ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4 октября 2002г. г. Москва № 11
Об утверждении Положения о правовой инспекции труда Профсоюза
В целях осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, укрепления и развития форм правовой защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза и в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ Президиум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее – Положение).
2. Положение ввести в действие с 1 января 2003 года.
3. Территориальным комитетам Профсоюза до 1 января 2003 года провести необходимые мероприятия по формированию правовой инспекции труда на территориальном уровне организационной структуры Профсоюза в соответствии с Положением.
4. Считать утратившим силу пункт 6 постановления Президиума ЦК Профсоюза от 21 апреля 1998 г. № 15 «О практике организации работы по оказанию юридической помощи членам профсоюза и по реализации прав на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде Свердловской, Калужской, Иркутской, Пермской территориальными организациями Профсоюза».
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Профсоюза В.С. Павлихина.
Председатель Профсоюза В.М.ЯКОВЛЕВ
ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Президиума ЦК Профсоюза от 4 октября 2002 г. № 11
П О Л О Ж Е Н И Е о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ
I. Общие положения
1.1. Правовая инспекция труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее – правовая инспекция труда Профсоюза) является федеральной системой органов, осуществляющих профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по другим социальным и трудовым вопросам в образовательных учреждениях различных типов и видов, организациях, предприятиях и учреждениях системы образования и науки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), в которых работают члены Профсоюза на территории Российской Федерации.
1.2. Правовая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными законами и нормативными правовыми актами, а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ и настоящим Положением.
1.3. Правовая инспекция труда Профсоюза при осуществлении своих полномочий взаимодействует с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по охране труда и работодателями, другими государственными и общественными организациями.
1.4. Правовая инспекция труда Профсоюза формируется на федеральном и территориальных уровнях организационной структуры Профсоюза, образуя систему профсоюзного контроля в организациях, в которых работают и обучаются члены Профсоюза.
Правовая инспекция труда Профсоюза является самостоятельным и независимым в своих оценках состояния и условий соблюдения трудового законодательства уполномоченным представительным органом Профсоюза, который обеспечивает защиту социально-трудовых прав членов Профсоюза на всей территории Российской Федерации.
II. Функции правовой инспекции труда Профсоюза
2. Правовая инспекция труда Профсоюза в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
2.1. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов в области социального партнерства, регулирования деятельности профсоюзов, занятости, приватизации, ликвидации и реорганизации в организациях, в которых работают члены Профсоюза.
2.2. Обеспечивает правовую и социальную защиту прав работников (членов Профсоюза) и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей, нарушающих или ограничивающих права работников, установленные международными нормами, законами и иными нормативными правовыми актами, а также социально-трудовых льгот и гарантий, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами.
2.3. Организует и проводит проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
2.4. Участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.
2.5. Разрабатывает рекомендации, дает разъяснения по практике осуществления социального партнерства в отрасли, заключения коллективных договоров и соглашений, по вопросам применения трудового, пенсионного, жилищного законодательства, а также по вопросам социального страхования, занятости, организации летнего отдыха и оздоровления детей и другим социально-трудовым вопросам.
2.6. Обобщает и анализирует деятельность первичных и территориальных профсоюзных организаций, правовых инспекторов труда Профсоюза по контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.7. Информирует соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства.
В случае невыполнения требований правовых инспекторов труда Профсоюза направляет в федеральную инспекцию труда, органы прокуратуры сообщения о фактах нарушения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах и других нарушениях прав работников и их представителей.
2.8. Осуществляет взаимодействие с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам участия в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предварительного изучения проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и профессиональные интересы работников, и при необходимости вносит по ним предложения в руководящие органы Профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.
2.9. Взаимодействует с судебными и правоохранительными органами в целях формирования и изучения правоприменительной практики по вопросам правовой защиты работников.
2.10. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению правовых знаний по соблюдению трудового законодательства.
2.11. Вносит на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения трудового законодательства, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.
2.12. Оказывает методическую и практическую помощь первичным и территориальным профсоюзным организациям, правовым инспекторам труда Профсоюза по проведению ими работы по контролю за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.13. Организует и проводит регулярное обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда Профсоюза и профсоюзного актива по вопросам применения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.
2.14. Оказывает помощь членам Профсоюза, первичным и территориальным профсоюзным организациям в подготовке исковых заявлений и других документов, необходимых для судебной и иной защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
2.15. Ведет прием, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения членов Профсоюза, первичных и территориальных профсоюзных организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, принимает необходимые меры по устранению фактов нарушения трудового законодательства и прав заявителей, оказывает консультационную помощь членам Профсоюза по правовым вопросам.
III. Формирование правовой инспекции труда Профсоюза
3.1. Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда Профсоюза осуществляет Президиум ЦК Профсоюза, текущее руководство осуществляет Председатель Профсоюза.
Руководство деятельностью правовой инспекции труда Профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководящим органом территориальной организации Профсоюза.
3.2. Правовая инспекция труда Профсоюза формируется по отраслевому принципу на федеральном и территориальном уровнях структуры Профсоюза и состоит из правовой инспекции труда ЦК Профсоюза, возглавляемой главным правовым инспектором труда ЦК Профсоюза, и правовых инспекций труда территориальных организаций Профсоюза, возглавляемых главными правовыми инспекторами труда соответствующих руководящих органов территориальных профсоюзных организаций.
Правовые (главные правовые) инспектора труда Профсоюза являются штатными работниками аппаратов Профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.
3.3. На должность правового инспектора труда Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
На должность главного правового инспектора Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее пяти лет.
3.4. Правовой инспектор труда Профсоюза назначается и освобождается от должности решением уполномоченного органа Профсоюза, территориальной организации Профсоюза.
3.5. Профсоюз, территориальная организация Профсоюза самостоятельно с учетом финансовых возможностей определяет штатную численность правовых инспекторов труда Профсоюза.
3.6. Председатель территориальной организации Профсоюза в обязательном порядке уведомляет ЦК Профсоюза и главного правового инспектора труда ЦК Профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности правовых инспекторов труда Профсоюза.
3.7. Правовому инспектору труда Профсоюза выдается удостоверение установленного образца (приложение 5).
Удостоверение заверяется печатью территориальной профсоюзной организации (Профсоюза) и подписывается председателем территориальной профсоюзной организации (Председателем Профсоюза).
При освобождении от должности правового инспектора труда Профсоюза (при прекращении деятельности внештатного правового инспектора труда Профсоюза) удостоверение подлежит возврату.
3.8. Правовой инспектор труда Профсоюза непосредственно подчиняется председателю территориальной профсоюзной организации (Председателю Профсоюза), а также выполняет решения, принятые руководящими органами Профсоюза, территориальных профсоюзных организаций и главным правовым инспектором труда ЦК Профсоюза в пределах своей компетенции.
3.9. Статус внештатного правового инспектора труда Профсоюза в отношении полномочий и ответственности приравнивается к статусу штатного правового инспектора труда Профсоюза.
3.10. Председатель территориальной профсоюзной организации вправе поручить правовому инспектору труда Профсоюза с учетом его знаний и практического опыта выполнять отдельные функции технического инспектора труда Профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием.
3.11. Правовые инспектора труда Профсоюза не реже чем раз в три года проходят обучение и аттестацию по утвержденной ЦК Профсоюза программе.
3.12. Правовой инспектор труда Профсоюза должен быть членом Профсоюза.
IV. Полномочия правовых инспекторов труда Профсоюза
4. Правовые инспектора труда Профсоюза имеют право:
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями, их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4.2. В установленном порядке беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены Профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и составлять акт о выявленных нарушениях (форма № 3-ПИ, приложение 3).
4.3. Проводить консультации с работодателями, их представителями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
4.4. Обсуждать и получать от работодателей информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников организаций в области соблюдения их трудовых прав и профессиональных интересов, законности проведения реорганизации или ликвидации организаций.
4.5. Участвовать в разработке и осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.
4.6. Защищать права и интересы членов Профсоюза, выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе членов Профсоюза в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.
4.7. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 1–ПИ, приложение 1).
4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, а также с изменениями условий труда.
4.9. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также согласовании их в установленном порядке, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.
4.10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 2-ПИ, приложение 2).
4.11. Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).
4.12. Получать для осуществления своей деятельности бесплатно и беспрепятственно от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, касающимся работников отрасли.
4.13. Главный правовой инспектор труда Профсоюза наряду с правами, указанными в пунктах 4.1 – 4.12 настоящего Положения, имеет право рассматривать возникшие разногласия между работодателями, их представителями и иными должностными лицами организаций (при их обращении) и правовыми инспекторами труда Профсоюза по вопросам, входящим в их компетенцию и принимать по ним решения.
4.14. Главный правовой инспектор труда ЦК Профсоюза выполняет функции по:
непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью правовой инспекции труда Профсоюза, широкому информированию о ее деятельности;
координации работы правовых инспекторов труда Профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;
осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых правовыми инспекторами труда Профсоюза решений;
представлению в ЦК Профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности правовой инспекции труда Профсоюза и внесению предложений по ее совершенствованию и премированию правовых инспекторов труда Профсоюза;
организации обучения и повышения квалификации правовых инспекторов труда Профсоюза в соответствии с планами, утверждаемыми Президиумом ЦК Профсоюза.
3.14. Разногласия по решениям, принятым главным правовым инспектором труда ЦК Профсоюза, рассматриваются на заседании Президиума ЦК Профсоюза.
V. Заключительные положения
5.1. Жалобы на принятые решения правовых инспекторов труда Профсоюза рассматриваются соответствующим руководящим органом территориальной организации Профсоюза, а при необходимости выборным профсоюзным органом вышестоящей организации Профсоюза. Окончательное решение принимает Президиум ЦК Профсоюза.
5.2. Правовой инспектор труда Профсоюза ведет учет своей деятельности и отчитывается перед организацией, в которой он принят на работу.
5.3. Правовой инспектор труда Профсоюза ежегодно не позднее 1 февраля следующего за отчетным года представляет в ЦК Профсоюза отчет о работе правовой инспекции труда территориальной организации Профсоюза по установленной форме (форма № 4-ПИ, приложение 4).
К отчету о работе правовой инспекции труда территориальной организации Профсоюза в обязательном порядке прилагается пояснительная записка с информацией, раскрывающей содержание отмеченных значком «*» пунктов отчета, а также иная дополнительная информация правового характера.
5.4. Внештатный правовой инспектор труда Профсоюза освобождается от основной работы для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, для участия в семинарах, совещаниях, конференциях, съездах и в работе других выборных профсоюзных органов. Условия освобождения его от основной работы и порядок оплаты времени выполнения обязанностей правового инспектора труда Профсоюза и обучения определяются коллективным договором, соглашением.
|