Главная / Регионы / АЛЕКСАНДР ЧЕРНОГОРОВ: «НЕ ДАДУТ КРАСТЬ НА ЛЬГОТАХ, УКРАДУТ НА КОМПЕНСАЦИЯХ».

АЛЕКСАНДР ЧЕРНОГОРОВ: «НЕ ДАДУТ КРАСТЬ НА ЛЬГОТАХ, УКРАДУТ НА КОМПЕНСАЦИЯХ».

Независимая газета, № 162 (3275) от 4 августа 2004 г.

АЛЕКСАНДР ЧЕРНОГОРОВ: «НЕ ДАДУТ КРАСТЬ НА ЛЬГОТАХ, УКРАДУТ НА КОМПЕНСАЦИЯХ»

Губернатор Ставропольского края считает, что реформа системы социальной поддержки будет зависеть от ее исполнения.

Александр Черногоров опасается, что замена льгот на денежные компенсации станет непосильной нагрузкой для регионального бюджета.

Мария Бондаренко

– Александр Леонидович, в ходе предстоящей замены льгот денежными выплатами ответственность за выплату компенсаций предполагается возложить в основном на субъекты Федерации. Насколько к этому готовы, по вашему мнению, регионы, в частности Ставропольский край?

– Само желание идеологов реформы сделать систему социальной поддержки эффективной, адресной и справедливой – понятно. Инициаторы реформы приводили разные аргументы.

Например, что лишь 9 из 19 льготников при действующей системе имели возможность получать санаторно-курортное лечение, а 70% не могли пользоваться льготами на городском транспорте. Думаю, если подсчеты верны, для большинства и впрямь денежные выплаты лучше, чем льготы. Но при этом льготники справедливо обеспокоены, как бы «монетизация» и без того небольших социальных благ не обернулась их полной отменой. Это во-первых. А во-вторых – озабочены они и тем, чтобы уровень компенсаций не проиграл в «состязании» с инфляцией.

Инициаторы социальной реформы поясняют: мол, на льготах много хищений. А мне вот такое выражение понравилось: «Не дадут красть на льготах, украдут на компенсациях». Если в стране воруют, то остановить криминал может только правосудие. Ловите воров, сажайте их, применяйте к ним санкции. Но усугублять положение сотен тысяч, миллионов граждан, лишая их льгот, – это слишком высокая цена.

Сейчас вопрос о том, какие конкретно льготы и каким категориям граждан будут заменены на денежную компенсацию, каким путем пойдет реформа, окончательно не решен. После первого чтения к принятому законопроекту поступило около тысячи двухсот поправок. Что будет, если, скажем, меры социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда, жертв политических репрессий, многодетных семей, а также детские пособия сделают предметом ответственности регионов? Если оставить весь объем льгот на прежнем уровне, то для выполнения социальных обязательств нам потребуется изыскать дополнительно еще 2,7 миллиарда руб. Это непосильная нагрузка для краевого бюджета.

Меня, например, поражает, почему социальной поддержкой, скажем, жертв политических репрессий должны заниматься субъекты Федерации? По-моему, это самое что ни на есть государственное дело.

По данным социологического опроса, который был проведен холдингом «РОМИР Мониторинг», 58% россиян считают, что существующую систему социальных льгот нужно сохранить, 25% – согласны на частичную замену льгот денежными выплатами, и только 14% населения поддерживают идею предполагаемой социальной реформы. И не зря многие из опрошенных полагают, что ее осуществление может привести к возрастанию социальной напряженности в регионах.

– Уже сегодня некоторые сельские специалисты, например бывшие работники библиотеки поселка Кумагорск Минераловодской централизованной библиотечной системы, не получают положенной льготы (от 300 до 700 рублей) по оплате коммунальных услуг, которую им перестали платить год назад. А ведь депутаты и правительство говорили, что ни одна льгота пока не отменена.

– Действительно, различные ведомства долго пытались выяснить, сохраняются ли льготы для отдельных категорий сельской интеллигенции, если они были утверждены актами бывшего СССР и не отменялись позднее актами Российской Федерации. Это как раз касается библиотечных, музейных, клубных работников сельской местности. Ответ такой – льготы сохраняются, по крайней мере на сегодняшний день. То есть за 2003 и 2004 годы люди вправе претендовать на льготы по коммунальным услугам.

Другое дело, что финансирование их оставляет желать лучшего. Ставропольскому краю за 2003 год из федерального бюджета компенсировано по предоставленным коммунальным льготам 46 млн. руб. Немало, казалось бы, но это на 22,5 миллиона рублей меньше той суммы, которая реально требуется краю для оказания помощи этой категории граждан.

Что касается сегодняшней ситуации в Минераловодском районе, то выплата компенсаций здесь действительно была приостановлена до разъяснения вопроса, о котором я сказал в самом начале. Выплата их будет возобновлена.

– Насколько остра сегодня в целом в крае проблема социальной помощи населению?

– На Ставрополье свыше 1 миллиона 150 тысяч человек имеют право на различные льготы – это 42,3% населения края. Причем для 78,7% льготников финансирование идет из средств консолидированного бюджета Ставропольского края, остальные получают из федерального бюджета.

Сейчас, когда на федеральном уровне рассматривается вопрос замены натуральных льгот (за исключением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг) на денежные выплаты, самая большая категория льготников – ветераны труда и лица, работавшие в тылу в период Великой Отечественной войны, не включены в число граждан, которым из федерального бюджета будут выплачиваться денежные компенсации. А их в крае более 364 тысяч человек.

– Что же могут для них сделать и уже делают краевые власти?

– В 2001 году впервые за пять лет с момента принятия Федерального закона «О ветеранах» в бюджете Ставропольского края были предусмотрены целевые средства на его реализацию (при этом основную нагрузку несет краевой бюджет). В 2002 году на эти цели было выделено 405 миллионов, в 2003 году – 483 миллионов, и в текущем году предусмотрено затратить 568 миллионов рублей.

Выделенные в прошлом году средства были направлены на возмещение затрат за предоставленные льготы по оплате проезда на городском и внутрикраевом транспорте, жилья, коммунальных услуг, топлива, лекарств, услуг стоматолога и т.д. Реальная потребность в средствах на эти цели составила 644,3 миллиона рублей.

Аптечным учреждениям в прошлом году было направлено за предоставленные льготы ветеранам войны 34,8 миллиона рублей, предоставлено льгот на приобретение лекарств в объеме 36,3 миллиона рублей, то есть возмещение затрат составило 95,9%. В среднем по краю на одного человека по обеспечению лекарствами пришлось по 230 рублей, в городах – по 270 рублей. При этом очень часто аптеки отказывают гражданам в бесплатных и льготных лекарствах, мотивируя это отсутствием лекарств, а на самом деле просто опасаясь остаться без возмещения затрат на них.

Для ветеранов Великой Отечественной войны было приобретено 19 квартир, общей стоимостью 4 миллиона рублей. Конечно, это немного, если учесть, что на жилищном учете (по состоянию на апрель этого года) состоят 1040 ветеранов войны.

– Но ведь в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» инвалиды и участники Великой Отечественной войны за счет федерального бюджета должны обеспечиваться и спецавтотранспортом, и протезно-ортопедическими изделиями?

– Да, в 2003 году за счет средств федерального бюджета (42,8 миллиона рублей) Министерство труда и социальной защиты населения края приобрело и выдало инвалидам этой категории 591 автомобиль. На сегодня в очереди остаются 2107 человек. В 2001–2002 годах удавалось приобрести больше автомобилей – соответственно 760 и 755. Стоимость автомобиля «Ока» выросла, а объем финансирования остался прежним.

А на обоих протезно-ортопедических предприятиях края (Ставропольском и Пятигорском ФГУП) в прошлом году обслужили 1517 инвалидов Великой Отечественной войны. В крае нет очереди на получение реабилитационных средств.

– В какой же мере федеральный бюджет выполняет свои обязательства перед краем по финансированию различных льгот?

– Вот пример: финансирование льгот, установленных Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», производится в пределах средств, поступающих из федерального Фонда компенсаций. А в соответствии с приложением 15 к Закону «О федеральном бюджете на 2003 год» Ставропольскому краю на финансирование льгот, за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, утверждена сумма в 103,7 миллиона рублей – это 4,2% расчетной потребности в 2490,8 миллиона.

Расчетная потребность средств для полного возмещения затрат организациям, предоставляющим льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в 2004 году составляет 2300 миллионов рублей, в то время как Законом «О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрено выделение лишь 112,1 миллиона рублей, то есть 4,3% требуемого.

Правительством Ставропольского края вопрос о неполном возмещении затрат за счет средств Фонда компенсаций организациям за предоставленные льготы в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» неоднократно ставился перед председателем Совета Федерации РФ, полномочным представителем президента РФ в Южном Федеральном округе, председателем правительства РФ и его заместителем – министром финансов РФ. В настоящее время правительством РФ вносятся изменения в действующее законодательство, что, как мы надеемся, позволит в дальнейшем в полном объеме производить финансирование указанных льгот.

В 2002 году из Фонда компенсаций Ставропольскому краю на реализацию законов по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, было выделено 10,8 миллиона руб. Это дало возможность не только профинансировать текущие расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и на проезд в полном объеме, но и погасить около 50% задолженности по предоставлению указанных льгот за 2001 год. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2003 году.

В текущем году Законом «О федеральном бюджете на 2004 год» краю предусмотрены ассигнования в сумме 13,3 миллиона рублей, что позволит профинансировать расходы по предоставлению этих льгот в полном объеме.

– Александр Леонидович, похоже, существует еще немало проблем, препятствующих эффективному использованию выделяемого краю льготного финансирования?

– Наиболее острой проблемой последних лет в крае является наличие кредиторской задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Да, благодаря принятым правительством края мерам в течение 2001–2003 годов она сократилась на 569 миллионов рублей. В 2004 году на погашение задолженности по детским пособиям уже направлено 17,3 миллиона рублей. Остальная сумма задолженности будет полностью погашена уже в этом квартале.

Разграничение полномочий органов власти разных уровней, что рассматривается в настоящее время правительством Российской Федерации, должно четко определить расходные обязательства федерального Центра и регионов, в том числе и по реализации федеральных законов, устанавливающих льготы различным категориям граждан. Постепенная реформа системы льгот и поступательная замена их денежными компенсациями позволит, на мой взгляд, направлять бюджетные средства на предоставление помощи наиболее социально не защищенным категориям населения. Вопрос этот всегда актуален, ибо касается буквально каждого жителя страны. Многое теперь зависит от того, каким путем пойдет реформа.

Ставрополь