Главная / Регионы / Встреча Президента РФ В.В. Путина с Министром финансов Алексеем Кудриным и Министром экономического развития и торговли Германом Грефом, 21 августа 2004 года..

Встреча Президента РФ В.В. Путина с Министром финансов Алексеем Кудриным и Министром экономического развития и торговли Германом Грефом, 21 августа 2004 года..

21 августа 2004 года, Сочи

Встреча с Министром финансов Алексеем Кудриным и Министром экономического развития и торговли Германом Грефом

В.ПУТИН: Первый вопрос, естественно, о работе над бюджетом. В каком состоянии она сейчас находится? Кроме того, мы с вами много раз обсуждали федеральные целевые программы. Собственно говоря, договаривались, что сегодня мы затронем эту тему поподробнее.

А.КУДРИН: Владимир Владимирович, 19 числа Министерство финансов представило в Правительство проект федерального бюджета на 2005 год, и в понедельник, 23 числа Правительство обсудит проект бюджета. По закону 26 августа мы должны его представить в Госдуму. Я уверен, мы представим бюджет вовремя, у нас будет время с 23 по 26 уточнить, исправить и внести те замечания, которые выскажут члены Правительства. Могу сказать, что на заключительном этапе подготовки бюджета мы провели работу комиссии по бюджету, в которой принимала участие половина членов Правительства и по социальному направлению, по науке, по промышленности, по транспорту, по экономическому развитию. И поэтому, я уверен, что на заседании Правительства пройдет конструктивное обсуждение. Дело в том, что мы приступили также и к нулевому чтению с Государственной Думой. Вчера в Белом доме мы провели заседание трехсторонней комиссии с Государственной Думой и Советом Федерации. Депутаты, несмотря на летний отдых, съехались на заседание данной комиссии. Там всегда принципиально рассматриваются межбюджетные отношения. На 2005 год они принципиально важны, поскольку разграничение полномочий, закрепление доходов и расходов сегодня всех беспокоит. И я могу сказать, что цифры консолидированного бюджета на следующий год, прежде всего все доходы консолидированного бюджета составят 5 триллионов 478миллиардов. Должен сказать, что мы подготовили и провели разграничение доходов и расходов, с учетом помощи из федерального бюджета, которая в фонде финансовой поддержки составит 189 миллиардов рублей. Мы, таким образом, обеспечим сбалансированность бюджетов Российской Федерации. В документах, которые внесены, мы показываем, что бюджеты субъектов Российской Федерации, и консолидированный бюджет Российской Федерации — будут без дефицита. Кроме того, по просьбе Думы и Совета Федерации, мы выделяем в составе бюджета кроме 189 миллиардов, которые идут на трансферты, 30 миллиардов на сбалансированность тех субъектов, где в первый год, в связи с разграничением могут появиться элементы несбалансированности. То есть страховой резервный фонд – 30 млрд. Я уже докладывал, что Ханты-Мансийский округ направил в Думу более 35 млрд. рублей, которые в том числе и послужат источником для сбалансированности бюджетов субъектов.

Нужно сказать, что на прошлой неделе прошла Комиссия по военно-промышленному комплексу. Там мы подвели итоги подготовки основных показателей государственного оборонного заказа. Они были согласованы для внесения в Государственную Думу. Показатели государственного оборонного заказа является частью федерального бюджета на следующий год. Мы также докладывали основные направления и подходы государственного оборонного заказа. Мы предусматриваем целый ряд вопросов, в том числе увеличение федеральных целевых программ – я слово передам Герману Оскаровичу – и кроме всего прочего 30 млрд. рублей на выплату населению сбережений Сбербанка 90-91 года компенсации. Очередные возрастные группы получат компенсации, а до 1934 года рождения – получат полностью все компенсации.

Так мы будем идти дальше. Будем, во-первых, продвигать те возрастные группы, которые будут получать компенсации в первый раз – это ограниченные суммы. А во-вторых, будем продвигать ту возрастную группу, которая будет получать полностью всю компенсацию. Рассматривались другие социальные вопросы. Кстати сказать: в федеральном бюджете мы предусмотрим софинансирование ряда категорий, которые перешли к субъектам Российской Федерации.

В.ПУТИН: Как зарплата будет расти – вот самый простой и самый важный социальный вопрос? Давайте про зарплаты бюджетников, конечно, прежде всего, поскольку мы за это отвечаем непосредственно.

А.КУДРИН: Нам нужно учитывать в федеральном бюджете повышение зарплаты на федеральном уровне. Субъекты РФ повышают зарплату у себя, принимают самостоятельно сроки и темп увеличения. На федеральном уровне все бюджетники получат повышение заработной платы на 20% 1 января.

В субъектах по-разному. Могу сказать, что в Москве, например, опережающе – с 1 октября уже пройдет такое дополнительное повышение. То есть опережающее по сравнению даже с федеральным уровнем. В среднем в субъектах РФ госслужащие уже сейчас получают зарплату в среднем на 40-50-% больше, чем федеральные. Часть остальных бюджетников в большинстве субъектов РФ получат повышение с 1 января, что уже включается в бюджеты субъектов. В ряде субъектов – в начале второго квартала, насколько я знаю. Для некоторых субъектов очень важно пройти зимний период, пройти пик отопительного сезона, затем они аккумулируют средства на повышение заработной платы в среднем на 20%. Могу сказать, что наш фонд поддержки субъектов в размере 30 млрд. рублей также будет направлен на сбалансированность, в том числе помощь тем регионам, которые захотят также пойти по пути замены льгот выплатами по тем категориям льготников, которые есть в субъектах РФ.

В.ПУТИН: Голос поставленный, хоть в армию отправляй.

А.КУДРИН: У нас в Правительстве уже было предложено иногда менять министров местами для того, чтобы они комплексно подходили ко всем вопросам.

В.ПУТИН: Мы посоветуемся. Пожалуйста, Герман Оскарович.

Г.ГРЕФ: На самом деле правильно, что поставлен вопрос о федеральных целевых программах. Недавно Правительство одобрило перечень федеральных целевых программ, объемы и направление финансирования, а также федеральную инвестиционную программу.

В этом году мы впервые провели интересную предварительную работу, в соответствии с Вашим поручением и решением Правительства. С начала текущего года мы создали независимую экспертную группу, которая проанализировала все федеральные целевые программы. На заседании Правительства в начале месяца мы приняли решение о том, чтобы сократить целый ряд федеральных целевых программ, по которым не было четко сформулированных целей. Эти федеральные целевые программы по своей расходной части не соответствуют приоритетам, которые были заявлены Президентом и Правительством. На заседании Правительства в четверг мы приняли решение о прекращении этих целевых программ. В то же самое время с июня по август была проведена единая работа, создано пять рабочих групп. И все федеральные целевые программы были проанализированы с точки зрения наполнения и целесообразности сохранения. В результате этой работы серьезно сокращен такой раздел федеральных целевых программ как «прочие расходы» – больше 13 млрд. рублей. Из «прочих расходов» средства были перенесены в расходы «инвестиционные» и в расходы «по НИОКРАМ». В результате этой работы у нас осталось 64 программы и 84 подпрограммы. Серьезно будет сокращен список федеральных целевых программ. Это сокращение позволило сконцентрировать финансирование на самых приоритетных задачах, таких как решение социальных проблем.

Второй приоритет – это инфраструктура и инженерная инфраструктура. В этом году мы увеличили более чем на 50 млрд. рублей наполнение федеральных целевых программ. И в то же самое время внутри целевых программ сконцентрировано в три раза больше объектов, чем это было до этого времени. В то же время мы примерно в три раза сократили количество вновь начинаемых объектов, с тем чтобы завершить все принятые на себя обязательства, и вот только после завершения этих объектов, долгостроев принимать на себя обязательства по сооружению новых.

Мы впервые с 2005 года приняли решение о включении в состав федеральных адресных инвестиционных программ дорожного строительства. Это позволит поставить под контроль все дорожные объекты. Депутаты Думы при внесении бюджета будут видеть все дороги, которые мы собираемся строить в будущем году. Раньше порядок был иной.

Второе. Мы в полном объеме рассмотрели финансирование тех федеральных целевых программ – таких программ девять, которые ведутся по Вашему поручению

Это такие программы, как государственная граница, антитеррор, борьба с терроризмом, создание систем базирования черноморского флота, борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, создание авиационно-космических материалов для самолетов нового поколения и еще несколько программ, поручения по которым были даны Вами. Полностью предусмотрено финансирование по этим федеральным целевым программам. Правительство дало указание всем государственным заказчикам до конца текущего года представить эти программы на утверждение.

Все программы до конца года, либо в следующем году должны быть в полном объеме профинансированы.

По адресной инвестиционной программе мы также постарались сконцентрировать финансирование на тех объектах, по которым мы ранее взяли на себя обязательства. В полном объеме предусмотрено финансирование целого ряда объектов культуры – Большой театр, Мариинский театр, Молодежный театр в Москве, Новосибирский театр.

Мы существенно увеличили финансирование объектов инфраструктуры. В частности, надеемся, что в будущем году целый ряд объектов на Дальнем Востоке и на Юге России также мы завершим. Решим проблему, в том числе по снабжению питьевой водой целого ряда регионов как на Дальнем Востоке, так и на Юге России. Впервые мы предусматриваем целевые средства, поступающие от водного налога в размере 13 млрд. рублей исключительно на поддержание нормального состояния объектов водной инфраструктуры.

И наконец, такой объект, который у нас больше десяти лет строится – это Кочетовский гидроузел, – в течении 2005-2006 года закончим его строительство. Главный принцип, который постарались провести через все объекты, это полная готовность заказчиков этих водных объектов 2005 – 6 – максимум 7 годов и приоритетность их для развития экономики в целом. Эту работу мы на сегодняшний день закончили, и вместе с бюджетом все эти документы будут внесены в Государственную Думу. Уже на обсуждении в Думе мы будем уточнять все эти вопросы. Мы также проведем предварительные чтения с депутатами фракции «Единой России». Практически несколько объектов адресной инвестиционной и целевой программ мы вносим в согласованном виде с депутатами фракции «Единой России».

В.ПУТИН: Я вчера подписал ряд законов об изменениях в налоговом кодексе. Как вообще в целом Вы оцениваете работу по реализации 95-го закона, связанного с разграничениями полномочий. Это проблема, которая не только нас всех волнует, но и руководителей регионов. У меня здесь много встреч с руководителями регионов и каждый практически упоминает о той или иной конфигурации…

А.КУДРИН: Конечно, на осень выпадает еще целый ряд нормативных актов, которые придется принять в связи с разграничениями. Это, в том числе, законодательство, которое касается делегирования полномочий с федерального уровня в субъекты Российской Федерации, но уже с финансированием этих полномочий. И, должен сказать, что иногда беспокойство губернаторов в том, что целый ряд полномочий сегодня сохраняется на федеральном уровне, а мог бы быть передан в субъекты, он будет тем самым решен путем делегирования этих полномочий. Это первое.

Второе – иногда беспокойство возникает в связи с централизацией водного налога. Но когда они увидели, что все эти деньги пойдут на сами водно-технические объекты, а предыдущие годы на это уходило от силы 70% — беспокойство исчезло. Ведь раньше сами субъекты средства не направляли на эти объекты. А теперь мы это вопрос решаем.

Кроме того, я уже говорил о фонде финансовой поддержки, о специальном фонде, который будет эти вопросы решать. Но, конечно, и Правительству надо принять целый ряд нормативных актов, направленных на исполнение уже принятых законов. На это уйдет осень. Мы рассчитаем их. Я должен сказать, что в сентябре Министерство финансов проведет встречу со всеми руководителями финансовых органов субъектов по разъяснению всех позиций. Например, сокращен единый социальный налог. Часть налога централизована для выравнивания социально-страхового медицинского обеспечения в субъектах Российской Федерации. И когда я говорю с губернаторами, с руководителями финансовых органов, они узнают эту схему такого распределения, беспокойство снижается.

Сейчас после закона нам в течение месяца нужно будет провести серьезную разъяснительную работу с субъектами. В понедельник субъекты узнают всю разбивку всех субвенций из фонда социального страхования. Например, из фонда социального страхования будут направлены средства на социальный пакет обеспечения оздоровительного отдыха пенсионеров, инвалидов и ветеранов. Эти цифры будут обнародованы в понедельник. Федеральный бюджет выделит 3 млрд. рублей на медицинское страхование детей во всех субъектах Российской Федерации. Финансирование так называемого неработающего населения, имеются в виду дети, мы — обеспечим им 3 млрд. рублей. Все эти цифры после понедельника станут всем известны. Все смогут их включить как дополнительные дотации в свои бюджеты. В субъектах сейчас мы как раз начинаем такую интенсивную работу.

В.ПУТИН: Мы должны это сделать обязательно и потому, что в субъектах сейчас идет работа над подготовкой собственных бюджетов. Давайте поговорим поподробнее.