Главная / Регионы / Постановление Президиума ЦК Профсоюза от 30 августа 2004 года № 24. Приложение — аналитическая справка..

Постановление Президиума ЦК Профсоюза от 30 августа 2004 года № 24. Приложение — аналитическая справка..

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й К О М И Т Е Т

П Р Е З И Д И У М

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 августа 2004 г. г. Москва № 24

О действиях Профсоюза по повышению заработной платы и сохранению уровня социальных гарантий работников образования в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Заслушав и обсудив выступление Председателя Профсоюза Меркуловой Г.И., Президиум ЦК Профсоюза отмечает.

Оперативная информационно-аналитическая и разъяснительная работа Профсоюза, его территориальных и первичных организаций о характере и масштабах изменений, содержащихся в принятом Федеральном законе от 22.08.04 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во многом обеспечила скоординированную работу в Комитете Государственной Думы по образованию и науке депутатов, ректорского корпуса, представителей Профсоюза по подготовке предложений по внесению изменений в текст законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении.

Это позволило добиться не только исключения из текста законопроекта к рассмотрению его во втором чтении предложенных Правительством РФ изменений в действующее законодательство, не относящихся к разграничению полномочий между уровнями власти и касающихся, в первую очередь, вопросов автономии и источников финансирования деятельности образовательных учреждений, но и сохранить под давлением профсоюзов, членских организаций ФНПР в Трудовом кодексе РФ статьи, предусматривающие статус МРОТ – как единой минимальной нормы оплаты труда, устанавливаемой федеральным законом для всей страны; необходимость соответствия МРОТ величине прожиточного минимума; обязательность принятия федерального закона о поэтапном приближении МРОТ к прожиточному минимуму.

В текст закона включена статья, обязывающая органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, как минимум, сохранить на 2005 год размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме, которые не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, действующих по состоянию на 31 декабря 2004 года.

По убеждению депутатов Государственной Думы, это положение позволит сохранить повышенные на 25 % размеры ставок (окладов) педагогическим работникам и другим специалистам бюджетной сферы в сельской местности, а также все повышенные ставки и оклады за специфику работы в учреждениях для детей-сирот, коррекционных и других подобных учреждениях.

В результате трехмесячной борьбы Профсоюза работников народного образования и науки РФ совместно с профсоюзами работников здравоохранения и культуры, включая проведение общероссийской акции протеста 10 июня т.г., направление обращений, предложений по внесению более 90 поправок к законопроекту в Государственную Думу, Совет Федерации, Российский Союз ректоров, губернаторам всех субъектов РФ, удалось (при активной поддержке позиции профсоюзов работников непроизводственной сферы Председателем Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К. Исаевым, Председателем Комитета Государственной Думы по образованию и науке Н.И. Булаевым) добиться внесения поправки в Трудовой кодекс РФ, позволяющей сохранить право участия отраслевых профсоюзов бюджетной сферы на федеральном уровне в определении единой политики в сфере оплаты труда работников образования и других бюджетных отраслей, в том числе в определении дальнейшего порядка повышения уровня реального содержания (индексации) заработной платы работников этих отраслей, в изменении систем оплаты труда.

Несмотря на твердое намерение руководителей финансово-экономического блока Правительства РФ не сохранять начиная с 2005 года федеральные государственные минимальные гарантии по уровням оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, в результате длительных переговоров был определен механизм сохранения этих гарантий в новой форме путем включения в Трудовой кодекс РФ положения о том, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

В Законе РФ «Об образовании» сохранено положение о праве педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. При этом предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Сохранен порядок ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения только с согласия схода жителей, тогда как Правительством РФ предлагался порядок лишь учета мнения населения при решении этого вопроса.

В целях увеличения средств на социальную поддержку студентов очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплено, что выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере 25 % стипендиального фонда (ранее – в размере 5 %), предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета, а также выделяются дополнительные средства в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами.

Однако в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не сохранены нормы действующих в настоящее время законодательных актов, предусматривающие регулирование федеральными законами порядка оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, на основе Единой тарифной сетки, установление соотношения оплаты труда работников образования к оплате труда в промышленности (ст. 54. Закона РФ «Об образовании»), а также устанавливаемое на федеральном уровне право на оплату труда специалистов на селе по ставкам (окладам), повышенным на 25 %, в том числе в сфере образования, предусмотренного отмененным Законом РСФСР «О социальном развитии села».

Президиум ЦК Профсоюза констатирует, что глобальная реформа федеративных отношений и местного самоуправления направлена на минимизацию социальных гарантий, в первую очередь, устанавливаемых на федеральном уровне, на отказ от единой системы оплаты труда работников образования при отсутствии утвержденных даже минимальных федеральных государственных гарантий уровней оплаты труда на всей территории России, проводится в условиях продолжающейся налоговой и бюджетной реформ, ведущих к резкому сокращению финансового наполнения социальных государственных внебюджетных фондов и не обеспечивающих как минимум в 80 % регионов достаточных бюджетных ресурсов для реального повышения заработной платы работников образования и других бюджетных отраслей, сокращения разрыва в оплате труда со сложившимся ее уровнем в промышленности.

Таким образом, отмечая определенный положительный характер указанных изменений в принятом федеральном законе по сравнению с первоначальным вариантом его проекта, Президиум ЦК Профсоюза в очередной раз заявляет, что по сути этот закон сохранил опасную направленность, ведущую к регионализации и муниципализации систем социальной защиты в условиях сохраняющейся резкой дифференциации субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности.

Это обстоятельство в условиях экономически необоснованного, по мнению Профсоюза, крайне низкого уровня оплаты труда работников образования вызывает особую озабоченность и неудовлетворенность Профсоюза.

Именно поэтому на первом плане по-прежнему остаются требования Профсоюза о сохранении минимальных федеральных государственных гарантий уровней оплаты труда для работников образования, других бюджетных отраслей на всей территории России, индексации их заработной платы во втором полугодии 2004 года не менее чем на 50 % и повышения уровня оплаты труда в 2005 году не менее чем в 2 раза – при условии введения новой отраслевой системы оплаты труда.

Президиум ЦК Профсоюза констатирует, что Правительство РФ не предприняло конкретных и эффективных шагов по реальному повышению заработной платы работников образования и других бюджетных отраслей. В настоящее время Правительством РФ уже не ставится вопрос об ускоренной разработке нормативных правовых актов и введении отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере.

По данным Госкомстата России, продолжает нарастать дифференциация в уровнях оплаты труда работающих в промышленности и в отраслях бюджетной сферы. В частности, среднемесячная заработная плата в сфере образования за первое полугодие 2004 года составила в среднем по России только 56,1 % от средней зарплаты в промышленности. В 30 субъектах РФ дифференциация в оплате труда работников образования и промышленности еще больше.

Правительством РФ игнорируется не только требование Профсоюза и Совета Ассоциации, но и постановление Государственной Думы от 21.11.2003 г. № 4570 «О федеральном бюджете на 2004 год», в котором рекомендовано Правительству РФ внести по итогам исполнения федерального бюджета за I полугодие 2004 года в Государственную Думу предложение о возможности индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемым по Единой тарифной сетке, несмотря на обеспеченный профицит федерального бюджета уже в размере 252 млрд. рублей и имеющийся стабилизационный фонд, который составляет, по информации Минфина России, не менее 500 млрд. рублей.

Президиум ЦК Профсоюза выражает неудовлетворенность позицией Государственной Думы, не предпринявшей достаточных мер для реализации рекомендаций по этому вопросу.

Кроме того, внесенный в Государственную Думу проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» предусматривает ассигнования на реализацию решения Правительства РФ, вновь принятого без учета мнения РТК, об индексации с 1 января 2005 года заработной платы работников федеральных учреждений бюджетной сферы лишь на 20 % и не предусматривает одновременно ассигнований на оказание помощи субъектам РФ, в первую очередь, дотационным в реализации аналогичных мероприятий.

Создавшаяся ситуация неопределенности по основным вопросам, волнующим работников образования, касающимся порядка, размеров и сроков проведения индексации заработной платы, сохранения права на повышенные на 25 % ставки и оклады, льготы по коммунальным услугам специалистам бюджетной сферы, работающим в сельской местности и др., вызывает дополнительную социальную напряженность в коллективах образовательных учреждений. Оперативная информация, полученная из территориальных организаций Профсоюза, позволяет сделать вывод об отсутствии четких решений по перечисленным выше вопросам, по меньшей мере, в 70 субъектах РФ.

По информации членов Совета Федерации, уже в 2004 году 36 субъектов Российской Федерации направят на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы от 40 до 45 процентов своих доходов, 24 региона — от 45 до 50 процентов, 9 регионов — свыше 50 процентов. То есть подавляющее большинство регионов в своих расходах на эти цели преодолеют барьер 40 процентов, который считался критическим во времена массовых неплатежей 1998-1999 годов. Это позволяет сделать вывод о том, что в 2005 году могут обостриться не только проблемы дальнейшего увеличения уровня оплаты труда в бюджетной сфере, но и проблемы сохранения достигнутого уровня.

Тем более что, по заявлениям руководителей Минфина России в СМИ распределение доходов в проекте федерального бюджета на 2005 год вновь складывается в пользу федерального центра.

Обоснованность сохраняющейся у Профсоюза обеспокоенности подтверждают принятые постановления Государственной Думы 3 августа т.г. по результатам рассмотрения вышеназванного закона во втором чтении и Совета Федерации от 8.08.2004 г. «О мерах по обеспечению государственной социальной защиты населения», отразившие очевидные проблемы реализации принятого закона в регионах, связанные с недостаточным финансовым обеспечением передаваемых им полномочий в социальной сфере, отсутствием достаточной нормативно-правовой базы на федеральном уровне для решения проблем разграничения полномочий между всеми уровнями власти.

Общий объем средств на поддержку бюджетов субъектов РФ составит, по заявлению министра финансов России А.Л. Кудрина, лишь 345 млрд. рублей, несмотря на то, что на начало 2006 года ожидается увеличение стабилизационного фонда уже до 720 млрд. рублей (даже после использования его части на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ и погашение внешнего долга в 2005 году), а также несмотря на планируемый в следующем году профицит федерального бюджета в сумме 278,1 млрд. рублей. И это при условии, что на реализацию новых расходных полномочий в 2005 году регионам потребуется, по оценке Бюджетного комитета Совета Федерации, не менее 400 млрд. рублей. В указанном выше общем объеме финансовой поддержки из федерального бюджета 189,9 млрд. рублей предполагается направить непосредственно на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ в связи с разграничением полномочий и еще порядка 30 млрд. рублей тем регионам, в которых будет складываться наиболее трудная ситуация с реализацией принятого закона.

По информации о результатах рассмотрения проекта федерального бюджета на 2005 год на заседании Правительства РФ 12 августа т.г., Президиум ЦК Профсоюза имеет дополнительные основания сделать вывод о том, что Правительство РФ пока не намерено предпринять достаточных мер по оказанию финансовой помощи субъектам РФ и муниципалитетам для обеспечения возложенных на них новых полномочий в социальной сфере, в том числе в вопросах оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры. По заявлению министра финансов А.Л. Кудрина, на первом месте при использовании стабилизационного фонда будет стоять задача снижения внешних долговых обязательств страны, затем вопросы погашения дефицита Пенсионного фонда РФ и только потом все другие вопросы.

Подтверждением этому выводу сегодня является заявление А.Л. Кудрина о том, что в части регионов индексация заработной платы работников бюджетной сферы может быть осуществлена не ранее II квартала следующего года в связи с необходимостью в первоочередном порядке обеспечить финансирование расходов на отопительный сезон, отмечая очевидную недостаточность финансовых средств в регионах на обеспечение даже первоочередных мер материальной поддержки работников бюджетной сферы.

Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что при общем увеличении расходов федерального бюджета 2005 года на 14,6 % наиболее высокими темпами увеличатся расходы на общегосударственные нужды – на 38 %, на национальную оборону – на 28 %, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительную деятельность – на 26 %, на культуру, кинематографию, СМИ – на 17 %, межбюджетные трансферты – на 16 %.

Впервые за последние годы расходы федерального бюджета на образование должны составить в 2005 году 98,8 % от уровня 2004 года или 154,5 млрд. рублей. Отсутствие увеличения ассигнований на образование в федеральном бюджете Минфин России обусловливает передачей в ведение субъектов РФ учреждений начального и среднего профессионального образования с одновременной передачей субъектам РФ необходимых объемов финансирования на реализацию этих полномочий (более 24 млрд. рублей).

Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ во исполнение постановлений центральных комитетов профсоюзов работников народного образования и науки РФ (от 18.05.04 г.), работников здравоохранения РФ (от 19.05.04 г.), Президиума ЦК Российского профсоюза работников культуры (от 19.05.04 г.), соответствующего постановления Совета Ассоциации (от 28.06.04 г.) направил обращение в адрес Правительства РФ (Фрадкову М.Е.), Министерству образования и науки РФ (Фурсенко А.А.), Министерству здравоохранения и социального развития РФ (Зурабову М.Ю.), Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ (Соколову А.С.) с изложением требований Ассоциации по вопросам повышения уровня реального содержания заработной платы и установления федеральных государственных минимальных гарантий по оплате труда работников образования, здравоохранения, культуры для их рассмотрения в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ А.Д. Жукова от 17.07.04 г. министерства трех отраслей бюджетной сферы подготовили и направили Совету Ассоциации ответы, носящие формальный характер и не содержащие конкретных предложений по реализации выдвинутых Советом Ассоциации требований. В связи с этим Советом Ассоциации повторно 10 августа т.г. было направлено письмо Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову с изложением негативной оценки поручения заместителя Председателя Правительства РФ А.Д. Жукова от 17.07.04 г., не учитывающей по существу суть требований, изложенных в постановлении Совета Ассоциации от 28 июня 2004 г. и направленных письмом от 14 июля 2004 г.

Совет Ассоциации настаивал на том, чтобы указанные требования рассматривались непосредственно Правительством РФ с участием заинтересованных федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Одновременно Совет Ассоциации предупредил, что по результатам рассмотрения указанных требований на уровне Правительства РФ будет приниматься решение о дальнейших действиях, которое может заключаться в случае отклонения всех или части требований Правительством РФ или несообщения им своего решения в течение одного месяца со дня получения требований в том, что появятся правовые основания для начала коллективного трудового спора на федеральном уровне по указанным требованиям с необходимостью проведения установленных трудовым законодательством примирительных процедур, в том числе в использованием Всероссийской забастовки как способа разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Поэтому Советом Ассоциации было предложено руководителю Правительства РФ организовать рассмотрение требований Совета Ассоциации с учетом порядка, предусмотренного трудовым законодательством для рассмотрения коллективных трудовых споров.

В ответ на повторное обращение Совета Ассоциации заместитель Председателя Правительства РФ А.Д. Жуков 17 августа т.г. поручил министерствам здравоохранения и социального развития (созыв), образования и науки, культуры и массовых коммуникаций и финансов провести переговоры с представителями Совета Ассоциации, подготовить предложения для их рассмотрения в РТК и при подготовке Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2006 годы, а также по вопросам, требующим решения Правительства РФ, внести предложения в установленном порядке.

Учитывая вышеизложенное, Президиум ЦК Профсоюза

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

I. По проблемам реализации федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.

1.1. Президиуму ЦК Профсоюза обратиться:

1.1.1. в Правительство РФ, Государственную Думу, Совет Федерации с предложениями:

— ускорить разработку и принятие в ближайшее время федеральных законов, направленных на обеспечение реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в соответствии с постановлением Государственной Думы от 3 августа 2004 г. № 935-IV ГД «О проекте федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе внесение изменений в Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», касающихся расширения полномочий РТК в части определения единых рекомендаций по оплате труда работников бюджетной сферы;

— предусмотреть в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» необходимые ассигнования на оказание финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ, прежде всего дотационным, для обеспечения мер по индексации заработной платы в 2005 году работников образовательных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также по обеспечению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом индексации педагогическим и другим работникам, работающим и проживающим в сельской местности.

1.1.2. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложениями:

— о совместной разработке рекомендаций по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, для внесения в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;

— об ускорении разработки и утверждения совместного плана мероприятий по внесению изменений и дополнений в Отраслевое соглашение по учреждениям системы Минобразования России на 2004-2006 годы, связанных с реформой федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса, а также административной реформой.

1.2. Территориальным организациям Профсоюза:

1.2.1. Инициировать проведение заседаний региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по вопросу реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ с целью выработки согласованных действий социальных партнеров по реализации указанного федерального закона.

1.2.2. Принять активное участие в формировании региональной нормативной правовой базы в соответствии с Федеральным законом 22.08.2004 г. № 122-ФЗ с целью недопущения снижения уровня социальной и правовой защищенности работников образования, обучающихся, повышения заработной платы работников.

1.2.3. На переходный период до определения Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений единых рекомендаций по системам оплаты труда работников образовательных учреждений при разработке тарифных систем оплаты труда на региональном и муниципальном уровне и при определении размеров ставок заработной платы (окладов) и условий их установления добиваться сохранения условий оплаты труда, предусмотренных для соответствующих категорий работников по состоянию на 31 декабря 2004 года, применительно к положениям, совместно разработанным Минобразованием России и Профсоюзом в форме Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-05/7), а также проведения максимально возможной индексации заработной платы работников отрасли.

1.2.4. Осуществлять контроль совместно с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, соответствующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений за реализацией положений принятого федерального закона, относящихся к вопросам обеспечения защиты социально-трудовых прав работников образования и обучающихся.

1.2.5. Направлять в ЦК Профсоюза оперативную информацию о ходе реализации вышеназванного федерального закона в регионах с целью систематизации и подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в данный закон, а также для осуществления мониторинга региональных и местных систем оплаты труда.

II. По вопросу реализации требований Профсоюза

2.1. Считать сохраняющими актуальность и подтвердить требования по повышению уровня реального содержания заработной платы и установления федеральных государственных минимальных гарантий по оплате труда работников образования, здравоохранения, культуры, утвержденных и выдвинутых в адрес Правительства РФ, федеральных министерств постановлением ЦК Профсоюза от 18 мая 2004 г. № 8 и постановлением Совета Ассоциации от 28 июня 2004 г. № 24.

2.2. Для проведения переговоров Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ с Правительством РФ по утвержденным требованиям о повышении уровня заработной платы и установлении федеральных государственных минимальных гарантий по оплате труда работников образования, здравоохранения, культуры уполномочить для участия в примирительных процедурах по разрешению коллективного трудового спора, а также делегировать в состав примирительной комиссии со стороны Совета Ассоциации Председателя Профсоюза Меркулову Г.И., заместителя Председателя Профсоюза Куприянову Т.В., заведующего правовым отделом аппарата ЦК Профсоюза Осипцову Ж.П.

2.3. В случае недостижения соглашения по утвержденным требованиям объявить о проведении второго этапа Всероссийских коллективных действий Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы в форме Всероссийской забастовки 20 октября 2004 г.

2.4. Призвать студенческие профсоюзные организации проявить солидарность с работниками образования и принять участие в намеченных Всероссийских коллективных действиях в иных формах.

2.5. Направить в Совет Ассоциации настоящее постановление с предложением провести расширенное заседание Совета Ассоциации с аналогичной повесткой дня с участием членов Президиумов ЦК профсоюзов работников народного образования и науки, здравоохранения и культуры и принять соответствующее постановление.

2.6. Руководителям территориальных организаций Профсоюза:

2.6.1. Организовать подготовку проведения Всероссийской забастовки работников образовательных учреждений, с этой целью:

— провести разъяснительную работу в коллективах образовательных учреждений;

— обеспечить проведение профсоюзных собраний в образовательных учреждениях с повесткой «Об участии во Всероссийской забастовке 20 октября 2004 года».

2.6.2. Направить информацию в ЦК Профсоюза о готовности к проведению Всероссийской забастовки до 8 октября т.г.

III. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Председатель Профсоюза Г.И. МЕРКУЛОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по вопросу об изменениях федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

5 августа 2004 г. Государственной Думой принят и 8 августа одобрен Советом Федерации Федеральный закон от 22 августа 2004 г. ; 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Несмотря на основную цель данного закона, которая заключается в приведении действующего федерального законодательства в соответствие с установленными и разграниченными федеральными законами № 95 и № 131 полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, он предусматривает также существенные нововведения по вопросам, напрямую не связанным с этой целью, что особенно наглядно видно на поправках к законодательству РФ в области образования.

Центральное место в законе занимают положения, касающиеся модернизации всей социальной сферы и предусматривающие введение новых механизмов по замене сложившейся системы социальных льгот и гарантий преимущественно на денежные компенсации, а также замены системы социальных льгот и гарантий граждан и работников мерами их социальной поддержки, по существу снижающими их уровень.

Этот значительный по объему и содержанию закон, получивший уже в государственных структурах краткое наименование «большой закон», вносит изменения и дополнения в 152 законодательных акта, отменяет полностью 23 законодательных акта, из которых почти половина, так или иначе касается прав и интересов системы образования и субъектов образовательной деятельности.

Анализ закона показывает, что он содержит много неопределенностей, неясностей, нечетких и противоречивых формулировок правовых норм, что также не может не вызывать опасений по поводу внесения неразберихи при его практическом применении.

По мнению аналитиков, не исключено, что уже в середине-конце 2005 года потребуется внесение в этот закон необходимых изменений и дополнения, в том числе и те, которые не были учтены на стадии его принятия.

Применительно к принятым изменениям в действующее законодательство в области образования можно выделить три крупных блока вопросов.

Первый блок — это собственно разграничение полномочий между органами власти всех уровней в области образования, тесно связанное с изменением в вопросах регулирования государственной образовательной политики.

Второй блок касается вопросов изменения правового положения образовательных учреждений.

И третий относится непосредственно к социальному статусу работников и обучающихся, т.е. к проблемам социальной и правовой защищенности работников образования и обучающихся.

I. Что касается первого блока вопросов, то здесь необходимо особо обратить внимание на следующие нововведения.

1. Разграничение компетенции по уровням власти по принципиальным вопросам образовательной и социальной политики осуществляется в основном по принципу жесткой привязки к уровню финансирования образовательных учреждений.

Так, на федеральном уровне вопросы создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений, установления федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников, ставок заработной платы и должностных окладов работников соответствующих профессионально-квалификационных групп, мер социальной поддержки различных категорий обучающихся, воспитанников и педагогических работников, а также видов и норм их материального обеспечения будут регулироваться только применительно к федеральным государственным образовательным учреждениям (статья 28 Закона РФ «Об образовании»).

Региональные и местные власти будут осуществлять собственное правовое регулирование по этому же кругу вопросов, но применительно к образовательным учреждениям, находящимся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления (статьи 29 и 31 Закона РФ «Об образовании»).

При этом в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» все правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования будет осуществляться только на федеральном уровне и только в отношении федеральных государственных образовательных учреждений.

С большой долей вероятности можно предположить, что такой подход приведет к разрушению основ единого образовательного пространства, прежде всего с организационной и экономической точки зрения, возникновению неравенства прав работников и обучающихся, ограничению возможностей дополнительной финансовой поддержки за счет бюджетов разных уровней как учреждений, так и работников и обучающихся.

2. Признается утратившим силу целый ряд положений, предусматривающих государственные гарантии приоритетности образования, в особенности в сфере дошкольного образования и высшего профессионального образования (по вопросам финансирования системы образования, включая социальную сферу вузов, предоставления налоговых и других льгот и др.).

Таким образом, государство в лице федеральных органов власти фактически отказалось от основных гарантий приоритетности образования в государственной политике, создавая предпосылки для коммерциализации не только самой образовательной деятельности, но и социальной составляющей, сопровождающей основную образовательную деятельность (жилищный фонд, общежития, учреждения культуры, лечебные учреждения, спортивные и оздоровительные базы, лагеря отдыха и т.д.).

3. Изменено регулирование порядка финансирования образовательных учреждений на основе нормативов финансирования.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесено установление федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений (статья 29 Закона РФ «Об образования»). В то же время статьей 41 Закона РФ «Об образовании» предусматривается, что финансирование государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость в определении на федеральном уровне порядка разработки и применения федеральных нормативов финансирования, на основе которых должны финансироваться государственные образовательные учреждения субъектов РФ и муниципальные образовательные учреждения.

4. Особого внимания требуют изменения в полномочиях органов власти по регулированию оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Федеральные законы № 95-ФЗ и 131-ФЗ и новые поправки к Трудовому кодексу РФ (далее – ТК РФ) свидетельствуют об ином порядке установления оплаты труда в бюджетных учреждениях, согласно которому тарифные системы оплаты труда работников учреждений и порядок их применения будут устанавливаться по уровням власти в зависимости от подведомственности учреждений: по федеральным государственным учреждениям — Правительством РФ в соответствии с федеральным законом, по государственным учреждениям субъектов РФ — органами государственной власти субъектов РФ, по муниципальным учреждениям – органами местного самоуправления (статья 143 ТК РФ). Следовательно, закреплена разноуровневая тарифная система оплаты труда работников учреждений, включающая федеральную, региональные и муниципальные системы.

Разграничение полномочий между органами власти по вопросам оплаты труда установлено также Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетных отношений», которым подтверждены теперь уже и бюджетные полномочия уровней власти по самостоятельному определению размеров и условий оплаты труда работников бюджетных учреждений.

На федеральном уровне в соответствии со статьей 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Таковым является Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в новой редакции), предусматривающий, что тарифная ставка (оклад) I разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее – ЕТС ФГУ) определяется Правительством РФ. Тарифные ставки второго и последующих разрядов ЕТС ФГУ определяются исходя из размеров тарифной ставки (оклада) I разряда и утверждаемых Правительством РФ межразрядных тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.

По решению Правительства РФ для оплаты труда работников ФГУ может применяться иная система оплаты труда, отличная от ЕТС.

При этом в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за высшими учебными заведениями сохранена самостоятельность по определению в пределах имеющихся средств на оплату труда работников размеров доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеров должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).

На региональном уровне Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ (пункт 2 статьи 26.14. «Расходы бюджета субъекта Российской Федерации») установлено, что органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 этого Федерального закона.

При этом статьей 26.14 этого же закона установлено, что в субъектах Российской Федерации, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (таких регионов в РФ не менее 80% от общего количества субъектов РФ), размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений.

Таким образом, для дотационных регионов действующее законодательство существенно ограничивает самостоятельность по установлению работникам учреждений субъектов РФ размеров оплаты труда, поскольку максимальные размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений, одновременно выступают как предельные уровни оплаты труда в этих регионах.

В то же время, федеральное законодательство не обязывает субъекты РФ достигать в регионе этих предельных размеров оплаты труда, установленных для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений.

Единственной федеральной государственной гарантией по оплате труда работников в регионе независимо от их квалификации теперь является минимальный размер оплаты труда.

В соответствии со статьей 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок их применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Наряду с этим необходимо отметить, что в соответствии со статьей 29 (в новой редакции) Закона РФ «Об образовании» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области общего образования отнесено выделение субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Однако с учетом предусмотренного поправками к Трудовому кодексу РФ иного порядка установления оплаты труда в бюджетных учреждения возникает вопрос, каким образом субъектом РФ будут рассчитываться эти субвенции в части оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, если формально тарифная система оплаты труда работников должна определяться органами местного самоуправления без участия органов государственной власти субъектов РФ.

По всей видимости, необходимо готовить законодательные предложения по этой проблеме, а до тех пор с учетом принципа сохранения действующих размеров и условий оплаты труда, сложившихся на 31 декабря 2004 г., финансирование должно осуществляться на прежних условиях.

На муниципальном уровне Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (абзац 1части 2 статьи 53 «Расходы местных бюджетов») установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (пункт 3 части 1 статьи 17). Указанный закон в этой части вступает в силу с 1 января 2006 года.

При этом абзацем 2 части 2 статьи 53 указанного закона предусмотрено, что в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций, размер оплаты труда работников муниципальных учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ.

В то же время, статья 143 ТК РФ не предусматривает для органов местного самоуправления никаких ограничений по установлению тарифной системы оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядка ее применения (тем более, что данное положение вступает в силу с 1 января 2005 года, что не согласуется с Федеральным законом № 131-ФЗ, предусматривающим другой срок) .

Как уже отмечалось выше, даже финансирование субъектами РФ отдельных расходов муниципальных общеобразовательных учреждений, в т.ч. на оплату труда работников, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ, не исключает самостоятельности органов местного самоуправления в вопросах разработки тарифной системы оплаты труда работников муниципальных учреждений, включая общеобразовательные учреждения.

Таким образом, общая ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в сфере оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, выглядит следующим образом:

— в соответствии с поправками в Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» (Федеральный закон «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в новой редакции) на федеральном уровне для федеральных образовательных учреждений пока сохраняет свое действие Единая тарифная сетка по оплате труда работников;

— полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по самостоятельному установлению работникам учреждений бюджетной сферы размеров и условий оплаты труда в соответствии с федеральными законами № 95 и № 131 вступают в силу в различные сроки, соответственно, с 1 января 2005 г. и 1 января 2006 г.;

— единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, которые в соответствии со статьей 135 ТК РФ должны учитываться Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений образования уже вряд ли будут разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2005 год.

В настоящее время, по нашему мнению, территориальным профсоюзным организациям, статья 153 «большого» закона дает основание, при разработке в 2005 г. региональных тарифных систем оплаты труда работников учреждений субъектов РФ, добиваться сохранения не только размеров оплаты труда (ставок, окладов), но и условий оплаты труда, предусмотренных законодательством для соответствующих категорий работников по состоянию на 31 декабря 2004 года, изложенных в совместно разработанных Минобразованием России и Профсоюзом Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-05/7). Естественно, одновременно можно добиваться и проведения максимально возможной индексации размеров ставок заработной платы (окладов) и на 2005 год.

На муниципальном уровне следует отстаивать в 2005 году сохранения размеров и условий оплаты труда, предусмотренных законодательством для соответствующих категорий работников по состоянию на 31 декабря 2004 года, как это установлено также статьей 153 «большого» закона.

При этом в том и в другом случае под условиями оплаты труда, сохраняемыми по состоянию на 31 декабря 2004 года, следует понимать сохранение условий установления размеров ставок заработной платы педагогических работников с учетом стажа педагогической работы, присвоенных квалификационных категорий; сохранение условий, а, следовательно, и размеров повышений ставок заработной платы (окладов) за работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении, за работу в лицеях, гимназиях, колледжах, за работу специалистов на селе и других условий повышения ставок (окладов), применявшихся до 31 декабря 2004 г.; сохранение условий исчисления заработной платы педагогических работников в зависимости от объема учебной (педагогической) нагрузки и других условий оплаты труда работников, в соответствии с которыми в настоящее время определяется размер оплаты труда работников образовательных учреждений и других условий, и будет определяться по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Необходимо также учитывать, что в целях определения механизма сохранения единых подходов к оплате труда работников бюджетной сферы в статью 135 Трудового кодекса РФ включено новое положение о том, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Это позволяет сохранить право участия отраслевых профсоюзов бюджетной сферы на федеральном уровне в определении единой политики в сфере оплаты труда работников образования и других бюджетных отраслей, в том числе, в определении дальнейшего порядка повышения уровня реального содержания (индексации) заработной платы работников этих отраслей, в изменении систем оплаты труда.

II. Второй блок вопросов касается вопросов изменения правового положения образовательных учреждений, по существу не относящихся к цели этого закона, о чем указывалось и в наших предложениях к законопроекту.

1. Исключается возможность соучредительства государственных и муниципальных образовательных учреждений, которое сохраняется только для негосударственных образовательных учреждений.

При этом сделан первый шаг к расширению функционирования в государственном секторе образования юридических лиц в различных организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций, а не только в форме образовательного учреждения, предполагающей наличие субсидиарной ответственности государства по обязательствам государственных образовательных учреждений.

В статью 11.1 Закона РФ «Об образовании» внесено дополнение, предусматривающее, что государственные, равно как и негосударственные, образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Это фактически означает, что в государственном секторе образования открываются реальные возможности для создания образовательных организаций в иных организационно-правовых формах, нежели учреждение, в том числе в форме автономной некоммерческой организации и других (соответствующие проекты федеральных законов уже разрабатываются и идут в русле ранних предложений, аналогичных по содержанию с введением формы специализированных государственных и муниципальных некоммерческих организаций (СГМНО)). На это направление указывают и другие соответствующие положения, предусматривающие, к примеру, установление общих принципов финансирования образовательных услуг, а также финансирование не только учреждений, но и образовательных услуг (подпункты 16 и 17 статьи 28 Закона РФ «Об образовании»); возможность реорганизации образовательного учреждения в иную образовательную организацию (пункт 1 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»).

2. С исключением возможности многоучредительства государственных и муниципальных образовательных учреждений предусматривается жесткая дифференциация учреждений на федеральные государственные, государственные, находящиеся в ведении субъектов РФ, и муниципальные образовательные учреждения (статья 12 Закона РФ «Об образовании»), финансирование которых будет осуществляться только за счет средств соответствующего бюджета, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях, отнесенного к полномочиям субъектов РФ.

3. Вопросы, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений, будут решаться в порядке, установленном соответствующими органами власти по подчиненности, что, по нашему мнению, противоречит гражданскому законодательству.

Таким образом, наряду с отменой гарантийных положений при переподчинении и ликвидации образовательных учреждений возникает реальная опасность бесконтрольной реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. Поэтому при определении порядка реорганизации и ликвидации образовательных учреждений необходимо активное участие территориальных профсоюзных организаций с целью закрепления действовавших ранее гарантийных механизмов участия законодательных (представительных) органов власти при решении вопросов о реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, которые были предусмотрены отмененным законом о моратории на приватизацию.

4. Ограничиваются по сравнению с ранее установленными возможности образовательного учреждения использованию доходов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности для нужд учреждения, в том числе для повышения уровня оплаты труда работников, создания фондов для материальной поддержки работников и студентов.

Сохраненное в законе право образовательного учреждения выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества в то же время утратило признаки льготного режима, предусмотренного ранее в пунктах 11 и 12 статьи 39 Закона РФ «Об образовании».

Финансово-хозяйственная самостоятельность государственного и муниципального учреждения ограничивается тем, что образовательное учреждение может иметь только лицевой счет в органах казначейства и не может открывать счета в банковских и других кредитных организациях; не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц) (статья 43 Закона РФ «Об образовании»), но при этом полностью исключены положения, касающиеся ответственности органов власти и самих образовательных учреждений по развитию материально-технической базы образовательных учреждений.

5. Что касается платной образовательной деятельности, т.е. оказания платных дополнительных образовательных услуг, то эта деятельность фактически отнесена к предпринимательской деятельности, в том числе и в случаях, когда доходы от нее реинвестируются в данное образовательное учреждение (статья 45 Закона РФ «Об образовании»).

Из статьи 47 Закона РФ «Об образовании» также исключено положение о том, что деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Следовательно, эта деятельность в указанной части становится предпринимательской с соответствующими последствиями (уплатой налогов и др.).

Учитывая важность конструктивного разрешения этой проблемы Профсоюз будет продолжать настаивать на продолжении работы в этом направлении с целью сохранения в федеральном законодательстве положений, обеспечивающих финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений и льготный, в том числе налоговый, режим использования имущества для нужд учреждения.

III. И третий блок вопросов относится непосредственно к социальному статусу работников и обучающихся, т.е. к проблемам социальной и правовой защищенности работников образования и обучающихся.

1. Характерной особенностью нововведений является замена понятий «социальная помощь», «социальная защита», «социальные гарантии и льготы» на понятие «социальная поддержка», а также отсутствие каких-либо единых, установленных федеральным законом минимальных уровней социальной поддержки. Их отсутствие напрямую ставит социальную защищенность работников и обучающихся от финансового положения региона, муниципального образования, образовательного учреждения.

Такой подход существенно снижает действующий уровень гарантий, предполагая принципиально иной порядок ее регулирования, и не компенсирует полностью действовавшие ранее условия материального обеспечения граждан, что, по нашему мнению, противоречит положениям Конституции РФ и правовым позициям, неоднократно подтвержденным решениями Конституционного Суда РФ.

2. Условия и размеры оплаты труда работников в первую очередь влияют на социальный статус и уровень социальной защищенности работников.

Зафиксированный в изменениях к действующему законодательству отказ государства от федеральных государственных гарантий и централизованного порядка регулирования оплаты труда бюджетников, который выражается в установлении разноуровневых тарифных систем оплаты труда работников учреждений и дифференцированного порядка их применения в зависимости от уровней бюджетного финансирования, по нашему убеждению, приведет к ограничению в трудовых правах работников, прежде всего по признаку места жительства (подробный анализ ситуации по оплате труда см. выше).

3. Применительно к социально-трудовому статусу работников образования можно также сказать, что базовый закон об образовании в результате принятия поправок не предусматривает гарантий, прежде всего финансовых, реализации права педагогических работников на повышение квалификации 1 раз в 5 лет за счет бюджетных средств и средств работодателя, что может вызвать как определенные трудности для работников и работодателей, так и негативно сказаться на общей кадровой ситуации в отрасли.

4. Несмотря на настойчивое противодействие со стороны определенных властных кругов удалось сохранить права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади (п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»), однако льготы и преимущества, распространяемые на педагогических и других работников образовательных учреждений в зависимости от условий работы, предусмотренные в соответствующей статье Закона РФ «Об образовании» отменены (п.п. 9-11 ст. 55 Закона).

5. Принципиально изменен механизм регулирования и обеспечения педагогических работников образовательных учреждений денежной компенсацией на книгоиздательскую продукцию, предусматривающий порядок, при котором работники государственных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений лишаются федеральной гарантии по выплате этой компенсации в установленном размере и порядке, которая теперь будет выплачиваться по решению и в размере, устанавливаемом региональными и местными органами власти.

При этом отмена в Законе «Об образовании» положения о том, что денежная компенсация не подлежит налогообложению, не означает, что с суммы выплаченной денежной компенсации должен уплачиваться налог, поскольку вопросы налогообложения физических лиц отражены в налоговом законодательстве, предусматривающем, что от налогообложения освобождаются все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей (пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ).

Территориальные профсоюзные организации должны организовать свою работу и работу на местах по активному участию профсоюзных организаций в разработке региональных и муниципальных актов, устанавливающих размеры и порядок выплаты этой компенсации, но не ниже сложившихся размеров по типам образовательных учреждений и не ухудшая положение работников, в том числе не допустить установления какой-либо отчетности по ее использованию.

2. Порядок обеспечения социальной защиты обучающихся из средств бюджетов также заменяется на механизм реализации мер социальной поддержки, который в основном будут реализовывать сами образовательные учреждения, при этом отменяются льготы на питание и проезд обучающихся, повышенные меры защиты обучающихся в специальных и нетиповых учреждениях, которые ранее финансировались по повышенным нормативам. Обучающиеся негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, утрачивают право на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации для обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Таким образом, первоначальный анализ нововведений в законодательство РФ в области образования и трудовое законодательство показывает, что принципиальные изменения, произошедшие в регулировании вопросов установления государственных гарантий приоритетности образования, оплаты труда работников образовательных учреждений, правового положения образовательных учреждений, осуществления социальной защиты работников и обучающихся, потребуют подготовки предложений по внесению поправок уже в новый, уже подписанный Президентом РФ закон.