О роли муниципальных органов управления образованием и территориальных организаций Профсоюза в проведении областных смотров-конкурсов по охране труда в образовательных учреждениях Иркутской области
В череде будничных, порой мало заметных для постороннего глаза многочисленных дел коллективов образовательных учреждений Иркутской области весьма примечательным событием стало возрождение трудового соперничества, выстроенного на принципиально новой социально-экономической основе, далёкого от заорганизованности и шаблонов. К тому же, проведение профессиональных конкурсов открыло перед работодателями и профсоюзными организациями хорошую возможность опробировать на практике действие провозглашённых в стране принципов социального партнёрства.
Среди традиционных профессиональных состязаний, проводимых в последние годы в образовательных учреждениях области, как то «Учитель года», «Образцовое образовательное учреждение», «Коллективный договор» и др., – немаловажное место отведено смотрам-конкурсам по охране труда. Вот и ныне в Приангарье проходит очередной такой конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда образовательного учреждения».
Однако обо всём по порядку.
Не секрет, что в недавнем прошлом в управлении охраной труда были допущены некоторые перекосы, когда общественный контроль со стороны профсоюзов был понят отдельными руководителями как ответственность профсоюзных организаций за всю работу по охране труда. Сегодня всё становится на свои места. Правовое поле современной России, очерченное новым Трудовым Кодексом, Федеральным Законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», отраслевыми нормативными актами, чётко определило: обеспечение здоровых и безопасных условий труда – прямая обязан-ность работодателя; надзор за охраной труда – основная функция государственных инспекций; права же и задачи профсоюзов лежат в плоскости общественного контроля за соблюдением прав и гарантий работников в области охраны труда. Такое чёткое распределение обязанностей отнюдь не означает, что каждый из субъектов трудовых правоотношений «тянет лямку» в свою сторону. Напротив, общность поставленных целей и задач, главные из которых направлены на сохранность жизни и здоровья работников, учащихся и воспитанников, открывает перед работодателями и профсоюзными организациями большие возможности для совместной деятельности, в том числе и через проведение смотров-конкурсов по охране труда.
Первый смотр-конкурс по охране труда и учебно-воспитательного про-цесса среди общеобразовательных школ и учебных заведений начального профессионального образования Иркутской области прошёл в 2000-2001 учебном году. При подготовке и проведении смотра его организаторами в лице главного управления общего и профессионального образования и областного комитета Профсоюза ставились следующие задачи:
— привлечение внимания руководителей муниципальных органов управления образования, образовательных учреждений и профсоюзного актива к вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда и учебно-воспитательного процесса;
— просвещение и пропаганда знаний вопросов охраны труда как среди руководителей, профсоюзного актива, так и работниками учреждений с целью профилактики и предупреждения несчастных случаев на производстве;
— обобщение и распространение примеров положительной практики работы коллективов, содействие в формировании и реализации программ и проектов по охране труда.
Главным же итогом первого смотра-конкурса должна была стать оценка реального состояния условий и охраны труда непосредственно в образовательных учреждениях области с целью выработки дальнейшей стратегии и тактики действий всех сторон трудовых отношений, направленных на совершенствование всей работы по охране труда. Как и в любом другом соревновании конкурсной комиссией, а затем и участниками совместного заседания коллегии ГлавУОПО и президиума областного комитета Профсоюза, были определены первые победители. Ими стали: среди городских образовательных учреждений – гимназия № 1 г. Братска; среди учреждений сельской местности – средняя школа пос. Карлук Иркутского района; среди учебных заведений начального профессионального образования – профессиональный лицей № 36 г. Ангарска.
Анализ итогов первого смотра-конкурса по охране труда позволил сделать вывод: во многом и изначально состояние условий и охраны труда в каждом отдельно взятом образовательном учреждении зависит от позиции и уровня организаторской работы, проявляемых муниципальными органами управления образованием, особого внимания к этим вопросам со стороны территориальных организаций Профсоюза. Потому не случайно, второй областной смотр-конкурс по охране труда, прошедший в 2002-2003 учебном году, помимо прочего ставил задачей определить уровень организаторской работы по охране труда муниципальных органов управления образованием, городских и районных организаций Профсоюза.
Как оказалось, сегодня у большинства руководителей органов управле-ния и учреждений образования Иркутской области сформировано осознанное отношение к вопросам охраны труда, понимание того, что охрана труда и учебно-воспитательного процесса – неотъемлемый элемент всей управленче-кой деятельности. Это подтверждается тем, что в большинстве муниципальных органов управления образованием:
— внедрены и действуют как общегосударственные, так и отраслевые нормативы и стандарты по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и учебно-воспитательного процесса; отработана необходимая нормативно-распорядительная база по управлению охраной труда; отмечается плановый подход к решению организационно-технических проблем охраны труда;
— оказывается необходимая информационно-методическая и практическая помощь образовательным учреждениям в организации работы по охране труда, в обучении и подготовке специалистов, в обновлении, эксплуатации и испытании учебного и производственного оборудования;
— созданы соответствующие службы охраны труда, а значит осуществляется ведомственный контроль за состоянием условий и охраны труда в учреждениях.
Там, где работе по охране труда уделяется должное внимание, как например, в муниципальных органах управления образованием и территориальных организациях Профсоюза г.г. Ангарска, Братска, Саянска, Иркутска, Иркутского, Усть-Илимского районов и др., такого рода организаторская работа воплощается во вполне конкретные практические результаты. Приведём лишь несколько примеров.
Глубоко продуманная и основательная по содержанию отраслевая Про-грамма по улучшению условий и охраны труда на 2002-2005 гг. утверждена в системе муниципального образования г. Иркутска. Для проверки знаний по охране труда среди работников образования города задействована ведомственная аттестационная комиссия, члены которой прежде сами прошли аттестацию в отраслевом базовом региональном центре при Иркутском государственном техническом университете, а значит обладают полным правом экзаменовать своих коллег. Аналогичным образом, в учебном центре Иркутского муниципального предприятия «Водоканал» обучены работники, обслуживающие хлораторные установки плавательных бассейнов, а в учебно-курсовом комбинате Минтранса РФ – лица, ответственные за работу автотранспорта и перевозку детей.
Управлением образования г. Зимы проведено обучение и аттестация по вопросам охраны труда 80 руководителей и других категорий работников. Казалось бы, здесь нет ничего необычного. Однако такое обучение проводилось, во-первых, с привлечением специалистов Иркутского государственного университета экономики и права (имеющего на то соответствующую лицен-ию), во-вторых – за счёт средств Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования.
В числе победителей второго областного смотра-конкурса муниципальное образование г. Ангарска. С линейкой готовности к работе без травм, аварий и массовых заболеваний можно сравнить проверку готовности учреждений города к новому учебному году: уровень состояния условий и охраны труда включён в качестве отдельного показателя актов проверки готовности учреждений к работе. Вызывает интерес и то, что недавно в городе была проведена полная инвентаризация оборудования и материалов на предмет наличия запрещённых к использованию в образовательных учреждениях химических реактивов, ртуть содержащих приборов, источников ионизирую-щих излучений, электронагревательных приборов с открытой спиралью и др., с их последующим изъятием и утилизацией. По новому взглянули здесь и на административно-общественный контроль, который помимо традиционных форм включает проведение единых Дней и Месячников по охране труда. Немалую роль в осуществлении ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, правил и норм охраны труда в образовательных учреждениях играют службы охраны труда. Сегодня они сформированы практически в каждом муниципальном органе управления образованием области из штатных специалистов (методистов, инженеров) по охране труда. Всё чаще появляются они и непосредственно в образовательных учреждениях, как, например, в учреждениях г. Ангарска, где численность работников составляет 100 и более человек. Специализированные методические кабинеты по охране труда открыты при управлениях образования г. Саянска и Казачинско-Ленского района, определены опорные образовательные учреждения по охра-не труда в г. Ангарске.
Даже в условиях «скудности» муниципальных бюджетов на обеспечение здоровых и безопасных условий труда всё же расходуются немалые средства. Основная их часть направляется на реконструкцию и капитальный ремонт зданий, инженерных сетей, ремонт и обновление учебного и производственного оборудования. Например, в порядке подготовки учреждений образования к новому учебному году более 1,2 млн. руб. было затрачено в Усть-Илимском районе. Переведены на жидкое топливо котельные 3-х образовательных учреждений северного Катангского района, на электроотопление – 5 школ Качугского района. В г. Зиме на улучшение освещённости учебных кабинетов в течение года было затрачено 130 тыс. руб., ещё 124 тыс. руб. — на противопожарные мероприятия, включая испытание электрических сетей. В г. Иркутске на противопожарные мероприятия, включая обновление пожарных рукавов, стволов, полугаек и вентилей, израсходовано более полумиллиона рублей; в бассейнах пяти образовательных учреждений проведён капитальный ремонт хлораторных установок; по договору с городским центром санэпиднадзора осуществляется инструментальное биохимическое и бактериологиче-ское исследование воды. На сумму 135 тыс. рублей обновлён инструментарий школьных мастерских в г. Саянске. Сегодня хорошо известно насколько дорого обходятся бюджетным учреждениям работы по проведению специализированными организациями испытаний электросети и электрооборудования. В этой связи заслуживает внимания опыт работы Бодайбинского управления образования, где в составе собственной ремонтно-эксплуатационной службы (РЭС), действует специализированная электротехническая лаборатория, выполняющая все необходимые замеры. К слову, сама служба РЭС осуществяет отдельные ремонтные работы, транспортное обслуживание образовательных учреждений, обеспечивает их необходимым оборудованием и материалами. Именно в Бодайбо попытались решить сложный и с точки зрения органи-ации, и с финансовой стороны вопрос аттестации рабочих мест, изыскав возможности на проведение лабораторно-инструментальных исследований рабочих мест учителей технического труда.
К работе по охране труда активно подключены профсоюзные организа-ции. Прежде всего, по их инициативе вопросы обеспечения здоровых и безо-пасных условий труда стали предметом регулирования социально-трудовых отношений в территориальных отраслевых соглашениях и коллективных договорах. Там, где они надлежащим образом разработаны и оформлены, как правило, не возникает проблем, к примеру, по вопросам прохождения профессиональных медицинских осмотров, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, предоставления тех или иных компенсаций за неблагоприятные условия труда и др. На новой основе была воссоздана профсоюз-ная инспекция труда: сегодня в областном комитете Профсоюза работает штатный технический инспектор труда областного комитета Профсоюза, объединивший вокруг себя коллектив профсоюзных активистов из числа внештатных технических инспекторов, действующих в большинстве муници-палитетов области. Для того, чтобы такой актив мог проводить эффективную работу, в том числе и совместно со службами охраны труда муниципальных органов управления образованием, проводится его основательная подготовка. Во время первого (установочного) семинара-совещания была подробно рассмотрена правовая и организационная основа управления охраной труда в образовательной сфере, деятельности профсоюзной инспекции труда. Последующие семинары носили более практический характер: второй из них прошёл в лабораториях кафедры охраны труда и экологической безопасности Иркутского государственного технического университета, третий – на базе Иркутского регионального учебно-методического центра ГО и ЧС. Каждый из внештатных технических инспекторов труда имеет удостоверение, наделяю-щее его всеми правами на осуществление профсоюзного контроля за обеспечнием здоровых и безопасных условий труда, участие в работе комиссий по проверке знаний вопросов охраны труда и т.п. Настольными изданиями не только для профсоюзного актива, но и многих руководителей образовательных учреждений стали сборники серии «Охрана труда» из Библиотечки профсоюзного активиста, выпускаемой областным комитетом Профсоюза. В областишироко тиражируются и находят живое применение сборники по вопросам охраны труда, подготовленные специалистами Центрального комитета Профсоюза.
Анализируя сказанное, можно заметить, что в последние годы органами управления образованием, профсоюзными организациями Иркутской области проделана значительная работа. Однако сказать, что все проблемы уже решены, было бы не верным и преждевременным. Не случайно, на ближайшее время Главным управлением общего и профессионального образования и областным комитетом Профсоюза поставлены следующие задачи:
— повысить уровень правовых и технических знаний по вопросам охраны труда, уровень самодисциплины руководителей и работников;
— оказать муниципальным органам управления образованием, учреждениям и профсоюзным организациям максимально возможную организационную и информационно-методическую поддержку;
— задействовать все механизмы финансового обеспечения работы по охране труда, в том числе через реализацию положений ст. ст. 4, 5, 6 и 19 Федерального Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации, ст. ст. 17, 18 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», через областные программы по охране труда.
Настало время возродить хорошо зарекомендовавшие себя в прежние годы региональные отраслевые Комплексные планы организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Адаптированный к современным реалиям, тщательно продуманный с точки зрения организации и источников финансирования, Комплексный план улучшения условий и охраны труда в образовательной сфере области на среднесрочный период мог бы стать реальной программой поэтапного решения если не всех, то многих проблем охраны труда. Учитывая, что охрана труда и охрана здоровья понятия, по сути, неразделимые и взаимосвязанные, одним из разделов Комплексного плана может стать отраслевая программа «Здоровье», предусматривающая меры по предупреждению и профилактике заболеваемости среди работников, их меди-цинской реабилитации, санаторно-курортному обслуживанию и т.д.
А пока? Пока в образовательных учреждениях области объявлен и проводится очередной, уже третий за последние годы смотр-конкурс по охране труда на звание «Лучший уполномоченный по охране труда». Как и предыдущие конкурсы, он вновь позволит руководителям и профсоюзным активистам оценить сложившееся состояние условий и охраны труда в образовательных учреждениях, на рабочих местах, ликвидировать отставание, наметить задачи по совершенствованию работы. Конечно же победители и активные участники смотра-конкурса вновь будут поощрены почётными Дипломами и Грамотами, ценными призами, а практика их работы станет достоянием всех коллективов образовательных учреждений Иркутской области.
Сайфутдинов А.И., заместитель председателя Иркутской областной организации Профсоюза pаботников народного образования и науки РФ
|