Главная / Регионы / Справка об итогах выполнения Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования РФ на 2001-2003 гг..

Справка об итогах выполнения Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования РФ на 2001-2003 гг..

Справка

Об итогах выполнения Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001-2003 годы

Отраслевое тарифное соглашение (ОТС) по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001-2003 годы было принято на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и коллективных договоров в образовательных учреждениях как обязательный отраслевой правовой акт.

Отраслевые соглашения заключены в 83 % территориальных организаций Профсоюза и в 86 % районов и городов России. Количество общеобразовательных учреждений, где в настоящее время заключены коллективные договора, за истекший период увеличилось с 59 % до 78 %, количество вузов, заключивших коллективные договора составляет около 85%.

Все практические усилия по реализации соглашений и коллективных договоров были направлены на то, чтобы в рамках сложившейся системы обеспечить конструктивное взаимодействие профсоюзов и работодателей по защите прав работников образования, предоставить им дополнительные социальные льготы и гарантии, повысить персональную ответственность сторон за исполнение принятых обязательств.

Важной особенностью ОТС является распространение его действия на все типы и виды образовательных учреждений: от детских садов до образовательных учреждений послевузовского профессионального образования. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” к категории работников отнесены лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, то есть ОТС учитывает и интересы такой категории образовательного сообщества, как студенчество.

Следующей особенностью является открытость Соглашения для присоединения к нему работников учреждений и органов управления образованием другой ведомственной принадлежности.

При подготовке проекта Отраслевого соглашения на 2004-2006 годы в соответствии с письмом от 26.12.2002 № 35-51-607ин/02-06/155 в адрес Минобразования России и ЦК Профсоюза поступила информация из 33 регионов Российской Федерации по результатам заключенных соглашений.

В рамках выполнения обязательств Отраслевого тарифного соглашения Минобразованием России совместно с ЦК Профсоюза были разработаны и утверждены Положения:

-о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации;

-об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

-об условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска, сроком до 1 года;

– разработана Примерная форма коллективного и трудового договора общеобразовательного учреждения.

Благодаря совместным усилиям сторон ОТС в июне 2003 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений».

Анализ расходов на образование в федеральном бюджете на период действия ОТС на 2001-2003 показывает их рост (в 2001 г. в 1,46 раза, в 2002 – в 2,2 раза, в 2003 г. – в 2,6 раза и по проекту бюджета 2004 г. – в 3,2 раза).

За этот период в образовании дважды прошла индексация оплаты труда – в декабре 2001 г. в среднем в 1,89 раза и в октябре 2003 г. в 1,33 раза. Средняя заработная плата с октября 2003 г. составляет 3640 рублей против 1720 рублей в октябре 2001 года.

С 1 января 2003 года увеличены надбавки к должностным окладам профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования за ученую степень кандидата наук с 300 рублей до 900 рублей и доктора наук – с 500 рублей до 1500 рублей. С 1 сентября 2003 года в два раза увеличен размер стипендий студентам.

Однако уровень оплаты труда учителя, воспитателя, преподавателя остается недопустимо низким и экономически неоправданным, а разрыв в оплате труда работающих в образовании и промышленности нарастает.

За 9 месяцев 2003 года средняя заработная плата в образовании составила 49,1 процента от зарплаты в промышленности и менее, чем на 40 процентов превышает официально утвержденный прожиточный минимум трудоспособного населения.

Предусмотренная с октября 2003 года индексация ставок и окладов в размере 33-х процентов не сможет остановить негативную тенденцию снижения реального уровня жизни учителей, воспитателей, преподавателей.

В 2000-2003 гг. в субъектах Российской Федерации введено в действие общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений более чем на 380 тыс. мест. В 2003 г. из средств федерального бюджета на строительство 146 объектов общеобразовательных учреждений направлено 511,1 млн. рублей.

Одновременно Минобразованием России в объеме 3,7 млрд. рублей предусматривается финансирование федеральных целевых программ:

«Федеральная программа развития образования», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Одаренные дети» и другие.

В 2001-2003 гг. Минобразованием России решался ряд вопросов целевой поддержки и развития образования:

– в сельские и городские школы поставлено 131635 комплектов компьютерного оборудования и в каждую школу по 30 электронных образовательных продуктов;

– реализована поставка во все школы 100-томника русской классической литературы;

– в 2003 году 30330 школ получат 845348 единиц спортивного оборудования

на общую сумму 550 млн. рублей.

Проектом федерального бюджета на 2004 год Минобразованию России по разделу 14 «Образование», включая федеральные целевые программы, предусмотрено выделить 84,4 млрд. рублей ( с ростом 123% к утвержденным расходам 2003 года), что позволит обеспечить реализацию целевых программ развития образования, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и выплату заработной платы.

По состоянию на текущую дату (из оперативной информации Минобразования России в Аппарат Правительства Российской Федерации) объем задолженности по статье «Оплата труда» составляет 923 млн. рублей, в т.ч. в Республике Хакасия – 24,9 млн. руб.; областях – Иркутская – 43,8 млн. руб., Кемеровской – 43,0 млн. руб., Курганской – 23,5 млн. руб., Тульской – 29,6 млн. руб., краях – Красноярском – 10,4 млн. руб., Приморском – 18,0 млн. руб.

В Ульяновской области объем задолженности по выплате заработной платы составляет 108,4 млн. руб. или 1,6 месячного фонда оплаты труда. Как положительную тенденцию в вопросе с выплатой задолженности по заработной плате необходимо отметить её снижение в 8 регионах Российской Федерации (Волгоградской, Воронежской, Курской, Московской, Мурманской, Тверской областях и Республиках Адыгея и Коми).

В целом по состоянию на текущую дату отсутствует задолженность по ст. «Оплата труда» в 57 регионах, или 64% от количества субъектов Российской Федерации.

Отраслевые территориальные соглашения содержат также положения о гарантиях прав профсоюзной деятельности, социальном и медицинском страховании, социально-бытовом обеспечении, об обеспечении занятости работников образования, условиях и охране труда, экологической безопасности, о режиме труда и отдыха работников, где наиболее распространенной льготой, предоставляемой работникам, являются дополнительные отпуска от 2 до 12 дней в связи с определенными событии в жизни работника, премирование работников, оплата за проживание в общежитиях, выплаты единовременных пособий и т.п.

Вместе с тем содержание соглашений и коллективных договоров зачастую носит декларативный, рекомендательный характер, отсутствует контроль за выполнением обязательств, принятых сторонами. Ряд региональных соглашений не содержат положений Отраслевого тарифного соглашения, не содержат вопросов, устанавливающих и регулирующих дополнительные социальные гарантии и льготы для работников, отсутствуют положения, предусматривающие защиту работников в случае задержки выплаты заработной платы, отмены моратория: на приватизацию образовательных учреждений, смены собственника, реорганизации и ликвидации учреждений.

В связи с прекращением с 01.01.2003 г. частичного финансирования за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) санаториев-профилакториев образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, для “сохранения” существующей лечебно-профилактической базы студентов их финансирование осуществлялось за счет бюджета Минобразования России по сметам расходов вузов, с привлечением средств образовательных учреждений, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Вместе с тем в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.01.2003 № ВМ-П8-00924 Минобразованием России были подготовлены и направлены в Минфин России предложения по дальнейшему финансированию студенческих санаториев-профилакториев за счет средств федерального бюджета.

Минфином России было принято согласованное с Минобразованием России решение о выделении в 2004 году 438 млн. рублей из федерального бюджета на содержание вузовских санаториев-профилакториев, в том числе для финансирования санаториев-профилакториев образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России – 418 млн. рублей.

По расчетам Минобразования России в 2004 году на содержание 152 санаториев-профилакториев ( в т.ч. в структуре вузов – 147, в структуре ссузов – 3 и 2 санатория-профилактория в структуре образовательных учреждений начального профессионального образования) в дополнение к бюджетному содержанию потребуется еще около 400 млн. рублей на расходы, связанные с приобретением оборудования и его ремонтом, которые образовательные учреждения должны будут оплатить из внебюджетных средств.

В 2004 году предусмотрено дополнительно 800 млн. рублей на материальную помощь нуждающимся студентам с 1 сентября 2004 года.

В 2003 году Минобразованием России выделено 15 млн. рублей для организации летнего отдыха студентов в 10 межвузовских спортивно-оздоровительных лагерях и базах отдыха. В 2004 году эта сумма будет увеличена вдвое.

В 2003 году Минобразованием России выделено 1,0 млн. рублей на проведение и подведение итогов первого Всероссийского конкурса студенческий лидер и 960 тыс. рублей на всероссийское совещание руководителей органов управления образованием и председателей территориальных организаций профсоюза по социально-экономическим и правовым проблемам в сфере образования. В 2004 году эта практика будет продолжена.

В проекте федерального бюджета на 2004 год предусмотрено 7,4 млрд. рублей на капитальный ремонт и приобретение оборудования. Образовательным учреждениям следует направлять средства федерального бюджета на проведение противопожарных мероприятий не менее 40 % сметных ассигнований ( 2,9 млрд. руб.), предусмотренных по этим статьям расходов.

Все положительные моменты, отраженные в соглашениях и коллективных договорах, а также положения, которые не удалось выполнить по независящим от сторон причинам, учтены при подготовке и заключении нового Отраслевого соглашения на 2004-2006 годы.