Главная / Регионы / Пикет у здания Министерства образования и науки РФ в день Всероссийской акции профсоюзов. Подробно — о встрече пикетчиков с представителями власти. (10 июня 2004 г.).

Пикет у здания Министерства образования и науки РФ в день Всероссийской акции профсоюзов. Подробно — о встрече пикетчиков с представителями власти. (10 июня 2004 г.).

10 июня т.г., в день общероссийской акции профсоюзов, пикет у здания Министерства образования и науки РФ на Тверской, 11

провели учителя, преподаватели вузов – представители всех федеральных округов России, из Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербург и Архангельской области, Краснодарского края, республики Дагестан и Астраханской области, республики Башкортостан и Челябинской области, Красноярского края и Кемеровской области, Хабаровского края и Амурской области.

С участниками пикета в зале коллегии встретились министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, руководитель Федерального агентства по образованию Г.А. Балыхин, директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства И.И. Калина. Поскольку в этот день было заседание Правительства РФ министр приехал в Министерство задолго до начала пикета, так как хотел сам встретиться с его участниками.

В течение 45 минут А.А. Фурсенко объяснял причины принятых Правительством решений, ведущих (в случае, если они будут приняты Федеральным Собранием) к сокращению федеральных социальных обязательств в сфере образования и касающихся как работающих, так и обучающихся. Отвечал на вопросы представителей Красноярского края, Архангельской и Астраханской областей, г. Москвы, которые со знанием реального положения дел в регионах, приводя факты и ссылаясь на уже состоявшееся обсуждение переданных в Государственную Думу законопроектов на заседаниях региональных трехсторонних комиссий с участием руководства администраций регионов, выражали крайнюю обеспокоенность в связи с намерением отказаться от важнейших государственных гарантий приоритетности образования в федеральном законодательстве, с реальной утратой работниками отрасли и обучающимися многих социальных гарантий при передаче полномочий по их реализации на уровень субъектов РФ и муниципалитетов без обеспечения их адекватным объемом финансирования.

В ответ на предложения представителей регионов высказать позицию Министерства по интересующим их проблемам министр сказал, что считает важнейшей задачей повышение заработной платы работников образования и попытался успокоить их, сообщив, что Правительство намерено добиваться, чтобы важнейшие социальные гарантии и льготы в сфере образования, отменяемые на федеральном уровне, нашли свое отражение в региональном законодательстве. Одновременно министр напомнил, что готовящиеся изменения в действующие федеральные законодательные акты являются в основном следствием принятых год назад двух федеральных законов, предусмотревших разграничение полномочий и ответственности между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления, в том числе в социальной сфере. К тому же, добавил министр, целый ряд обсуждений этих вопросов с губернаторами (правда, в первую очередь, экономически развитых регионов, как сделали вывод участники встречи) показал, что руководители регионов хотят получить ответственность и ресурсы и надеются рационально и эффективно их использовать.

После того как министр А.А. Фурсенко уехал на заседание Правительства, отвечать на многочисленные вопросы работников образования продолжили Г.А. Балыхин и И.И. Калина. Представителям регионов было сообщено о положительной динамике финансирования сферы образования как из федерального бюджета за последние 5 лет, так и из консолидированных бюджетов регионов за последние 2 года, благодаря чему консолидированный бюджет образования составил в 2004 году 560 млрд. рублей; о сокращении задолженности по зарплате учителям до 0,2 % от общего фонда оплаты труда; о направлении 2,7 млрд. рублей из федерального бюджета на оказание помощи регионам для своевременной выплаты отпускных; о реализации в 2003-2004 гг. подпрограммы ФПРО «Жилье для молодежи»; об увеличении с сентября т.г. бюджетных средств, выделяемых на поддержку нуждающихся студентов с 5 до 25 % от размера стипендиального фонда и т.д.

Участники встречи были проинформированы о тех приоритетах финансирования, которые выбрало Министерство образования и науки РФ, формируя предложения к проекту федерального бюджета на 2005 год (пока бюджет образования планируют проиндексировать на 8 %). Такими приоритетами являются: повышение уровня оснащенности учебного процесса в образовательных учреждениях федерального подчинения, в том числе пополнение их библиотечного фонда, усиление внимания к повышению квалификации работников, увеличение мест в студенческих общежитиях. Было сообщено также о намерении Министерства предложить Правительству рассмотреть вопрос о повышении стипендий в 2005 году.

Особое место среди обсужденных проблем занял вопрос об объемах средств, получаемых учреждениями профессионального образования, в первую очередь, вузами от собственной деятельности, по привычке, называемых «внебюджетными» (от платной образовательной деятельности, сдачи помещений в аренду, реализации научных разработок и др.), а также о направлениях использования этих средств. Было уточнено, что в 2003 г. при объеме средств из федерального бюджета в сумме 77 млрд. рублей, выделенных на финансирование вузов, средства, полученные ими за счет собственной деятельности, составили 50,4 млрд. рублей, в том числе вузами системы Минобразования и науки РФ – 49,4 млрд. рублей, причем 87 % этих средств было получено от платной образовательной деятельности. При этом на оплату коммунальных услуг, капремонта, приобретения оборудования, капстроительства было направлено 14 % этих средств, на зарплату персонала – 37,8 %, а на прочие расходы, определяемые по усмотрению ректоров и неподлежащие расшифровке – 34 % общей суммы «внебюджетки».

В связи с этим была уточнена позиция федеральных органов управления в сфере образования: государственные образовательные учреждения должны впредь финансировать по нормативу. Предпринимательской деятельностью с использованием государственной собственности заниматься государственным образовательным учреждениям разрешено не будет. Если такое желание проявится – нужно изменять организационно-правовую форму.

Хотя встреча в Министерстве продолжалась в общей сложности около 3-х часов, ее участники – представители образовательного сообщества из самых разных уголков России, так и не получили ответов на главные вопросы, интересовавшие их: будет ли проведена индексация зарплаты в этом году?, насколько будет повышена зарплата в 2005 году?, будут ли сохранены федеральные минимальные государственные гарантии по уровням оплаты труда всем категориям работников образования, в том числе специалистам, работающим в сельской местности?, и, наконец, какие гарантии деятельности и финансирования сохранит государство для государственных образовательных учреждений?

И поэтому участники встречи пришли к выводу, что не зря они приняли участие во Всероссийской акции 10 июня и что, по-видимому, эта акция не будет последней в этом году.