Главная / Регионы / ЗАБОТА ПО ЖИЗНИ. У Председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галины Меркуловой – юбилей..

ЗАБОТА ПО ЖИЗНИ. У Председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галины Меркуловой – юбилей..

Журнал «Лидеры образования», 2004 год, № 6, рубрика «Наш современник».

Автор: Сергей Камсков.

ЗАБОТА ПО ЖИЗНИ

У ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГАЛИНЫ МЕРКУЛОВОЙ – ЮБИЛЕЙ

Управление народного образования Москвы сразу заметило большой потенциал студентки педагогического института Галины Меркуловой. Уже на третьем курсе специальным распоряжением ей было разрешено самостоятельно преподавать в школе немецкий язык: случай в советские времена если не исключительный, то из ряда вон выходящий точно. Надо сказать, справилась с этим испытанием Галина на «отлично»: с тех пор минул не один десяток лет, а благодарные ученики по сей день вспоминают свою первую учительницу самыми теплыми словами. Затем жизнь подкидывала все более и более сложные задачки, и так, шаг за шагом, обладая умением находить выход из самых сложных ситуаций, подтверждая свои незаурядные способности, Галина Меркулова оказалась во главе одной из самых авторитетных общественных структур современной России. Она — председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

СЧАСТЬЕ — ЕСТЬ!

— В 1960-е годы по стране пронесся очень, я считаю, правильный призыв: работать и учиться нужно обязательно, — вспоминает Галина Ивановна, — на этой волне я и попала в образование. В школе всегда было очень трудно, она — сгусток общества. Кому еще дети зададут самые болезненные вопросы, как не учителю? Поэтому он должен всегда идти в ногу со временем, уметь быстро адаптироваться к жизни — без этих качеств в школе делать нечего. Но в то же время школа — замечательное место, которое дает массу возможностей почувствовать себя по-настоящему счастливым человеком. Только представьте: еще недавно ребенок под стол пешком ходил и вот — на выпускной линейке стоит умный, красивый, и ты чувствуешь, что вложил в него часть себя. С огромным удовольствием вспоминаю годы работы в школе: а ведь мои первые ученики-старшеклассники были всего на 5 лет моложе меня!

— Ваша ученица Лена Андреева спустя 22 года после вашей «разлуки» первым делом поинтересовалась, как поживает Чуня — так вы ласково называли в детстве своего сына Олега. В чем секрет того, что спустя такое время люди не забыли не только свою учительницу, но и ее близких?

— Сейчас много споров о том, школа — это больше воспитание или, наоборот, обучение. Я скажу так: вы можете говорить детям самые высокие слова, внешне излучать доброту и уважение, но как только они почувствуют, что вы с ними неискренни, то тут же отвернутся от вас. И их отношение уже никогда не исправить. Даже когда я сердилась, ребята не обижались, потому что понимали, что они этого заслуживают и что я их все равно люблю, как бы плохо они себя не вели.

Чуня же стал совсем взрослым человеком. А вот внуков у меня пока нет.

СЕКРЕТЫ МОЛОДОСТИ

Как бы то ни было, Галина Ивановна смогла найти общий язык не только с детьми, но и со своими коллегами-учителями. Когда прежний директор решила уйти из школы, педколлектив выдвинул на эту должность не кого-нибудь, а молоденькую Галину Меркулову. «Почему они так решили? Скажу честно: не знаю», — пожимает плечами Галина Ивановна.

Зато ее знакомые знают:

— Галю всегда отличало желание быть в курсе всего, что происходит вокруг, — рассказала нам по секрету одна из ее подруг. — Подготовка школы к новому учебному году, работа с шефами, покупка шифера для капитального ремонта…- если она не знала всего этого, то чувствовала себя очень неуютно. Вместе с тем у нее особый дар создать вокруг себя такой изумительный микроклимат, такую творческую обстановку, что люди сами горят желанием идти на работу и скучают друг без друга. Наверное, это у нее получается потому, что она сама изначально очень любит людей.

Самое важное для Меркуловой на этом этапе было найти верный подход к коллегам, для которых вчера она была простая учительница, а сегодня — начальник, суметь не зазнаться, не оттолкнуть от себя людей, но в то же время не сорваться на панибратские отношения.

Будучи в ту пору самом молодым директором немецкой спецшколы, Галина Ивановна по приглашению общества «Знание» неоднократно выступала с лекциями в министерствах образования Австрии, Восточной и Западной Германии, принимала участие в международных семинарах по проблемам трудового воспитания учащихся, роли школы в осуществлении всеобщего среднего образования.

В 24 года Галина Ивановна была впервые избрана депутатом районного Совета народных депутатов и в дальнейшем, работая в Ждановском районе, постоянно сочетала свою основную работу с общественной — в районной депутатской комиссии по образованию.

ПАРТИЯ СКАЗАЛА «НАДО»

Но, оказалось, директорство — лишь очередной этап в ее жизни. Районная профсоюзная организация оказала ей доверие — Галина Ивановна стала ее лидером. А затем, как она ни отказывалась от должности заведующей отделом образования Ждановского района Москвы, дескать, я далека от административной работы, вскоре пришлось руководить системой образования целого района. В советские времена не было слова «не хочу» — партия говорила «надо» и отправляла туда, где нужно было быть.

Под руководством Галины Ивановны в районе проводились многочисленные эксперименты по проблемам ранней профориентации, трудовому воспитанию учащихся, совершенствованию методики преподавания предметов, разработка новых учебных программ.

Но вот однажды в кабинете Галины Ивановны зазвонил телефон. В трубке раздался незнакомый ей мужской голос. Председатель Московского горкома профсоюза Владимир Яковлев с ходу заявил, что очень хочет видеть Галину Ивановну… в должности секретаря горкома профсоюза. Хотя, как признается сама Меркулова, до этого звонка она не была знакома с Яковлевым. А люди, знавшие его, подтвердят: если он ставил перед собой цель, то обязательно ее добивался.

Придя в московскую городскую профсоюзную организацию из «просвещения», Галина Ивановна, поскольку ей все было важно и интересно, внимательно изучала особенности и проблемы профессионального образования, научных учреждений, тесно взаимодействуя в решении этих проблем с Академией педагогических наук, Академией наук, Минвузом.

Дальнейшая карьера Меркуловой складывалась также непредсказуемо. В 1990-м был создан Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, на первом съезде которого Яковлев был избран председателем. Владимир Михайлович, похоже, сам не ожидал такого поворота событий. Затем почти сразу он вновь позвал Галину Ивановну к себе в замы, но уже в российский Профсоюз.

2 августа 2003 года Владимира Яковлева не стало. На внеочередном съезде профсоюза 112 из 154 делегатов отдали свои голоса за Галину Меркулову, которая была бессменным заместителем Владимира Яковлева все годы его деятельности на этом посту. В своем выступлении Галина Ивановна подтвердила, что намерена продолжать курс своего предшественника и соратника — борьбу за повышение оплаты труда работников образования, повышение уровня их пенсионного обеспечения, за создание возможностей оздоровления, за сохранение ответственности государства за финансирование общеобразовательных учреждений и многое другое.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

— Галина Ивановна, а как легче работать: когда вас назначают или, напротив, когда выбирают?

— Что бы ни говорили, но у нас в стране всегда были выборы — пусть безальтернативные, но выборы. Дело скорее не в этом. Должна быть продуманная кадровая политика, чтобы обеспечить подготовку резерва, и исключить приход случайных людей. Особенно в начале 90-х, на волне эйфории от свободы, бывали примеры, когда человек очень красиво выступал на съезде, его выбирали, а потом годами расплачивались за то, что он успел натворить за короткий срок.

— Вы вели борьбу за интересы педагогов и при старой, коммунистической, и при новой, идущей капиталистическим курсом стране. Кому еще, как ни вам, «чувствовать разницу».

— Многие, и молодые, и учителя с опытом, до сих пор почему-то считают, что раньше было все хорошо и лучше бы оставалось так, как есть. Но и в советские времена все было очень даже как непросто. Помню, в середине 80-х в конце учебного года пришло распоряжение, что с 1 сентября во всех школах в обязательном порядке вводится курс информатики. Как же ее преподавать, когда нет ни только компьютеров, но и учителей, которые в информатике хоть что-нибудь понимали? Вы думаете, раньше не было акций протеста? В те же 80-е годы я была председателем забастовочного комитета, мы требовали от правительства Москвы и СССР повышения заработной платы и улучшения условий труда воспитателям дошкольных учреждений, вели переговоры с председателем Мосгорисполкома Юрием Лужковым. Забастовки, правда, не случилось: правительство сделало шаги навстречу педагогам. Кстати, когда протестовали «дошкольники», я подметила один интересный момент: от осознания одного только факта, что преподаватели могут отстаивать свои права, что они не одиноки, у них в буквальном смысле на глазах росло чувство самоуважения.

Хотя разница, безусловно, есть. И не только в том, что пару десятков лет назад мы умоляли учителей-пенсионеров воспользоваться путевками в оздоровительные учреждения, иначе они пропадут, а теперь этих путевок просто нет. Главное отличие я бы сформулировала так: раньше была сильная государственная политика в сфере образования. Россияне, к сожалению, до сих пор не могут избавиться от оставшейся с советских времен уверенности, что о них побеспокоятся. Так и в сознании многих учителей осталось: не может быть, чтобы нам сделали плохо. Поэтому одна из важных задач Профсоюза — помочь учителям, преподавателям освободиться от сложившихся в сознании стереотипов, сориентироваться в происходящих в стране изменениях, научиться защищать свои права.

В НОВОМ РУСЛЕ

Был очень сложный период в середине 90-х годов, когда страну лихорадило от настоящих забастовок, других массовых акций протеста. Это было начало новой эпохи, когда на первый план вышла такая задача, как защита трудовых, социально-экономических прав и профессиональных интересов работников образования, защита прав студентов. Вместе с территориальными организациями профсоюза мы накапливали опыт, как вести переговоры с властью и заставить ее считаться с другим мнением, обкатывали все законные механизмы — от голодовки до забастовки и обращения в Международную организацию труда.

Сейчас мы выросли, адаптировались к тому, что происходит вокруг, приобрели авторитет и уважение. Это не громкие слова, сей факт признают и сами власть предержащие, воспринимая и Профсоюз и его территориальные организации не только как реальную силу, но и как социальных партнеров. Даже не на этапе принятия решения, а еще только на уровне идей они часто обращаются к нам с просьбой дать экспертную оценку того или иного шага, представить свое видение в решении проблемы.

Профсоюз не дает покоя власти. Примером тому может служить ситуация вокруг остро обсуждаемых этим летом законопроектов, в том числе основательно изменяющих законодательство в сфере образования. Могу с полным основанием сказать (и это признают и в Государственной думе, и а правительстве), что во многом именно благодаря проведенной нами информационно-аналитической и разъяснительной работе к широкому обсуждению законопроекта удалось привлечь внимание общества и не дать возможности власти принять его без внесения существенных изменений. Профсоюз предложил в законопроект более 90 поправок.

— Ваша работа вас обязывает заботиться о других. Интересно, а дома вы предпочитаете, чтобы вас опекали или тоже берете инициативу на себя?

— Вечером, когда я прихожу домой, меня уже ждут любимые муж и сын. С мужем мы познакомились, еще когда учились в школе, и я ни на минуту не пожалела о своем выборе. Мы в своей жизни так много времени отдаем работе, что растрачивать тепло семейного очага было бы непростительно. И поэтому я им очень дорожу. Когда переступаю порог дома, у меня сразу создается ощущение, что я хозяйка, что меня любят и ценят.

КСТАТИ

Недавно в жизни Галины Ивановны Меркуловой произошло еще одно замечательное событие. Ей исполнилось… Правда, о возрасте женщин говорить не принято, поэтому скажем лишь, что у Галины Ивановны — юбилей. В конце концов, не в годах счастье, а в душевном богатстве! Редакция журнала «Лидеры образования» присоединяется ко всем многочисленным поздравлениям, которые получила героиня нашего номера, и искренне желает Галине Ивановне крепкого здоровья, счастья в семейной жизни и новых творческих успехов!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Людмила Цей, председатель профсоюзной организации Краснодарского края:

— Галину Ивановну я знаю с тех пор, как она стала заместителем Председателя ЦК профсоюза, то есть практически с момента создания этой организации. В то время она активно отстаивала интересы детских садов, зарекомендовав себя очень деловым, конструктивным и принципиальным человеком. А когда она приезжала с ревизией в наше отделение профсоюзов, я поразилась той скрупулезности и ответственности, с которой она делала свою работу. Прежде чем выдать заключение, она проверила все — от финансовой документации до дисциплины каждого сотрудника. Ее первые шаги в должности председателя доказали: мы сделали правильный выбор, доверив ей управление такой сложной структурой, как Профсоюз работников народного образования.

Варвара Филинова, председатель профсоюзной организации Смоленской области:

— Бывало, что мы с Галиной Ивановной спорили, и она нас ругала, что мы что-то неправильно делаем, но все эти рабочие моменты не помешали сохранить нам теплые и дружеские отношения. Галина Ивановна — очень чуткий и отзывчивый человек, и я порой даже удивляюсь: как же она ухитряется справляться со всем сразу. Ведь к ней обращаются с множеством разных проблем учителя, преподаватели, ректоры вузов, общественные деятели, и для всех у нее находится время, дельное предложение или подсказка. А если беда серьезная — всегда позвонит и узнает, как обстоят дела, чем помочь. Помимо того, что Галина Ивановна человек очень большой души и сердца, у нее правильный подход к деловым вопросам. Она понимает, когда нужно настоять на своем, а когда спросить совета, принять не единоличное, а коллективное решение.