Главная / Регионы / О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования Московской области..

О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования Московской области..

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й К О М И Т Е Т

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

3 февраля 2004г. г. Москва № 20

О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования Московской области

Обсудив вопрос о практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования Московской области, Президиум ЦК Профсоюза отмечает.

Областной комитет Профсоюза, территориальные (районные) комитеты Профсоюза указанного региона последовательно осуществляют работу по проведению коллективных переговоров, консультаций с органами исполнительной и представительной власти Московской области, а также с органами местного самоуправления. В рамках такого взаимодействия областной комитет, территориальные (районные) комитеты Профсоюза активно участвуют в нормотворческой деятельности представительных органов власти, органов управления образованием, в формировании регионального и местных бюджетов, социально-экономических программ развития региона и др. Проводится методическая работа с профактивом всех уровней по вопросам социального партнерства, образовательной политики, правовой защиты членов Профсоюза и по другим вопросам обеспечения социально-трудовых прав работников отрасли региона.

Система социального партнерства в Московской области включает в себя отраслевое тарифное соглашение на 2002-2004 годы, территориальные соглашения (91%), коллективные договоры в учреждениях профессионального образования (100%) и в общеобразовательных учреждениях (74 %).

Действующее отраслевое соглашение Московской области носит конкретный и целенаправленный характер, является в достаточной степени финансово обеспеченным.

В рамках социального партнерства в Московской области удалось добиться дополнительных средств из областного бюджета для установления льгот по закреплению в сфере образования молодых специалистов (доплаты к ставкам заработной платы, единовременные пособия, предоставление жилья и др.); по повышению ставок (окладов) на 50% всем категориям работников сферы образования и с 01.11.2003 на 70% — педагогическим работникам общеобразовательных учреждений; по обеспечению права работников на 25% дотацию оплаты содержания детей работников образовательных учреждений в детских дошкольных учреждениях (50 %, если оба родителя – работники системы образования), права работников образовательных учреждений на бесплатное или льготное питание и др.

В 48 из принятых и подписанных территориальных соглашений определены дополнительные (кроме областных) льготы и другие условия для работников образования (приложение 2).

Одновременно Президиум отмечает, что Московский обком Профсоюза, председатели первичных профсоюзных организаций учреждений высшего профессионального образования допускают нарушение порядка регистрации коллективных договоров, предусмотренного письмом Минобразования России и Профсоюза от 16.04.97 № 20/135 «О порядке регистрации коллективных договоров образовательных учреждений и территориальных соглашений», поскольку в ЦК Профсоюза и Минобразовании России до сего времени не был зарегистрирован ни один коллективный договор вуза.

Президиум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию о практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования Московской области (приложение 1).

2. Одобрить целенаправленную и системную работу Московской областной организации Профсоюза по развитию социального партнерства на региональном и территориальном уровнях.

3. Премировать председателя Московской областной организации Профсоюза А.И.Морозова за высокий уровень организации и проведения целенаправленной и системной работы Московской областной организации Профсоюза по развитию социального партнерства на региональном и территориальном уровнях.

4. Московской областной организации Профсоюза уделять особое внимание осуществлению договорного регулирования социально-трудовых отношений в учреждениях профессионального образования.

5. Территориальным (республиканским, краевым, областным) организациям Профсоюза в целях дальнейшего совершенствования практики договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования руководствоваться в своей деятельности постановлением IV (внеочередного) Съезда Профсоюза от 18.09.2003 «О ситуации в сфере образования и первоочередных задачах профсоюза» (пункта 11.2.), постановлением Центрального комитета Профсоюза от 20.02.2002 № 3/3 «О повышении роли организаций Профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли» (пункт 4) в части заключения коллективных договоров в каждом образовательном учреждении, имеющем первичную профсоюзную организацию.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза Т.В. Куприянову.

Председатель Профсоюза Г.И. МЕРКУЛОВА

Приложение 1 к постановлению Президиума ЦК Профсоюза от 3 февраля 2004 г. № 20

ИНФОРМАЦИЯ о практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Московской области

В соответствии с планом работы ЦК Профсоюза на 2003 год с 19.05.2003 по 23.05.2003 группой специалистов в составе заместителя Председателя Профсоюза В.С.Павлихина (руководитель группы), секретаря ЦК Профсоюза Т.В.Куприяновой, заместителей заведующих отделами ЦК Профсоюза по вопросам общего образования и правовой работе Т.М.Алешиной, М.В.Авдеенко, главного специалиста ЦК Профсоюза В.Н.Дудина, ведущего специалиста по правовой работе ЦК Профсоюза Т.А.Гребеневой, председателя профкома Рязанской радиотехнической Академии В.В.Александрова и представителя Минобразования России В.И.Голышникова изучалась практика договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования Московской области.

В ходе ознакомления с опытом работы Московской территориальной организации Профсоюза были проведены встречи с аппаратом Московского обкома Профсоюза, с первым заместителем Министра образования области Л.С.Смирновой, выезды в Домодедовский, Раменский, Дмитровский и Сергиев — Посадский районы области, встречи с представителями администраций районов, органов управления образованием, райкомов Профсоюза и профкомов образовательных учреждений, руководителями и работниками образовательных учреждений общего и дошкольного образования. Кроме того, группой был изучен опыт работы по социальному партнерству Московского государственного областного университета и Московского государственного университета леса.

С учетом общих данных о системе образования области было проанализировано состояние работы по договорному регулированию социально-трудовых отношений на региональном и местном уровнях по следующим направлениям:

— наличие и содержание регионального и территориальных соглашений, коллективных договоров и оценка их эффективности;

— наличие дополнительных социальных льгот и гарантий для работников образовательных учреждений и реализация их через механизм социального партнерства;

— методическое и информационное обеспечение развития системы социального партнерства Московской области и др.

В Московской области функционируют 1557 общеобразовательных учреждений различных видов, в которых обучаются более 800 тысяч учащихся. Из них: общеобразовательных школ – 913, школ с углубленным изучением отдельных предметов – 243, гимназий – 97, лицеев – 57, начальных школ-детских садов – 91, 2017 дошкольных образовательных учреждений с контингентом 200 тысяч детей, 258 учреждений дополнительного образования.

Кроме того, в области действуют 115 учреждений начального профессионального образования (27 лицеев и 88 ПУ), 2 государственных университета, 2 государственных педагогических института, институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 6 педагогических колледжей и училищ.

В учреждениях профессионального образования обучаются 20523 студента.

Образовательные учреждения расположены в 73 территориальных образованиях, входящих в 58 городов и районов области.

В сфере образования Московской области трудятся около 157 тысяч человек, из них 145 тысяч человек являются членами Профсоюза.

Из 58 городских и районных организаций Профсоюза, входящих в Московскую областную территориальную организацию, 40 организаций возглавляют освобожденные председатели. В трех первичных организациях также работают освобожденные председатели.

В Московской области принята и действует областная целевая программа «Развитие образования в Московской области (на 2001 – 2005 гг.) (принята Постановлением Правительства Московской области 13.06.2001, Закон Московской области №2/2002-03 от 25.01.2002 г.), которая, в частности, предусматривает:

— обеспечение государственных гарантий реализации принципа равных возможностей в среде образования;

— усиление государственной поддержки образовательных учреждений;

— повышение общественного и государственного статуса педагогического работника;

— создание условий для повышения качества дошкольного, общего и профессионального образования;

— обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами и существенное повышение уровня научно-методической поддержки;

— формирование экономического механизма эффективного использования ресурсов системы образования, обеспечение инвестиционной привлекательности сферы образования.

— социальную поддержку работников образования.

На выполнение областной программы из областного бюджета планируется выделить (в 2001-2005 гг.) – 574,85 миллиона рублей.

Социальное партнерство в области начало развиваться с 1992 г. с соглашения о сотрудничестве в области образования и социальной поддержки, которое явилось основой для взаимодействия работников отрасли с властями всех уровней, органами управления образованием.

В 1993 году было подписано Отраслевое областное соглашение между Областным комитетом Профсоюза и Комитетом образования (ныне Министерство образования Московской области).

С этого момента стали заключаться и территориальные (на муниципальном уровне) соглашения, заключению которых предшествовала организаторская работа обкома профсоюза и Департамента (далее — Комитета) образования:

— Комитет и обком разработали и направили в территориальные образования рекомендации по порядку заключения, структуре и содержанию соглашений, которые стали основой соглашений на местном уровне;

— обком Профсоюза ежегодно рассматривал вопрос о ходе выполнения соглашений всех уровней и др.

В 1994 году в результате проделанной работы по развитию договорного регулирования в 39 территориях Московской области были заключены территориальные соглашения, что составило 70 % от количества территориальных организаций.

Рекомендации, разработанные Комитетом по образованию совместно с обкомом Профсоюза, в дальнейшем периодически дополнялись и обновлялись с учетом изменений законодательства.

В результате удалось добиться массового внедрения льготной продолжительности рабочей недели для воспитателей дошкольных учреждений, системы дополнительных отпусков для педагогических и других работников подведомственных организаций, сформировать механизм материального стимулирования взаимозаменяемости педагогических работников, которая в условиях традиционно высокого уровня заболеваемости в отрасли, высокого процента работниц, находящихся в отпуске в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком, представляет серьезную проблему.

Посредством реализации мероприятий социально-правового характера, записанных в Соглашениях, были достигнуты стабильность в вопросах применения трудового законодательства, определенный прогресс в области усиления влияния трудовых коллективов в учреждении и решения проблем развития образовательных учреждений.

Однако на тот момент соглашения еще не стали основой социально-экономической стабильности в коллективах. Мотивация для заключения соглашений для многих руководителей образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием была недостаточной.

И только к 1999 году начался процесс перехода от формального заключения соглашений к детальному обсуждению их содержания и наполнения реальными финансовыми обязательствами со стороны органов местного самоуправления. Наиболее конструктивным стал социальный диалог в Домодедовском, Клинском, Озерском, Балашихинском, Мытищинском районах.

В ряде районов области впервые была осуществлена попытка дать экономическую оценку деятельности территориальных профсоюзных организаций с использованием возможностей соглашения. И уже на начальном этапе апробации разрабатываемой методики первые полученные результаты оценки экономической эффективности соглашений выявили наличие значительного потенциала для дальнейшего развития социального партнерства: в Щелковском районе реальная прибыль от практической реализации только семи пунктов соглашения составила 163,5 тысячи рублей в месяц или 8,6 рубля на каждый рубль членских профсоюзных взносов. Рассчитанное по этому же принципу соотношение в Егорьевском районе составило 1: 8,5, в Раменском районе – 1 : 24, в Балашихинском – 1 : 25.

Следует отметить и тот факт, что напряженность в трудовых коллективах была значительно ниже в тех районах, где наряду с имеющейся задолженностью по заработной плате, компенсационным и иным выплатам социального характера, был сформирован и фактически реализовывался сторонами достаточно обширный социально-экономический блок в соглашениях (Можайский, Луховицкий, Шатурский, Ногинский районы). В этом проявилась еще одна важная функция соглашения – функция укрепления социального согласия в педагогическом сообществе районов и в трудовых коллективах образовательных учреждений.

Кроме того, разделение бюджета на областной и муниципальных образований (Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”), разный уровень бюджетной обеспеченности районов (городов) не позволяли достигнуть равнозначных критериев для оказания социальной поддержки работникам.

В связи с этим областной комитет Профсоюза стал инициировать совместно с Комитетом по образованию и по социальным вопросам областной Думы вопрос о необходимости принятия Закона Московской области “О социальном партнерстве”, который был принят в 1999 году и действует до настоящего времени с последующими дополнениями и изменениями. Этот закон определил приоритетность областного 3-х стороннего соглашения и отраслевых областных соглашений. Любое другое соглашение не могло ухудшать социальное положение работника.

Закон Московской области “О социальном партнерстве в Московской области” признает заключение коллективных договоров и соглашений основной формой осуществления социального партнерства между работниками, работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Законом установлено, что областные отраслевые соглашения являются основой для заключения отраслевых территориальных соглашений, что на базе соглашений должно укрепиться и вертикальное взаимодействие между Профсоюзом, как представителем работников и органами управления системой образования, как представителем работодателей.

В этом аспекте отчетливее стала формироваться задача обеспечения безусловного выполнения обязательств сторон Отраслевого тарифного соглашения, заключенного в 2001 году и регулирующего социально-трудовые отношения в сфере образования Московской области, придания ему функции мобильного оперативного реагирования на изменяющийся характер взаимоотношений на рынке труда.

Министерством образования Московской области и обкомом Профсоюза в соответствии с Законом Московской области “О социальном партнерстве в Московской области” были направлены предложения представителям работодателей муниципальных образований области присоединиться к Соглашению. В установленный Законом тридцатидневный срок ни одна из территорий, получивших такое предложение, не заявила о своем несогласии присоединиться к Соглашению, что позволило распространить действие Соглашения на данных работников и работодателей.

Этот факт приобретает особое значение для развития социального партнерства в области, поскольку до этого момента имелось достаточно примеров игнорирования территориального отраслевого соглашения как правового акта (вначале только в 11 территориях были подписаны соглашения, соответствующие в полном объеме требованиям действующего трудового законодательства: в Балашихинском, Рузском, Раменском, Чеховском, Ступинском и Орехово-Зуевском районах, городах Жуковском, Железнодорожном, Серпухове, Подольске). В ряде же территорий затягивался или откладывался процесс подписания соглашений, а в 6 территориях области территориальные соглашения либо никогда не заключались, либо фактически не действовали.

В апреле 2002 года обкомом Профсоюза был разработан Макет территориального отраслевого Соглашения между городским (районным) комитетом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, муниципальным органом управления образованием и органом местного самоуправления, который в первую очередь призван восстановить значительно сокращенные новым трудовым законодательством права профсоюзов, четче установить приоритетность сторон и формы их взаимоотношений (см. приложение на магнитном носителе).

Совместная работа обкома Профсоюза и Министерства образования Московской области по становлению и развитию социального партнерства позволила с течением времени в значительной мере расширить круг социальных льгот для работников отрасли. Так, Правительством Московской области приняты следующие постановления, реализующиеся через соглашения:

— о повышении уровня оплаты труда за счет средств областного бюджета (на декабрь 2003 года областная доплата к заработной плате, определяемой на основании федеральных ставок, составляет 50 %, а для педагогических работников учреждений общего образования – 70%, в 2004 году запланировано провести повышение по отдельным категориям работников еще дважды, предположительно с 01.04 и 01.09);

— о дополнительной оплате работникам образования, имеющим почетные звания Министерства образования РФ, Московской области – “Заслуженный работник образования”;

— о дополнительных выплатах молодым специалистам (в области принятого “положения” о них) на обустройство по окончании учебного заведения и о ежемесячных доплатах в размере 300 рублей в течении двух лет работы;

— об обеспечении молодых специалистов, направленных на работу по запросам органов управления, муниципальным жильем или общежитием с обязательным предоставлением в перспективе квартиры, комнаты;

— об обеспечении бесплатным муниципальным жильем педагогических работников школ, учреждений начального профессионального образования посредством строительства муниципального жилья для бюджетной сферы, долевого жилищного строительства, выделения жилплощади для очередников бюджетной сферы при заключении договоров между Главами муниципальных образований и инвесторами жилстроительства о земельном отводе (приложение 3);

— о развитии жилищного ипотечного кредитования (г.Протвино) и предоставлении жилищных субсидий учителям (г.г. Жуковский, Ивантеевка);

— об оздоровлении работников образования области и их детей (приложение 4);

— о компенсации расходов на проезд общественным транспортом и др.

В 48 из принятых и подписанных территориальных соглашений определены дополнительные (кроме областных) льготы и другие условия для работников образования (приложение 2).

В течение последних трех лет президиум Московской областной организации регулярно рассматривает вопрос об эффективности принимаемых территориальных соглашений, в том числе и в денежном выражении на рубль вложенных членских взносов. Анализ позволяет увидеть результат – от 8 до 25 по отдельным территориям.

С введением же в 2002 году Трудового кодекса РФ Московский обком Профсоюза стал проводить активную работу и в этом направлении: был разработан Макет коллективного договора образовательного учреждения, который в октябре 2002 года после утверждения на заседании президиума обкома был доведен до сведения всех городских и районных организаций Московской областной организации Профсоюза наряду с Макетом, предложенным ЦК Профсоюза. Существенную роль в его дальнейшем широком применении учреждениями сыграло наличие в Макете приложения с Правилами внутреннего трудового распорядка, разработанного на основании нового трудового законодательства и достаточно полно учитывающем интересы Профсоюза. (См. приложение на магнитном носителе).

По сведениям Московской областной организации Профсоюза на январь 2004 года коллективные договоры заключены и действуют в 74 % первичных организаций, в том числе коллективные договоры действуют во всех стоящих на учете в областной профсоюзной организации учреждениях профессионального образования : в 4-х высших учебных заведениях (100 %), в 6 учреждениях среднего профессионального образования (100 %), в 24 учреждениях начального профессионального образования (100%).

Одновременно в ходе изучения опыта обращено внимание обкома Профсоюза, председателей первичных профсоюзных организаций учреждений высшего профессионального образования на необходимость осуществления более системного подхода к процессу заключения коллективных договоров, контроля за ходом их выполнения в тесном взаимодействии с администрацией вузов, повышения социально-экономической эффективности коллективных договоров.

__________________________________________________________________

Информация подготовлена

Отделом по вопросам общего образования

и Правовым отделом Аппарата ЦК Профсоюза