Кто понесет льготнику социальный пакет
В изменившихся условиях местным властям потребуется проявить максимум оперативности, четкости и терпения, чтобы нововведения удовлетворили пожилых людей
Вызвавший бурные споры в нашем обществе закон о замене льгот деньгами, закладывающий новые принципы социальной поддержки населения, наконец принят. Через четыре месяца он должен начать работать. Десятки миллионов бывших льготников должны будут получить вовремя положенные им «социальные пакеты» и денежные компенсации.
Если начнутся сбои, то вся отрицательная энергетика, сопровождавшая прохождение закона в Думе, выплеснется с удвоенной силой. Поэтому без всякого преувеличения можно сказать, что январь 2005 года станет очень жестким экзаменом для исполнительной власти в центре и на местах.
Что нужно сделать, чтобы этот экзамен успешно выдержать? Для этого уже до 1 декабря (чтобы был хотя бы месяц на техническую подготовку) необходимо принять несколько десятков постановлений правительства, а также дополнительные федеральные законы. И сделать это — крайне непросто: каждый из документов потребует согласованной позиции минздравсоцразвития, минфина, минэкономразвития, минюста, а в ряде случаев и других министерств. По собственному опыту знаю, как тяжело зачастую даются эти согласования.
А вопросов для решения очень много. Возьмем, например, социальный пакет. Важнейшая его часть — лекарственное обеспечение бывших льготников. Как известно, в следующем году у всех, чью социальную поддержку взял на себя федеральный бюджет, из денежной компенсации будет вычитаться 360 рублей на снабжение медикаментами. Куда пойдут эти деньги? Видимо, в фонды обязательного медицинского страхования — и вот тут потребуется вполне конкретное решение правительства.
Ну, а что с этими деньгами будет дальше? Видимо, они поступят в распоряжение специально отобранных уполномоченных частных страховых компаний, которые и будут проплачивать бесплатный отпуск лекарств аптекам. Значит, понадобятся соответствующие изменения в законодательство об обязательном медицинском страховании, а также система договоров с региональными властями, дистрибьюторами и производителями лекарств.
Или возьмем предоставление санаторных путевок. На это пойдет 50 рублей в месяц (600 рублей в год) из пакета. Чтобы эта норма заработала, надо прежде всего иметь централизованный банк данных о тех, кому положена такая бесплатная путевка и, конечно, о медицинских показаниях к тому или иному виду лечения. Придется также наладить учет очередности на получение путевки. Это очень трудоемкая задача, и ее также надо решить до 1 декабря этого года.
Еще один вопрос: куда поступят деньги из социального пакета, предназначенные на санаторно-курортное обслуживание? В Фонд социального страхования? Но это противоречит объявленному курсу на освобождение этого фонда от нестраховых выплат. Или речь идет о том, что вводится новый вид социального страхования — 50 рублей ежемесячный страховой взнос, который возвращается к плательщику в виде путевки? А может быть, распорядителем этих денег станет Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию? Эта неясность тоже потребует специального правительственного или законодательного решения.
Если обратиться к собственно денежным компенсациям, то и здесь возникает вопрос. Знает ли минфин, который готовит проект федерального бюджета на будущий год, точную сумму денег, необходимую для их выплаты? Сумма 170 — 180 миллиардов рублей требует серьезного уточнения, так как точные списки претендентов на эти выплаты не составлены. А тут есть немало нюансов: например, многие граждане, пользующиеся льготами, имеют на них право сразу по нескольким основаниям. Поэтому Пенсионному фонду (а он, видимо, будет уполномочен устанавливать право на получение компенсации и ее размер) придется выявлять основание, наиболее выгодное для получателя. А вот чернобыльцам, если они инвалиды, теперь положены денежные компенсации сразу по двум этим основаниям — и тут требуется скрупулезная точность.
Очень важно отследить, как регионы готовятся к выполнению своей части реформирования системы льгот в отношении ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. До 1 декабря каждому региону предстоит принять собственные решения по этому поводу. Причем федеральный закон обязует губернаторов и региональных законодателей, по крайней мере, не ухудшить положение этих самых многочисленных групп бывших льготников. А для этого требуется сформировать соответствующим образом местные бюджеты. Не надо забывать, что с 1 января 2005 года в полное ведение регионов переходит и формирование системы оплаты труда бюджетников — тоже немаленькие расходы.
С помощью федерального мониторинга можно будет оперативно реагировать на задержку с принятием местного законодательства и на объективную нехватку финансирования в регионах. Сбои с подготовкой и бюджетным обеспечением мер социальной поддержки в субъектах Федерации могут спровоцировать рост социальной и политической напряженности, подорвать авторитет государства, инициировавшего эти реформы. Думаю, что к организации мониторинга надо подключить крупнейшие политические партии (в том числе оппонировавшие принятию нового законодательства), общественные организации, а также Российскую трехстороннюю комиссию, объединяющую представителей профсоюзов, работодателей и федерального правительства.
Наконец, соображение, последнее по счету, но не по значению. Это необходимость грамотной информационной кампании, разъяснение людям их прав в новых условиях. Не надо повторять ошибок пенсионной реформы, тем более что на этот раз речь идет о десятках миллионов пожилых, часто больных людей, которым сложно менять свои установки и жизненные привычки. Кроме того, накоплен очень большой груз недоверия к государству, которое в конце 80-х, а потом и в 90-х годах прошлого века своими неуклюжими действиями не один раз ставило этих людей в тяжелое положение. Поэтому надо предоставить всем желающим объективную, прикладную информацию о том, кому, сколько и чего положено и где это можно получить. Тут годится все: разбрасывание брошюрок по почтовым ящикам, развешивание плакатов в местах, которые чаще всего посещают бывшие льготники, — собесы, отделения Пенсионного фонда, поликлиники, библиотеки и т.п. На это нужны деньги — и их надо предусмотреть в бюджетах всех уровней.
Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций
«Российская газета», 14 августа 2004 г.
|