Главная / Регионы / Выступление Председателя Профсоюза В.М. Яковлева на парламентских слушаниях 14 января 2003 года..

Выступление Председателя Профсоюза В.М. Яковлева на парламентских слушаниях 14 января 2003 года..

Выступление Председателя Профсоюза В.М. ЯКОВЛЕВА на Парламентских слушаниях 14 января 2003 года

Уважаемые участники Парламентских слушаний!

О том, что систему оплаты труда работников образования, как и всей бюджетной сферы, нужно совершенствовать, разговор идет уже 3-ий год.

Но, к сожалению, Концепция реформирования системы оплаты труда, которая предлагается Минтрудом России, не построена на полном объективном анализе недостатков существующей системы оплаты труда и устранить их не способна. Главный недостаток ЕТС – отсутствие достаточных средств на ее эффективное применение, не говоря уже о том, что все последние годы ее не совершенствовали, а разрушали. То, что сегодня предлагается Минтрудом РФ – означает попытку Правительства окончательно снять с себя ответственность за оплату труда работникам образования, здравоохранения и культуры.

Вызваны эти предложения, скорее всего тем, что за все эти годы, справиться с долгами по зарплате бюджетникам и сократить необоснованно высокие диспропорции в оплате труда работников бюджетной сферы и промышленности Правительство так и не смогло. Вот и решили переложить ответственность на субъекты Федерации.

В Концепции перечислены цели и задачи ради чего предлагают ввести отраслевые системы оплаты труда. На федеральном уровне эти задачи частично могут быть решены, но на уровне субъектов Федерации они, по всей вероятности, решены не будут, поскольку полномочия по установлению уровней оплаты труда и сроков дальнейшего повышения зарплаты передаются не только субъектам РФ, но и муниципалитетам, а проблема межбюджетных отношений остается нерешенной.

Проводимая бюджетная политика усугубляет положение дел с обеспеченностью отдельных регионов страны социальными услугами. В результате этого уровень здравоохранения, образования в отдельных регионах уже сегодня несопоставим с уровнем центральных городов (например: Москва, С-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.).

Более того, проводимая Правительством РФ бюджетная политика, по существу, означает перекладывание на плечи регионов всей заботы о развитии социальной сферы, без предоставления им дополнительных источников.

Разработчики Концепции пытаются доказать, что ее реализация повысит уровень оплаты труда всем работникам. Но это — обман. Многие регионы без помощи федерального бюджета в 2003 году вообще не введут новые системы оплаты труда, либо при введении снимут все региональные и местные надбавки. Это означает, что даже в среднем обещанного повышения зарплаты в 1,33 раза — не будет. Мы не можем еще раз не обратить внимание на то, что 1,33 – это явно недостаточная индексация, поскольку за это время прожиточный минимум вырастет не менее, чем в 1,4 раза. Это приведет к положению в оплате труда работников бюджетной сферы, которое может быть даже хуже, чем до декабря 2001 года. Поэтому мы считаем, что нельзя объединять в 2003 году проведение очередной индексации и введение новой системы оплаты труда, поскольку при условии увеличения фонда оплаты труда в 1,3 раза, отраслевая система не только не устранит недостатки, имеющиеся в ЕТС, но и в ряде случаев может даже ухудшить ситуацию. Еще сложнее будет в регионах, поскольку введение будет обусловлено наличием собственных средств.

Индексация и введение новой системы оплаты труда – действия, направленные на решение разных задач. Индексация предполагает частичную компенсацию материальных потерь работника в связи с ростом стоимости жизни. Система оплаты труда должна обеспечивать мотивацию квалифицированного добросовестного труда, поощрять высокие его результаты.

Далее. У нас одновременно идут две реформы, но как всегда между ведомствами, которым поручено их разрабатывать, нет координации. Одна реформа – образования, вторая реформа – изменения организации оплаты труда в бюджетной сфере. Реформа образования декларирует необходимость повышения качества образования, расширение доступности. Но мы с вами знаем, что главное в решении задачи повышения качества образования– это учитель. Концепция, предлагаемая Минтрудом, не обеспечивает создание эффективных систем оплаты труда в регионах, ухудшает возможности ребенка получить качественное образование, если он живет в бедном регионе, а дотационных регионов у нас сегодня более 70 процентов.

Эта Концепция направлена против школы, против ребенка, поскольку задачу повышения качества и расширения возможности получения качественного образования невозможно осуществить без решения проблемы достойного уровня оплаты труда учителя, привлечения и закрепления новых кадров. Нам пытаются привести пример Америки, где учитель физики или математики в разных штатах получает различную заработную плату. Да, разную, правда, позволяющую обеспечить достойный уровень жизни, но главное – уровень образования в разных штатах различный. В бедных штатах или школах он остается низким. И именно потому в последние годы Америка обеспокоена низким уровнем знаний школьников, не отвечающим требованиям экономики, отстающим от уровня знаний школьников других стран. Именно потому Америка обеспокоена низкой квалификацией значительной части преподавательских кадров и, реально оценивая роль учителя в обеспечении качества образования, разрабатывает программы поддержки учителей, создания им условий непрерывного повышения квалификации и выравнивания различий между штатами. Зачем же мы хотим повторить неудачный опыт Америки?

В докладе Национальной комиссии США по образованию сказано, что размер оплаты труда, которую будут платить учителям, является лакмусовой бумажкой, показывающей насколько серьезны стремления государства обеспечить высококачественное образование. Это в полной мере подходит и к нам.

Предложения Концепции Минтруда РФ вступают в противоречие с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования, поскольку закрепляют неравенство между субъектами РФ в обеспечении возможностей получения детьми качественного образования, ведут к разрушению единого образовательного пространства, противоречат идее единого государственного экзамена на всей территории России, единого государственного стандарта общего образования, введению нормативного принципа финансирования образовательных учреждений и ухудшают положение детей бедных регионов.

Мы уверены, что реализация предложенной Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы приведет к снижению реального уровня жизни учителей, врачей, работников культуры в значительном числе субъектов РФ, к снижению качества образования, медицинских услуг. В итоге — пострадают наши дети, все граждане.

И в заключение.

Учитывая, что в последнее время Правительство плохо слышит разумные предложения и депутатов, и профсоюзов, торопится, старается все разрабатывать келейно, без широкого обсуждения важнейшего документа, прямо затрагивающего интересы 15 млн. работающих, не желает анализировать возможные социальные последствия предлагаемых мер, профсоюзы трех отраслей провели Собрание, выразили свое категорическое несогласие с предложенной Концепцией Минтруда РФ и приняли решение о подготовке к Всероссийской акции протеста в феврале месяце с требованиями:

— не допустить принятия предложенной Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы;

— сохранить предусмотренный Законом «Об образовании» принцип применения устанавливаемых на федеральном уровне ставок и окладов для работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней на всей территории России как минимальных государственных гарантий по оплате труда;

— перенести сроки введения отраслевой системы оплаты труда в сфере образования до принятия решения об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию этой меры не менее чем в два раза;

— провести индексацию тарифных ставок и окладов ЕТС в 2003 году не менее чем в 1,5 раза в целях недопущения ухудшения реального материального положения работников.

Началом подготовки к Всероссийской акции является сегодняшний пикет у здания Государственной Думы.