пенсия за выслугу лет.
Сегодня у меня нет чувства, что мы получим реальный отзыв сейчас сразу. Я думаю, если бы шла обычная индексация, все были бы недовольны, потому что индексация не повышает жизненный уровень. И мы бы вели бы какой-то диалог с правительством, настаивая на дополнительной индексации. В любом случае, это не могло бы послужить толчком к акции. Акция началась, потому что правительство совершенно очевидно показало, что оно не хочет больше отвечать за социальную сферу. Оно ее передает на уровень регионов и даже не оставляет за собой гарантию обеспечивать какой-то уровень заработной платы.
Сегодня комиссия под руководством Дмитрия Козака разрабатывает разграничение полномочий между уровнями власти и, в том числе, обеспечение их финансами. Заместитель министра вчера говорит, что найденных на сегодня доходных источников достаточно только на 12% финансирование функций, закрепленных за муниципалитетами. Мы спрашиваем: когда вы найдете средства, достаточные для 100% финансирования? Они говорят: к 2005 году. Тогда спрашивается, для чего вводить реформирование сейчас?
Вводя реформу сегодня, не приняв соответствующих законодательных актов, не обеспечив ее выполнение на местах, мы осознанно создаем конфликтную ситуацию. Вообще, я считаю, все это большим подарком к выборам. Самое главное, что, приняв участие в акции, люди поймут, что кто-то действительно пытается им помогать, а кто-то лишает их элементарных социальных гарантий. Учителя и врачи – это представители государственной службы. Они выполняют функции, которые заложены в Конституции. Государство, а не муниципалитет нанял их на службу. В отношении них есть четкие конституционные гарантии, которые необходимо выполнять.
Беседу вела Ильмира Маликова
|