Главная / Регионы / О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербурге..

О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербурге..

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й К О М И Т Е Т

П Р Е З И Д И У М

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 декабря 2002г. г. Москва № 12

О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербурге

Обсудив вопрос о практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в территориальных организациях Профсоюза Новгородской, Псковской, Ленинградской областей, г. Санкт-Петербурга, Президиум ЦК Профсоюза отмечает.

В Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г.Санкт-Петербурге складывается трехуровневая система социального партнерства в сфере образования, включающая в себя региональные, территориальные соглашения и коллективные договоры образовательных учреждений.

Территориальные комитеты Профсоюза указанных регионов осуществляют работу по проведению коллективных переговоров, консультаций с органами исполнительной и представительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления. В рамках такого взаимодействия территориальные комитеты Профсоюза участвуют в нормотворческой деятельности представительных органов власти, органов управления образованием, в формировании региональных и местных бюджетов, социально-экономической политики регионов и др. Проводится методическая работа с профактивом всех уровней по вопросам социального партнерства, образовательной политики, правовой защиты членов Профсоюза и по другим вопросам обеспечения социально-трудовых прав работников отрасли.

Системы социального партнерства в сфере образования в указанных регионах отличаются друг от друга по уровню своего развития, распространения и устойчивости сложившихся связей по развитию социально-партнерских отношений.

В сфере образования Новгородской области система социального партнерства развивается наиболее равномерно и устойчиво. В области действуют: региональное соглашение на 2001-2002 г.г., территориальные соглашения (18 или 82%), коллективные договоры образовательных учреждений (442 из 539 первичных профсоюзных организаций или 82%).

По данным статистических отчетов ТДК-2 в Новгородской области планомерно растет количество заключаемых территориальных соглашений и коллективных договоров:

колдоговоров территориальных соглашений

1998г. 33% 50%

1999г. 51% 68%

2000г. 66% 73%

2001г. 82% 82%

В Ленинградской области действуют региональное соглашение на 2001-2003г.г., 17 территориальных соглашений (71%), 211 коллективных договоров образовательных учреждений (24%); в г.Санкт-Петербурге – соглашение, заключенное между Комитетом по образованию Администрации города и территориальным комитетом Профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 2001-2003 годы, 7 территориальных соглашений (44%) и коллективные договоры в 39% первичных профсоюзных организациях.

В целом по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области наблюдается определенный рост количества коллективных договоров в образовательных учреждениях и территориальных соглашений: в 1999 году было 16% коллективных договоров и 55 % соглашений, в 2001 году 35% коллективных договоров и 62% соглашений (по другим годам сведений не представлено).

В Псковской области система социального партнерства включает в себя межотраслевое региональное соглашение на 2001-2003 годы, территориальные соглашения, количество которых с 1999 года по настоящее время увеличилось с 12% до 46%, и коллективные договоры в образовательных учреждениях, количество которых за тот же период возросло с 36% до 50%.

Действующее межотраслевое соглашение Псковской области носит конкретный и направленный характер, является в достаточной степени финансово обеспеченным, несмотря на то что сторонами соглашения являются работодатели и профсоюзные комитеты практически всех бюджетных отраслей области.

В рамках социального партнерства в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г.Санкт-Петербурге удалось добиться сохранения стажевых надбавок в размере 20-50% к ставкам заработной платы (Ленинградская область), повышения ставок (окладов) с 1 по 5 разряды ЕТС на 20% (Новгородская область), доплат к ставкам молодым учителям (Ленинградская, Новгородская области), права работников на дополнительные отпуска, в том числе оплачиваемые (все территории), права на 50%-ную дотацию на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях, предоставление беспроцентных ссуд на строительство или приобретение жилья с рассрочкой на 20 лет и 50%-ным погашением ссуды за счет средств соответствующего бюджета (Псковская область) и др.

Вместе с тем региональным соглашениям Новгородской и Ленинградской областей, г.Санкт-Петербурга присущи общераспространенные недостатки соглашений такого уровня: повторение в соглашении большого количества законодательных норм в области труда и заработной платы и недостаточность конкретных дополнительных обязательств, повышающих уровень льгот и гарантий для педагогических работников по сравнению с действующим законодательством.

В г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Псковской областях социальное партнерство пока не носит системного и равномерного характера из-за низкого уровня охвата районов и образовательных учреждений соглашениями и коллективными договорами и нуждается в усилении организационной, аналитической работы и контроля со стороны территориальных комитетов Профсоюза.

Кроме того, территориальная организация Профсоюза г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области недостаточно внимания уделяет аналитической работе в области социального партнерства, включая ежегодный анализ статистики по итогам колдоговорной кампании (за последние семь лет в адрес ЦК Профсоюза направлялись статистические отчеты по форме ТДК-2 только дважды – в 1998 и 1999 годах, а аналитическая информация о заключении и выполнении соглашений и коллективных договоров вообще отсутствует).

Практически во всех рассматриваемых территориях в области социального партнерства уделяется недостаточное внимание вопросам:

– обеспечения преемственности коллективных договоров с районными (городским) соглашениями, а районных (городских) соглашений с региональным;

– совершенствования организации контроля за реализацией соглашений всех уровней и коллективных договоров (отсутствие планов по реализации и контролю за принимаемыми обязательствами);

– повышения уровня информированности районных (городских) и первичных профсоюзных организаций, а также рядовых членов Профсоюза об уставной деятельности центральных органов Профсоюза, в том числе в области социального партнерства (в большинстве районов и практически во всех первичных организациях не осуществляется подписка на газету «Мой Профсоюз»);

– кадрового мониторинга, занятости и трудоустройства работников образования в условиях модернизации образования и связанного с ней процесса оптимизации образовательных учреждений, особенно в сельской местности;

– условиям труда педагогических работников применительно к проводимым в регионах экспериментам по ЕГЭ, изменению содержания и структуры общего образования, реструктуризации сельской школы и др.;

– конкретизации положений коллективных договоров и соглашений и избавления от декларативности и формализма в принимаемых сторонами обязательствах.

Президиум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению прилагаемую информацию о практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в территориальных организациях Профсоюза Новгородской, Псковской, Ленинградской областей, г. Санкт-Петербурга Северо-Западного федерального округа.

2. Продолжить практику мониторинга состояния и развития социального партнерства в сфере образования на региональном, территориальном и локальном уровнях совместно с Министерством образования РФ в соответствии с планами работ ЦК Профсоюза и Минобразования России.

3. Одобрить целенаправленную и системную работу по развитию социального партнерства председателя Боровичского райкома Профсоюза Новгородской области Л.В.Евтюковой, председателя профкома школы № 1 г. Боровичи Новгородской области Т.С.Павловой и директора этой школы Л.П.Липисткиной, председателя профкома Псковского педагогического комплекса М.Г.Демидовой и директора комплекса Л.А.Николаевой.

4. Территориальным (республиканским, краевым, областным) организациям Профсоюза:

– считать приоритетным направлением в своей деятельности работу по организации, развитию и совершенствованию социального партнерства на региональном, территориальном и локальном уровнях, особенно в вопросах финансирования образования с целью обеспечения открытости и рациональности использования бюджетных средств, направляемых в образовательные учреждения, в вопросах кадровой политики, оплаты труда работников отрасли и повышения уровня информационного обеспечения членов Профсоюза для широкого распространения позитивных результатов деятельности Профсоюза;

– учитывать в практике развития социального партнерства в регионах отмеченный в информации и настоящем постановлении положительный опыт работы территориальных комитетов в Новгородской, Ленинградской, Псковской областях по договорному регулированию социально-трудовых отношений в сфере образования;

– обратить особое внимание на отмеченные в настоящем постановлении и прилагаемой информации недостатки и нерешенные проблемы в развитии социального партнерства в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г.Санкт-Петербурге с целью их разрешения в практической деятельности;

– обеспечить своевременное и в полном объеме представление в ЦК Профсоюза статистических отчетов по колдоговорной кампании по формам ТДКО-1 и ТДКО-2 с обязательным приложением к ним аналитической информации о заключении и выполнении соглашений и коллективных договоров;

– добиваться выполнения в полном объеме пункта 4 постановления ЦК Профсоюза от 20.02.2002 № 3/3 «О повышении роли организаций Профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли» в части заключения коллективных договоров в каждом образовательном учреждении, имеющем первичную профсоюзную организацию;

– принять действенные меры, в том числе организационного и финансового характера, по организации подписки на газету «Мой Профсоюз» на 2003 год во всех районных (городских) организациях Профсоюза и максимально возможным охватом первичных профсоюзных организаций.

4. Подкомиссии ЦК Профсоюза по осуществлению анализа и обобщения опыта работы по региональным соглашениям (председатель – Т.В.Куприянова) организовать деятельность членов подкомиссии по изучению и анализу практики развития социального партнерства в сфере образования по федеральным округам.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Председателя Профсоюза Г.И. Меркулову, В.С. Павлихина

Председатель Профсоюза В.М. ЯКОВЛЕВ

Приложение к постановлению Президиума ЦК Профсоюза от 19 декабря 2002 г. № 12

ИНФОРМАЦИЯ о практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в территориальных комитетах Профсоюза Новгородской, Псковской, Ленинградской областей и г. Санкт-Петербурга Северо-Западного федерального округа

I. Новгородская область.

Социальное партнерство в Новгородской области в сфере образования начало развиваться с 1991 года. Первое региональное соглашение было подписано в 1992 году. Особенно сложным был период 1995-1996 годов, когда в условиях децентрализации финансирования власть стала уходить от ответственности за своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам образовательных учреждений, за финансирование на содержание и ремонт учреждений и с трудом шла на переговоры с Профсоюзом.

Определенную помощь начиная с 1997 года в развитии социального партнерства оказали российско-шведские семинары, проводимые в области в рамках совместного проекта Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Профсоюза учителей Швеции, по подготовке работников для ведения переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений. Эти семинары дали новый импульс развитию социального партнерства в регионе: в 18 из 19 сельских районах были заключены территориальные соглашения.

Существующая сегодня в сфере образования области система социального партнерства включает в себя три уровня: региональное соглашение на 2001-2002 г.г., территориальные соглашения (18 или 82%), коллективные договоры образовательных учреждений (442 из 539 первичных организаций или 82%).

По данным статистических отчетов ТДК-2 в Новгородской области наблюдается устойчивый количественный рост заключаемых территориальных соглашений и коллективных договоров:

колдоговоров территориальных соглашений

1998г. 33% 50%

1999г. 51% 68%

2000г. 66% 73%

2001г. 82% 82%

В Новгородской области с 1998 года действует областной закон «О социальном партнерстве», который устанавливает правовые и организационные основы функционирования и развития социального партнерства в области.

Отдельными актами органов государственной власти Новгородской области установлены определенные гарантии и льготы для работников образовательных учреждений.

В связи с принятием Трудового кодекса РФ в адрес руководителей предприятий, организаций, учреждений и председателей профсоюзных комитетов области было направлено письмо за подписью губернатора области, президента областного Союза промышленников и предпринимателей, председателя областной федерации профсоюзов, в котором отмечается необходимость активизации работы по заключению и реализации коллективных договоров и соглашений, поскольку в современных условиях принятие работодателями и работниками в организациях взаимных обязательств на основе заключения коллективных договоров приобретает особое значение в достижении социального согласия, в договорном регулировании трудовых отношений.

Областной организацией Профсоюза разработан макет коллективного договора на основе аналогичного макета ЦК Профсоюза и направлен во все первичные организации Профсоюза области.

Действующее региональное отраслевое соглашение, заключенное между комитетом образования области и областной организацией Профсоюза на 2001-2002 год, в основном повторяет структуру федерального отраслевого тарифного соглашения и закрепляет установленные федеральным законодательством социальные гарантии и льготы. Дополнительных социальных гарантий, льгот, надбавок и других выплат указанное соглашение не содержит.

Территориальные соглашения носят более конкретный и финансово емкий характер, содержат дополнительные гарантии и льготы для работников образования.

Так, в Боровичском районе области практика социального партнерства в сфере образования существует с 1992 года.

Справочно: в г.Боровичи и Боровичском районе функционируют 32 дошкольных учреждения, 19 средних и 5 основных общеобразовательных учреждений (из них 13 городских, 11 сельских и одна вечерняя). В них работают 1894 педагогических работников, 1635 из них являются членами Профсоюза, что составляет 86,3%.

В настоящее время действуют зарегистрированные территориальное соглашение между администрацией г.Боровичи и района, Боровичским отделом образования (заведующая – Л.А.Иванова) и Боровичской городской организацией Профсоюза (председатель – Л.В. Евтюкова) на 2001-2003 г.г. и коллективные договоры в 93% образовательных учреждениях (в 2001г. коллективные договоры были в 84,3% образовательных учреждениях).

Территориальное соглашение г.Боровичи и района соответствует требованиям действующего законодательства, содержит положения по экономике и управлению образованием, оплате труда, по правовой защите работников и гарантиям права на труд, по режиму рабочего времени и времени отдыха, по социальным гарантиям и льготам, охране труда, по гарантиям прав профсоюзных органов и членов профсоюза и др.

В частности, соглашение предусматривает доплаты за неблагоприятные условия труда по результатам аттестации рабочих мест или по оценке условий труда лицам, занятым на работе с тяжелыми и вредными условиями труда, в размере от 12 до 24 % тарифной ставки оклада; надбавки медицинским работникам образовательных учреждений за непрерывный стаж работы за первые три года – 20 % от ставки, за последующие – 30 % за счет надтарифного фонда; выплаты учителям, подготовившим победителей городских предметных олимпиад, победителям проводимого в регионе конкурса профмастерства за счет средств школ: за 1 место – 1000 рублей, за 2 место – 750 рублей, за 3 место – 500 рублей.

По результатам промежуточных итогов выполнения Программы развития системы образования г.Боровичи и Боровичского района на 2001-2005 годы «От развития образования к развитию территории» педагогическим и руководящим работникам выплачиваются премии от 500 до 3000 рублей, что также закреплено соглашением.

Кроме того, соглашением предусмотрена доплата педагогическим работникам, проживающим в городе, за проезд к месту работы в сельской местности.

Выпускникам педагогических учреждений высшего и среднего профессионального образования выплачиваются единовременные пособия до шести окладов на обзаведение хозяйством и допускается повышение разряда оплаты труда с высшим образованием – до 11 разряда, со средним – до 10 разряда ЕТС.

В соответствии с соглашением работники имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск: врачи и библиотекари – 12 дней, председатели профкомов – 5 дней, работающие без больничных листов – 3 дня за каждое полугодие и др.

Вместе с тем в территориальном соглашении есть и такие положения, которые не выполняются в полном объеме. Так, предусмотрен пункт о выплате заработной платы 2 раза в месяц, но на практике заработная плата работникам образовательных учреждений выплачивается 1 раз в месяц. Администрация города Боровичи и Боровичского района объясняет это неравномерностью поступления налогов в местный бюджет.

В посещенных школах №№ 1,8 г.Боровичи и деревни Егла имеются зарегистрированные коллективные договоры, которые также предусматривают определенные льготы для работников образовательных учреждений.

Так, коллективным договором школы д.Егла на 2002-2005 годы (директор Л.Н.Коровина, председатель профкома Е.Н.Андреева), составленным по макету ЦК Профсоюза, предусмотрены дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в связи со свадьбой, проводами детей в армию, похоронами и др. и отпуска с сохранением заработной платы – неосвобожденному председателю профкома, ответственным за работу с опекаемыми и неблагополучными детьми, работающим без больничных листов и др.

Коллективный договор школы № 1 г. Боровичи (директор школы Л.П.Липисткина, председатель профкома Т.С.Павлова) действует с 2001 года. Следует отметить, что это один из наиболее проработанных коллективных договоров с конкретными обязательствами обеих сторон по всем направлениям с дополнениями и приложениями. Так, например, в коллективном договоре школы № 1 предусмотрены даже доплаты учителям, работающим в эксперименте по ЕГЭ, из расчета 2% на ученика, сдающего ЕГЭ, от суммы, начисленной за уроки по предмету, тогда как ни на федеральном, ни на региональном и территориальном уровнях таких доплат вообще не предусмотрено.

Справочно: в Новгородской области проводятся эксперименты в рамках модернизации российского образования по реструктуризации сельской школы, ЕГЭ, содержанию и структуре общего образования.

В коллективном договоре предусмотрены также надбавки к должностным окладам работникам школы, имеющим почетные звания и награды, в размере 10% от 14 разряда ЕТС, доплаты учителям до 30% должностного оклада на оплату обучения в педагогических вузах с целью получения второй педагогической специальности или высшего педагогического образования.

Тем не менее, в целом следует отметить, что в рассматриваемых коллективных договорах профкомам не удается избежать декларативности по ряду позиций. Так, коллективный договор школы № 8 г.Боровичи (директор Ю.П.Васильев, председатель профкома Н.А.Яковлева) практически не содержит конкретных и дополнительных социальных льгот и гарантий для работников учреждения по сравнению с действующим законодательством.

Большинство положений коллективного договора школы деревни Егла механически перенесены из макета ЦК Профсоюза без детальной проработки с учетом особенностей деятельности образовательного учреждения. Например, пункт 5.13.2 гласит: «Предоставлять педагогическим работникам не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы длительный отпуск сроком до одного года в порядке и на условиях, определяемыми учредителем и Уставом учреждения». На наш взгляд, в коллективном договоре было бы правильнее прописать сам процесс разработки и принятия условий и порядка предоставления такого отпуска в Уставе образовательного учреждения.

Не во всех коллективных договорах прослеживается их преемственность с районным соглашением, а районного соглашения с региональным.

Недостаточно внимания уделяется обеспечению контроля за реализацией как районного соглашения, так и коллективных договоров, отсутствуют планы по реализации и контролю за принимаемыми сторонами обязательствами.

В системе взаимодействия регионального, территориального и локального уровней социального партнерства по профсоюзной линии следует отметить недостаточный уровень информированности районных (городских) и первичных профсоюзных организаций и рядовых членов Профсоюза о деятельности центральных органов Профсоюза в области социального партнерства. В районе, первичных организациях практически не осуществляется подписка на газету «Мой Профсоюз».

Справочно: на встрече с первым заместителем Главы администрации г.Боровичи и Боровичского района А.И.Агафоновым (курирует вопросы экономики) были затронуты вопросы невыплаты заработной платы работникам образовательных учреждений 2 раза в месяц, как это установлено Трудовым кодексом РФ ( выплата производится в городе и районе 1 раз в месяц). Также обсуждались вопросы формирования местного бюджета, реформы местного самоуправления, реструктуризации сельской школы и др.

А.И.Агафонов отметил, что местный бюджет формируется сложно, хотя район недотационный. Так, из 100% собираемых налогов раньше в местном бюджете оставалось 65 %, в настоящее время остается только 40% и обеспечивать выплату заработной платы бюджетникам становится все труднее за счет собственных доходов местного бюджета.

По вопросу реструктуризации сельской школы А.И.Агафонов отметил, что при экономической целесообразности закрытия ряда сельских школ, администрация не делает поспешных шагов, поскольку организация подвоза учащихся, сопровождения их в пути, организации питания, учебного процесса и внеклассных мероприятий требует средств в 2-3 раза больше, чем содержание существующего количества школ. Кроме того, большинство родителей хотят сами воспитывать своих детей, а не отдавать их в интернаты.

Что касается планируемой отмены 25% надбавки к заработной плате сельским учителям и отмены коммунальных льгот на селе, то, по мнению А.И.Агафонова, это приведет к еще большему обнищанию учителя, работающего на селе, при том, что он вынужден покупать продукты питания и другие товары в магазинах потребкооперации, в которых цены на 10% выше городских.

II. г.Санкт-Петербург, Ленинградская область.

1) Существующая сегодня в сфере образования Ленинградской области система социальное партнерство представляет трехуровневую систему, состоящую из регионального соглашения на 2001-2003г.г., 17 территориальных соглашений (71%), 211 коллективных договоров образовательных учреждений (24%).

Соглашение на 2001-2003г.г., заключенное между Комитетом общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области и территориальным комитетом Профсоюза г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, содержит положения, касающиеся вопросов контроля за выполнением региональной целевой программы «Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы», охраны труда, оплаты труда и финансирования образовательных учреждений, социальной защиты, аттестации педагогических кадров и др.

Так, региональным соглашением предусмотрены продление срока действия квалификационных категорий и упрощенные процедуры аттестации для некоторых категорий работников.

Но в большинстве своем положения регионального соглашения не содержат конкретных обязательств по повышению социального статуса педагогических работников, установления для них дополнительных социальных гарантий, льгот по сравнению с федеральным законодательством.

К примеру, пункт 2.1.1. соглашения обязывает территориальный комитет Профсоюза «обращаться в законодательные и исполнительные органы власти всех уровней по вопросам законодательства об оплате труда и приведения ЕТС в соответствие с законами РФ «Об образовании» и «О прожиточном минимуме»», но не имеет никакого практического продолжения и результата.

В пункте 3.3.2. соглашения говорится о том, что гарантии и обязательства, включенные в соглашение, являются минимальными и не подлежат снижению при заключении территориальных соглашений и коллективных договоров.

Ананализируя соглашения районного уровня, следует отметить, что в них отсутствует большинство положений регионального соглашения, в том числе и тех, которые носят практический характер, например, по вопросам, связанных с аттестацией педагогических кадров.

Соглашение Гатчинского района Ленинградской области на 2002-2004 г.г. составлено в соответствии с Трудовым кодексом РФ и содержит некоторые рекомендации по закреплению дополнительных льгот и гарантий для работников образования, а также отдельные положения действующего законодательства в сфере регулирования трудовых отношений. Однако соглашение не предусматривает конкретных размеров дополнительных льгот и гарантий. В пунктах 3.6 и 3.10 предусматриваются обязательства администрации района и райкома Профсоюза по содействию в заключении и экспертизе коллективных договоров образовательных учреждений, тогда как по Гатчинскому району в настоящее время только в двух первичных организациях из 62 заключены коллективные договоры (или 3%). В г.Гатчине вообще отсутствуют коллективные договоры в образовательных учреждениях (27 первичных организаций).

В некоторых территориальных соглашениях закрепляются финансовые обязательства сторон, чего нет на областном уровне.

Так, в соглашении Лодейнопольского района предусмотрены обязательства о своевременной выплате заработной платы, недопущении задержки повышения заработной платы, об установлении доплат за почетные отраслевые награды и звания в размере 15-20%, о материальной поддержке работников ДОУ и детских домов в виде оплаты 50 % стоимости питания, содержатся льготы для педагогических работников по результатам аттестации и др. Кроме того, соглашением определена комиссия по контролю за его исполнением и определены конкретные сроки работы данной комиссии – ежеквартально.

В Тосненском районе практика социального партнерства существует с заключения территориального соглашения на 1999-2000 годы, которое было представлено для анализа. Нового заключенного соглашения пока нет. Коллективные договоры действуют лишь в половине образовательных учреждений.

Представленные для анализа коллективные договоры ДЮСШ №1 г.Тосны и сельской Новолисинской школы-интерната не во всем соответствуют требованиям действующего законодательства в области социального партнерства. Так, коллективный договор Новолисинской школы-интерната назван соглашением, а его положения содержат ссылки как на Трудовой кодекс РФ, так и на утративший силу КЗоТ РФ. В целом указанные коллективные договоры практически не содержат конкретных обязательств сторон по дополнительным льготам и гарантиям, а также льгот, установленных на муниципальном уровне для молодых специалистов.

Справочно: по сведениям начальника Управления образованием Тосненского района В.М.Макарского в Тосненском районе Ленинградской области функционируют 73 образовательных учреждения. Район не является дотационным. Средняя заработная плата педагогических работников составляет по городу 2400 рублей, по селу – 3000 рублей при нагрузке в 1,5-2 ставки.

Существуют проблемы ресурсного обеспечения образовательных учреждений, их содержания и кадрового обеспечения (из-за низкой зарплаты).

В районе проводится определенная работа по закреплению в школе молодых учителей. Установлены надбавки молодым специалистам до 40%, выплачиваются единовременные пособия при поступлении на работу в размере 10 тыс.рублей из средств местного бюджета и в размере 10 тыс. рублей – из областного бюджета. Кроме того, молодых специалистов, нуждающихся в жилье, при поступлении на работу ставят на очередь для получения муниципального жилья.

Такие меры дают определенные результаты. Так, в 2001 году было 65 вакансий при поступлении на работу 42 молодых учителей, в 2002 году осталось 16 вакансий при поступлении на работу 28 молодых учителей.

В районе работает школа молодого учителя, в рамках которой молодым специалистам оказывается помощь по методике преподавания, адаптации их к практической деятельности, поскольку в вузах сейчас педпрактика в большинстве своем не проводится.

Для образования особенно сложными были 1997-1998 г.г., дальше немного легче, но сейчас ситуация опять меняется к худшему из-за проблем с налогообложением образовательных учреждений.

Переход на нормативное финансирование в области привел к сокращению в сельских школах классов, учителей.

По реструктуризации сельской школы в районе не закрыли ни одной сельской школы даже при существующей необходимости, поскольку в районе нет транспорта для подвоза детей.

В области принят закон о налоге (сборе) на образование в размере 1%.

2) В г. Санкт-Петербурге действуют соглашение, заключенное между Комитетом по образованию Администрации города и территориальным комитетом Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза на 2001-2003 годы, 7 территориальных соглашений (44%) и коллективные договоры в 39% первичных организациях Профсоюза.

Справочно: средняя заработная плата работников образования в г.Санкт-Петербурге составляет 2910 рублей при прожиточном минимуме 2400 рублей в месяц и при средней заработной плате в промышленности 6515 рублей.

Заработная плата работникам отрасли выплачивается своевременно, долгов по заработной плате нет.

Сохранены надбавки педагогам за звания (значок «Отличник народного образования», почетный знак «За гуманизацию Санкт-Петербургской школы», значок «Почетный работник общего образования», «Почетный работник начального профессионального образования», звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»).

Молодым учителям выплачиваются единовременное пособие в размере 3 МРОТ и оплачивается 50% стоимости единого проездного билета.

Комитетом по образованию города разработана программа «Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга», в которой предусмотрено увеличение размеров и видов доплат.

Количество вакансий педагогических работников увеличилось в общеобразовательных учреждениях с 1083 в прошлом году до 1296 в 2002 году, в дошкольных учреждениях за тот же пе6риод с 712 до 1193.

Уменьшился приток молодых специалистов. При этом число молодых специалистов, не имеющих педагогического образования, растет и превышает количество выпускников педагогического профиля, пришедших в образовательные учреждения.

Проведен анализ состояния педагогических кадров за последние 2 года.

Возрастной состав педагогических кадров:

20-30 лет – 18%,

30-40лет – 24,7%,

40-60лет – 30,3%,

50-60лет – 19%,

60-70лет – 7%,

свыше 70 лет – 1,1%.

Начата реализация проекта по целевой ускоренной профессиональной подготовке педагогических кадров на базе РГПУ им.А.И.Герцена.

На городской очереди по улучшению жилищных условий состоит свыше 3 тысяч семей работников образовательных учреждений.

Реализация городской программы реконструкции общежитий учреждений начального профобразования, осуществляемая с 1996 года, позволит обеспечить благоустроенным жильем 225 семей педработников, в целом же педработники получат примерно 403 бесплатных квартиры.

Соглашение г.Санкт-Петербурга содержит положения по совершенствованию оплаты и нормированию труда в области образования, установлению социальных гарантий для педагогических работников, гарантий профсоюзной деятельности, охране труда.

Помимо предусмотренных законодательством льгот и гарантий соглашением предусмотрены обязательства работодателя принимать участие в разработке и реализации программ переподготовки высвобождаемых работников и их трудоустройства, реконструкции бывших общежитий ПТУ для использования под жилье для педагогических работников, создания профессиональной системы дополнительного пенсионного страхования педагогических работников, а также рекомендации по отчислению руководителями образовательных учреждений 0,15 % от фонда оплаты труда на счет территориального комитета Профсоюза на организацию культмассовой и физкультурной работы, по установлению доплат неосвобожденным председателям профкомов и сохранению за выборными освобожденными председателями профорганизаций после окончания выборных полномочий уровня заработной платы, установленного до избрания на профсоюзную должность.

Кроме того, в соглашении предусмотрен блок совместных обязательств сторон по формированию городского бюджета с целью получения ассигнований на индексацию заработной платы, доплат и иных социальных выплат в связи с инфляцией и ростом заработной платы в промышленности; по вопросам занятости и улучшения жилищных условий педагогических работников; контроля за полным и своевременным исполнением предусмотренных законодательством льгот и гарантий для педагогических работников и др.

Вместе с тем городскому соглашению присущи общераспространенные недостатки региональных соглашений, такие как повторение в соглашении законодательных норм в области труда и заработной платы и малое количество конкретных дополнительных обязательств, повышающих уровень льгот и гарантий для педагогических работников по сравнению с действующим законодательством.

Территориальное соглашение Петродворцового района г.Санкт-Петербурга на 2002-2003 годы (начальник Отдела образования С.А.Матвеев, председатель райкома Профсоюза Н.М.Сенников) составлено в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, подробно прописывает положения по регулированию социального партнерства на территориальном и локальном уровнях. В разделе «Оплата и нормирование труда» предусмотрены положения по контролю за правильностью и своевременностью выплаты заработной платы и расходования фонда оплаты труда, в разделе «Совместные обязательства сторон» – положения о принятии решения о награждении работников отраслевыми наградами совместно с райкомом Профсоюза, а также об учете мнения райкома Профсоюза при подготовке приказов и распоряжений, касающихся социальных и трудовых прав работников, при разработке программы переподготовки и трудоустройства высвобождаемых работников, по обеспечению путевками работников образовательных учреждений и членов их семей.

Заключенных коллективных договоров образовательных учреждений по г.Санкт-Петербургу для анализа представлено не было.

Что касается количественных показателей развития социального партнерства по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, то наблюдается определенный рост количества коллективных договоров в образовательных учреждениях и территориальных соглашений: в 1999году было 16% коллективных договоров и 55 % соглашений, в 2001 году 35% коллективных договоров и 62% соглашений (по другим годам сведений не представлено).

III. Псковская область.

В сфере образования Псковской области система социального партнерства строится традиционно по трем уровням и включает в себя межотраслевое региональное, территориальные соглашения, коллективные договоры. Однако имеющуюся систему пока нельзя назвать полностью сформировавшейся, поскольку количество территориальных соглашений и коллективных договоров растет медленными темпами.

Так, количество территориальных соглашений по сравнению с 2000 годом выросло с 12% до 46% в 2002 году, а количество коллективных договоров в образовательных учреждениях за тот же период – с 36% до 50%.

Кроме того, в ряде муниципальных образований есть образовательные учреждения, имеющие коллективные договоры, но нет территориальных соглашений.

Псковский обком Профсоюза прилагает определенные усилия по развитию системы социального партнерства в сфере образования области: проводит учебу профсоюзного актива, рассматривает эти вопросы на заседаниях президиума обкома, проводит ставшие традиционными семинары председателей райкомов Профсоюза совместно с руководителями районных и областного органов управления образованием, оказывает практическую помощь председателям первичных и районных организаций Профсоюза в подготовке коллективных договоров и соглашений, проводит направленную работу с главами районных администраций области и др.

Справочно: 18-23 ноября 2002 года на базе санатория «Хилово» проводился семинар председателей райкомов Профсоюза и руководителей органов управления образованием муниципальных образований области по теме: «Новые подходы в менеджменте образования», в ходе которого были обсуждены вопросы социального партнерства, реализации эксперимента по введению ЕГЭ в Псковской области (в прошлом учебном году в эксперименте участвовало три района, в текущем – все образовательные учреждения), вопросы реализации концепции модернизации российского образования в условиях Псковской области.

Трудности в становлении социального партнерства в сфере образования Псковский обком Профсоюза объясняет в большей степени постоянной нехваткой средств на развитие образования, поскольку область является дотационной. Только в последние два года удалось ликвидировать шестимесячную задолженность по заработной плате, задолженность по отпускным и коммунальным услугам, остается еще задолженность по книгоиздательской продукции.

Особенностью развития социального партнерства в сфере образования на региональном уровне в Псковской области является то, что действует региональное межотраслевое соглашение, заключенное между Администрацией области, управлением социальной защиты населения, Главным управлением образования, комитетами по культуре, здравоохранению, физической культуре и спорту, федеральным государственным учреждением «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Псковской области» и областными комитетами профсоюзов работников народного образования и науки, культуры, здравоохранения, госучреждений и общественного обслуживания на 2001-2003 годы.

Межотраслевое соглашение предусматривает выделение средств в надтарифный фонд оплаты труда в объеме 25% от тарифного фонда оплаты труда для оплаты дополнительных работ и надбавок стимулирующего характера работникам бюджетной сферы; рекомендует органам местного самоуправления в пределах выделенных средств производить выплату материальной помощи при уходе в очередной отпуск в размере должностного оклада, выделять средства для разовых выплат в размере двух месячных окладов работникам, уходящим на пенсию и проработавшим в отрасли не менее 15 лет, выделять средства молодым семьям при вступлении в брак в размере месячного оклада.

Кроме того, предусмотрены предоставление 50% дотации на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях, если оба родителя работают в бюджетной сфере; предоставление беспроцентных ссуд на строительство или приобретение жилья с рассрочкой на 20 лет и 50% погашением ссуды за счет средств соответствующего бюджета и др.

В целом следует отметить, что действующее межотраслевое соглашение носит конкретный направленный характер, является в достаточной степени финансово емким, несмотря на то, что сторонами соглашения являются работодатели и профсоюзные комитеты практически всех бюджетных отраслей области.

Однако представляется целесообразным в перспективе заключать наряду с межотраслевым региональным соглашением региональные соглашения непосредственно по отрасли образования, как того требует ст.45 Трудового кодекса РФ, поскольку в таком случае обязательства станут более конкретными и в большей степени будут выражать специфику регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в сфере образования области.

Положения регионального межотраслевого соглашения реализуются территориальными соглашениями, но не всегда в полном объеме.

Так, в территориальных соглашениях на 2001-2003 годы предусмотрено сформировать надтарифный фонд в объеме 25% от фонда оплаты труда (г.Великие Луки, Дновский район), выделение бюджетных средств на оплату 50% стоимости проезда на работу для специалистов, проживающих в другом населенном пункте (Дновский район), как это предусмотрено межотраслевым региональным соглашением, тогда как Псковским городским соглашением на 2002-2004 годы предусмотрено формирование надтарифного фонда только в объеме 20%. В целом же диапазон обязательств территориальных соглашений и коллективных договоров по формированию надтарифного фонда составляет 5% -25% от фонда оплаты труда.

Наиболее полными по качественным и количественным характеристикам являются Псковское городское соглашение (начальник Управления образованием г.Пскова Н.В.Михненка, председатель Псковской городской организации Профсоюза С.Н.Захаров) и Дновское районное соглашение (глава Дновского района Б.И.Красавин, начальник Управления образования Н.А.Кондратьева, председатель Дновской районной организации Профсоюза Л.М.Слизкова). Псковское городское соглашение, кроме того, отличается большой проработанностью с правовой точки зрения.

Справочно: В Дновском районе 5 средних, 9 основных, 1 начальная школ, 2 дошкольных учреждения. Из 266 педагогических работников, работающих в этих учреждениях, 11% составляют пенсионеры, 2% молодых специалистов, 5% мест вакантны, 6 педагогических работников в результате реорганизации Валуйской школы стоят на учете в районном Центре занятости населения.

В ряде сельских школ некоторые вакансии не заполняются на протяжении нескольких лет: учителя русского языка и литературы (Выскодская школа), учителей математики и физики (Скугровская и Юрковская школы), учителя истории (Хотованская школа).

На частных квартирах проживают 4 педагога, 6 человек улучшили жилищные условия по сравнению с прошлым годом, нуждаются в улучшении жилищных условий 29 человек.

По сведениям Главы Дновского района Б.И.Красавина в последние два года нормализуется ситуация в образовании района: погашена задолженность по оплате коммунальных услуг, по отпускным. Образовательные учреждения работают по смете, которая выполняется. На образование тратится 40% бюджета района, проведены ремонты образовательных учреждений и котельных. По окончании учебного года стало традицией проведение приемов у Главы администрации района, на которых отличникам учебы, лучшим спортсменам, победителям предметных олимпиад, учителям выдаются премии Главы района.

Справочно: заместитель мэра г.Пскова В.Н.Михайлов отметил, что образование считается одним из главных направлений деятельности Администрации города, что трудные годы для образования города прошли: на 01.06.2000г. ликвидированы 4-месячные долги по зарплате учителей, полностью погашена задолженность по отпускным, до конца текущего года поставлена задача ликвидировать задолженность по книгоиздательской продукции. Второй год действуют доплаты молодым учителям по 200 рублей в месяц. Последние 10 лет в городе не строилось никакого жилья. Сейчас строятся 2 жилых дома, где будет выделено жилье и для учителей.

В коллективных договорах образовательных учреждений области отражены обязательства, в той или иной мере реализующие положения регионального и территориальных соглашений. Кроме того, содержатся обязательства по предоставлению работникам в отдельных случаях дополнительных отпусков от 3 до 12 дней, в том числе неосвобожденным председателям первичных профсоюзных организаций (школа №18 г.Пскова, Псковский педагогический комплекс); по выплате материальной помощи членам Профсоюза; предоставлению возможности председателям профкомов учреждений пройти 2 раза в год в течение 2-3 дней профсоюзную учебу с отрывом от производства и сохранением заработной платы (ДОУ №14) и др.

См. приложения 1-4.

Информацию подготовили:

Зам.заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата ЦК Профсоюза Т.М.Алешина, зам.заведующего правовым отделом аппарата ЦК Профсоюза М.В.Авдеенко

Adblock
detector