Главная / Регионы / О повышении роли организаций Профсоюза в развитии соцпарнерства в отрасли..

О повышении роли организаций Профсоюза в развитии соцпарнерства в отрасли..

Профсоюз работников народного образования и науки Российской федерации

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й К О М И Т Е Т

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 февраля 2002 г. г. Москва № 3/3

О повышении роли организаций Профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли

Обсудив вопрос о повышении роли организаций Профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли, участники III Пленума ЦК Профсоюза констатируют, что в сложившихся социально-экономических условиях система образования переживает непростой период, отличающийся снижением престижа профессии учителя, преподавателя, нестабильностью рынка педагогического труда и недостаточной его изученностью, старением педагогического корпуса. Педагогические работники в последнее десятилетие вынуждены работать в условиях реформирования образования, тогда как уровень их заработной платы существенно ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, отсутствует целенаправленная кадровая политика, не созданы условия для постоянного повышения квалификации педагогических работников, не сформирован эффективный механизм финансирования образовательных учреждений.

Имеют место многочисленные нарушения трудовых прав работников, связанные с задержками выплаты заработной платы, необоснованными отказами в приеме на работу, незаконными переводами и увольнениями работников и т.д. Нарушаются установленные федеральными и региональными актами сроки и порядок повышения и индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы, различных социальных выплат работникам и студентам, порядок формирования надтарифного фонда оплаты труда.

Понимая, что решение указанных проблем на современном этапе во многом зависит от скоординированности действий и заинтересованности в совместной работе органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и непосредственно самих образовательных учреждений, отраслевой Профсоюз, начиная с 1991 года, стремится свои основные уставные цели и задачи деятельности по защите социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников образования и студентов реализовывать, в первую очередь, через механизмы социального партнерства. Однако, эта задача усложняется из-за отсутствия правовой базы, способной обеспечить эффективное развитие структуры социального партнерства, четкое разграничение полномочий и ответственности между органами власти различных уровней, работодателями и учредителями в решении проблем финансирования учреждений отрасли.

Действующая в настоящее время в отрасли система социального партнерства включает в себя федеральное отраслевое тарифное соглашение между Минобразованием России и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации, территориальные соглашения — соглашения между территориальными организациями Профсоюза и органами управления образованием субъектов РФ, соглашения, заключенные на уровне городов, районов, а также коллективные договоры образовательных учреждений.

В рамках Отраслевого тарифного соглашения Профсоюз:

— принимает участие в нормотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Министерства образования Российской Федерации посредством подготовки и представления замечаний и предложений к проектам федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других ведомственных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовых прав работников, студентов, а также регулирования деятельности организаций отрасли;

— планирует и осуществляет мероприятия по выполнению положений Отраслевого тарифного соглашения и развитию социального диалога в отрасли и др.

Заключение Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям образования РФ позволяет активно использовать его защитные положения, повышающие социальные гарантии работников, при решении в образовательных учреждениях наиболее актуальных вопросов, связанных с заключением трудовых договоров, оплатой труда, рабочим временем, временем отдыха, определением дополнительных социальных льгот и гарантий, а также при подготовке и заключении соглашений в территориях и коллективных договоров непосредственно в образовательных учреждениях. Это в значительной степени способствует развитию социально-партнерских отношений на различных уровнях в отрасли и усиливает социальную защищенность работников в условиях несовершенства действующей российской нормативно-правовой базы, характеризующейся наличием сохраняющих юридическую силу нормативных актов бывшего Союза ССР.

В связи с обязательствами сторон Отраслевого тарифного соглашения и с целью подготовки перспективной программы совместных действий по повышению престижности педагогической профессии Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации выступил с инициативой проведения совместно с Министерством образования Российской Федерации Всероссийской конференции молодых учителей и воспитателей образовательных учреждений, которая состоялась в ноябре 2001г. По итогам конференции были приняты обращение к Президенту РФ и решение конференции. В этих документах, в частности, предлагается ускорить разработку федеральной целевой программы «Педагогические кадры России», предусмотрев в ней специальные меры по привлечению выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования на педагогическую работу в образовательные учреждения; повышению социального статуса молодого специалиста в сфере образования; развитию рынка педагогического труда с учетом демографической и социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации; по совершенствованию статистики кадрового обеспечения образовательных учреждений всех типов и др.

По инициативе Профсоюза совместно с Министерством образования РФ проведен Всероссийский студенческий форум, в ходе которого удалось уточнить приоритетные направления действий органов власти и Профсоюза по усилению защиты прав и интересов студенческой молодежи.

Вместе с тем, на фоне формирования нового российского законодательства и действий федеральных и региональных органов государственной власти, характеризовавшихся максимальным уходом от ответственности за реализацию конституционных гарантий прав граждан в сфере образования, за обеспечение стабильного финансирования школ и других общеобразовательных учреждений, в том числе выплаты заработной платы, Профсоюзу многократно приходилось использовать такие крайние формы борьбы за социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования как всероссийские акции протеста, митинги, пикеты и забастовки.

Начиная с 1995 года было проведено 15 всероссийских акций протеста, основными требованиями которых были: защита государственной системы образования от непродуманных реформ, погашение задолженности по заработной плате, индексация заработной платы и повышение ее размера, обеспечение предусмотренных действующим законодательством социальных льгот работникам и обучающимся и др.

Кроме того, в течение пяти последних лет в организациях Профсоюза было проведено более 113 тысяч забастовок, в которых в разное время приняли участие в общей сложности свыше пяти миллионов человек; около трех тысяч работников образования прибегли к крайней форме протеста — голодовке.

В целях координации усилий по защите трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, здравоохранения и культуры в 1993 году была создана Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.

Создание Ассоциации позволило трем профсоюзам достаточно эффективно выступать с единых позиций в вопросах развития законодательной базы в интересах работников бюджетных отраслей, инициировать принятие постановлений Правительства РФ по повышению оплаты их труда, эффективнее решать проблемы работников бюджетной сферы в ходе реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, противостоять реализации ряда предложений, ухудшающих положение работников бюджетной сферы.

Ассоциации удалось добиться включения в Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ обязательств по определению конкретного срока погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы во всех субъектах РФ; по совершенствованию порядка оказания финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета; по использованию казначейской системы исполнения бюджетов высокодотационных субъектов РФ; по усилению государственного и общественного (с участием профсоюзов) контроля за выделением и использованием средств, направляемых на оплату труда, выплату стипендий и пособий из бюджетов всех уровней; по подготовке предложений по реструктуризации задолженности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов перед государственными внебюджетными фондами; по подготовке законодательных или иных нормативных правовых актов, направленных на повышение ответственности работодателей и учредителей бюджетных организаций за обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работникам, в том числе через установление денежных компенсаций работникам в связи с задержкой выплаты заработной платы; а также по подготовке законопроекта, предусматривающего возможность приостановки работы в случае задержки выплаты зарплаты как средства защиты работниками своих прав.

Кроме того, благодаря заключенному Генеральному соглашению, удалось добиться продолжения работы над законопроектом о государственных минимальных социальных стандартах, подтверждения намерений всех сторон соглашения, в том числе Правительства РФ, о подготовке предложений по законодательному приданию тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы статуса социальных государственных стандартов в области оплаты труда, обеспечиваемых на всей территории РФ за счет средств бюджетов всех уровней. В Генеральном соглашении на 2002-2004 г.г. включено обязательство сторон обеспечить опережающий темп роста ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы по сравнению с уровнем инфляции. Таким образом, совместная деятельность профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, входящих в Ассоциацию, по реализации обязательств сторон в Генеральном соглашении позволила в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений упорядочить и сделать более конструктивным диалог с Правительством РФ по решению проблем совершенствования ЕТС, индексации ставок (окладов) по ЕТС, повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

С 1991 года в сфере образования существует практика заключения соглашений на региональном, территориальном уровнях, коллективных договоров в образовательных учреждениях всех типов и видов, которая получает все большее развитие.

Пленум ЦК Профсоюза отмечает, что в отрасли имеется определенный

положительный опыт по заключению соглашений и коллективных договоров.

ЦК Профсоюза, членами Отраслевой комиссии по заключению и реализации Отраслевого тарифного соглашения при финансовой поддержке Министерства образования РФ разрабатывается программа автоматизированного анализа коллективных договоров и соглашений, в дальнейшем планируется широко использовать эту программу в практике работы территориальных организаций и ЦК Профсоюза. В рамках реализации региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров в последние годы удалось в определенной степени повысить заработную плату, в основном за счет формирования надтарифного фонда, в том числе за счет внебюджетных средств, что привело к некоторой стабилизации работы образовательных учреждений.

Региональные и территориальные соглашения в отрасли по состоянию на конец 2001 года действовали более чем в 80% субъектах РФ и были в основном ориентированы на выполнение задач, определенных Отраслевым тарифным соглашением, и решение конкретных социально-экономических проблем работников отрасли и обучающихся в рамках территорий.

В частности, в рамках региональных соглашений в 2001 году в 52 субъектах РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок. В 32 субъектах РФ в 2001 году были установлены в целом по региону надбавки к ставкам, определенным на федеральном уровне, в размерах от 10 до 50 %; в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской области — в размерах 100-150 % в зависимости от типа учреждений, в Ямало-Ненецком АО – в размере 100 %. Повышенные ставки и другие меры материальной поддержки молодым учителям применялись в 38 субъектах РФ; надбавки за непрерывный стаж работы были установлены в 9 субъектах РФ.

На основании выборочного анализа ситуации в 33 субъектах РФ, в том числе в 22 крупных вузовских центрах России, Пленум ЦК Профсоюза отмечает, что в 13 регионах получила развитие практика заключения специальных соглашений между территориальными организациями Профсоюза и Советами ректоров вузов по совместному отстаиванию и решению комплекса вопросов, связанных с повышением уровня материального обеспечения преподавателей и научных сотрудников вузов, студентов, улучшению жилищных условий, созданию условий для лечения, оздоровления и отдыха и др. (в г.г. Москве, Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Перми, Екатеринбурге, Волгограде, Уфе, Санкт-Петербурге, Челябинске, Чите, Тамбове, Белгороде). Читинской территориальной организацией профсоюза подписано единственное пока соглашение с Советом директоров учреждений среднего профессионального образования. В Томске, Иваново, Республике Коми подписаны и реализуются соглашения между управлениями начального профессионального образования и советами председателей профкомов учреждений начального профессионального образования.

По оперативной информации в 25 (из 33-х) субъектах РФ в территориальные трехсторонние соглашения (на уровне области или города) включены обязательства сторон по решению социально-трудовых проблем работников учреждений профессионального образования и студентов.

Коллективные договоры действуют, в среднем, в 80 % образовательных учреждений (по данным статистических отчетов по форме ТДК-2 за 2000 год), при этом имеются существенные различия по регионам по количеству образовательных учреждений, в которых коллективные договоры заключены и реализуются.

Из 365 учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования РФ, 333 вуза (91%) — имеют заключенные коллективные договоры. В 32 вузах (9 %) коллективные договоры не заключены. Прошли регистрацию в ЦК Профсоюза коллективные договоры 228 вузов (62 % от общего их количества); из 50 вузов г.Москвы лишь 30 вузов зарегистрировали свои колдоговоры в ЦК Профсоюза; а из 21 вуза г.Санкт-Петербурга — только 2. Регистрацию в ЦК Профсоюза прошли коллективные договоры лишь 40 педагогических вузов (из 81 вуза системы Минобразования РФ).

Вместе с тем, современное состояние договорного регулирования трудовых отношений в отрасли на региональном уровне характеризуется еще во многом декларативностью и недостаточной содержательностью соглашений, их необязательностью и отсутствием необходимых санкций за их несоблюдение, недостаточной согласованностью содержания соглашений, заключенных на уровне субъекта РФ, города, района.

Многие региональные соглашения, повторяя структуру Отраслевого соглашения, по содержанию во многом отличаются от него по количеству и уровню принимаемых сторонами обязательств.

Из-за несогласованности сроков разработки и подписания соглашений и утверждения бюджетов в субъектах РФ, сложившейся практики постоянного недофинансирования образовательных учреждений практически во всех соглашениях отсутствуют положения, касающиеся финансового обеспечения обязательств работодателя, которые определяли бы основные экономические показатели работы учреждений образования на соответствующий период, а также информацию, подтверждающую реальность выполнения работодателем принятых на себя обязательств, вытекающую из характера предпринимаемых для их обеспечения мер.

Министерство образования РФ, органы управления образованием не уделяют необходимого внимания повышению уровня информированности работодателей в отрасли о ходе договорных процессов, их результатах, мерах по реализации обязательств сторон по заключенным соглашениям.

Нельзя признать достаточным уровень информационного обмена и координации работы по вопросам социального партнерства между Министерством образования РФ и ЦК Профсоюза, между органами управления образованием и территориальными профсоюзными органами в субъектах РФ.

Недостаточно проработан в большинстве соглашений раздел «Гарантии деятельности профсоюзов в организации», что во многих случаях снижает уровень эффективности работы первичных профсоюзных организаций.

Несмотря на то, что с 1998 года Президиумом ЦК Профсоюза установлен порядок регистрации в ЦК Профсоюза региональных соглашений, ни разу не представлялись на регистрацию региональные соглашения Липецкой, Калининградской областей, республик Ингушетия, Саха (Якутия), Хабаровского, Красноярского краев; нерегулярно представляют на регистрацию соглашения территориальные организации Тверской, Псковской, Пензенской, Магаданской, Сахалинской, Ленинградской областей и г. Санкт-Петербурга, республик Марий-Эл, Удмуртия, Хакасия, Приморского края. Эта ситуация затрудняет проведение анализа уровня социальных гарантий для работников образования, обучающихся по регионам России и объективной оценки эффективности работы Министерства образования РФ и ЦК Профсоюза по заключению и реализации Отраслевого тарифного соглашения.

Изменения социально-экономической ситуации в стране привели к изменениям в нормах законодательства, регулирующих трудовые отношения. В соответствии с принятым Трудовым кодексом РФ государство берет на себя лишь минимум обязательств по установлению прав и социальных гарантий для работников, передавая решение важнейших социально-трудовых вопросов непосредственно сторонам трудовых отношений — работодателю и работникам.

Существенное расширение сферы действия принципов социального партнерства между государством, работодателями и работниками (их представителями) предусмотрено Трудовым кодексом РФ в области регулирования социально-трудовых отношений в бюджетной сфере.

Четко осознавая, что в современных условиях эффективная система социального партнерства может быть сформирована лишь на базе принципиально нового отношения социальных партнеров к заключению коллективных договоров и соглашений, их структуре и содержанию, правовому статусу и ответственности сторон за выполнение принимаемых обязательств, участники Пленума выражают серьезную обеспокоенность тем, что сдерживающими факторами развития процесса социального партнерства в сфере образования по-прежнему остаются:

— недостаточная правовая база, не обеспечивающая эффективного развития структуры социального партнерства в отрасли и, в частности, чрезвычайно медленное становление представительных органов работодателей в отрасли;

— нерешенные в полной мере проблемы восстановления ответственности государства в сфере образования, разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении стабильного финансирования учреждений отрасли.

Пленум ЦК Профсоюза отмечает, что в условиях модернизации российского образования социальный диалог может стать средством обновления качества образования, его содержания, повышения его личностной ориентированности, социальной и экономической эффективности, средством формирования кадровой политики в отрасли, включая вопросы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Вместе с тем, участники Пленума ЦК Профсоюза вновь констатируют отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли; неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и требованиями рынка труда. По мнению участников Пленума все это в немалой степени обусловлено отсутствием в структуре Минобразования России специального подразделения по кадровой политике в области общего образования, что препятствует формированию реальных условий для регулирования вопросов подготовки и переподготовки педагогических кадров, профессиональной оценки педагогического труда, установления адекватной его оплаты в рамках социального партнерства.

Пленум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Признать, что в отрасли развивается социальный диалог, основанный на коллективных договорах и трехуровневой системе соглашений; накоплен определенный положительный опыт в практике работы ЦК Профсоюза по заключению и реализации Отраслевого тарифного соглашения с Минобразованием РФ, по участию в заключении и реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, в практике работы территориальных и первичных организаций профсоюза по заключению соглашений и коллективных договоров.

2. Центральному комитету Профсоюза, Президиуму ЦК Профсоюза, территориальным органам профсоюза в социальном диалоге с Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием следует занять более активную позицию в отношении развития социального партнерства по вопросам:

— создания эффективно действующей системы социального партнерства в отрасли на базе Трудового кодекса РФ на основе преодоления декларативности, формализма, слабой взаимосвязи между соглашениями различных уровней и коллективными договорами; совершенствования культуры партнерских отношений;

— разработки программы развития социального партнерства в сфере образования; принятия мер по обязательному заключению в течение 2002 года коллективных договоров в каждом образовательном учреждении, имеющем первичную профсоюзную организацию; соглашений на уровне каждого субъекта Федерации, города, района;

— совершенствования деятельности региональных и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

— формирования структуры соглашений и коллективных договоров на базе нового трудового законодательства и включения в сферу социального диалога вопросов заработной платы, гарантий и компенсаций, охраны и условий труда, рынка педагогического труда, планирования профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, их трудоустройства, непрерывного образования, эффективного механизма контроля и ответственности сторон за выполнение принимаемых в коллективных договорах и соглашениях обязательств сторон, а также мер, направленных на недопущение снижения уровня гарантий работникам, осуществляющим профсоюзную деятельность;

— совершенствования действующего порядка разрешения коллективных трудовых споров, в том числе с использованием механизма досудебной и судебной защиты социально-трудовых прав работников;

— расширения информационного обмена и обмена опытом между социальными партнерами в области практики заключения коллективных договоров и соглашений, правового обеспечения и перспектив развития социального диалога;

— подготовки специалистов в области социального партнерства, создания экспертных групп или комиссий для организации объективной оценки выполнения коллективных договоров и соглашений;

— систематического изучения и распространения отечественного и зарубежного опыта организации системы социального партнерства в сфере образования.

3. В целях реализации положений Трудового кодекса РФ:

3.1. Профсоюзной стороне Отраслевой комиссии по заключению и реализации Отраслевого тарифного соглашения:

— отстаивать сохранение в Отраслевом тарифном соглашении порядка осуществления социального диалога по вопросам социально-трудовых прав работников и обучающихся в форме согласования решений, рекомендовав сохранение этого порядка на региональном, территориальном и локальном уровнях;

— разработать предложения о внесении изменений и дополнений в Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям системы Минобразования России на 2001-2003 годы в части регулирования общих условий оплаты труда, социально-трудовых гарантий и льгот работников и обучающихся применительно к соответствующим типам образовательных учреждений.

3.2. Президиуму ЦК Профсоюза:

— разработать рекомендации по ведению коллективных переговоров, по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений с учетом Трудового кодекса РФ и новых законодательных актов в сфере социально-трудовых отношений;

— обратиться с предложением в Минобразование РФ по активизации работы по созданию представительных органов работодателей в отрасли на различных уровнях; по реализации мер, направленных на уточнение правового статуса и ответственности Минобразования РФ, органов управления образованием при выполнении принимаемых обязательств по соответствующим соглашениям;

— в целях осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, ускорить разработку положения о профсоюзной правовой инспекции труда и приведение в соответствие с Трудовым кодексом РФ положения о профсоюзной технической инспекции труда;

— внести изменения в форму статистической отчетности по ведению тарифно-договорной кампании, представляемой в ЦК Профсоюза территориальными организациями профсоюза в соответствии с Трудовым кодексом РФ;

— провести совещание по выработке единой методики анализа коллективных договоров и соглашений, а также оценки их эффективности на базе территориальных организаций профсоюза Центрального федерального округа;

— внести предложения в Минобразование России по включению в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по гуманитарному циклу дисциплины: «Регулирование трудовых отношений на принципах социального партнерства»;

— ввести в газете «Мой профсоюз» специальную рубрику, посвященную развитию социального партнерства в сфере образования, практике социального партнерства в России и за рубежом.

3.3. Президиуму ЦК Профсоюза совместно с Минобразованием России:

— добиваться ускорения принятия федерального закона, направленного на восстановление ответственности государства в сфере образования;

— принять участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, регулирование которых Трудовым кодексом РФ отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти (установление норм педагогической работы за ставку заработной платы, порядка и условий работы по совместительству, предоставления дополнительных отпусков за вредные и иные особые условия труда, за ненормированный рабочий день, установление порядка и условий применения стимулирующих выплат, повышенной оплаты труда за вредные и иные особые условия труда и другие);

— ускорить разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов и методических рекомендаций по аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений;

— разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения по списку работ, должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста, а также по правилам исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии;

— ускорить разработку и утверждение методических рекомендаций по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в зависимости от специфики образовательных учреждений; добиваться определения источников финансирования затрат на проведение аттестации рабочих мест в учреждениях образования;

— считать обязательной практику регистрации региональных соглашений и коллективных договоров вузов; ввести регистрацию коллективных договоров, заключаемых в учреждениях педагогического среднего профессионального образования.

4. Территориальным организациям Профсоюза, профсоюзным организациям образовательных учреждений:

— принять меры по заключению в 2002 году коллективных договоров в каждом образовательном учреждении, имеющем профсоюзную организацию;

— провести широкую разъяснительную работу среди членов Профсоюза по применению положений Трудового кодекса РФ, придавая особое внимание роли Трудового кодекса РФ в развитии социального партнерства, возможностям Профсоюза в защите трудовых прав и отстаивании интересов его членов.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителей Председателя Профсоюза Г.И.Меркулову, В.С.Павлихина.

Председатель Профсоюза В.М.ЯКОВЛЕВ