Главная / Регионы / Интервью председателя Профсоюза Г.И. Меркуловой журналу "Лидеры Образования".

Интервью председателя Профсоюза Г.И. Меркуловой журналу "Лидеры Образования".

Профсоюз возрождает корпоративную культуру.

Беседу ведут главный редактор журнала Сергей Сафронов и председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова.

Кое-что о печени

С.С.: — Профсоюзы во всем мире имеют консервативный имидж. Власти ждут от вас только неприятностей – забастовок, акций протеста. Хотя роль профсоюза по определению быть своеобразной «печенью» в обществе. Как только «организм» — общество что-то не то «съест», сразу же ему напомнить соответственно…

Г.М.: — Это, конечно, сильное сравнение. Если же серьезно, то спектр направлений деятельности профсоюза четко определен законодательством, где на нас возложены определенные функции по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников. Сегодня для достижения целей Профсоюза уже недостаточно только массовых акций протеста, крайними из которых является забастовки, хотя конечно, и они остаются, безусловно, в нашем активе. На первый план выходит, так сказать, качество профилактики – текущая, планомерная работа. Мы должны как профессиональные переговорщики (лоббисты) работать с органами власти всех уровней, с работодателями, от которых зависит принятие решений, затрагивающих интересы наших членов Профсоюза. Не только давить, а приводить такие доводы, которые могли бы убеждать другую сторону. Поэтому мы на протяжении последних лет уделяем серьезное внимание вопросам повышения квалификации профсоюзных кадров, привлечению в наши структуры высокопрофессиональных специалистов как в сфере образования, так и в области права, экономики, охраны труда.

Безусловно, властям и работодателям с нами трудно работать, потому что мы задаем очень много неудобных вопросов и по многим проблемам имеем собственную точку зрения. Но разумные руководители извлекают из этого достаточно много пользы. Вот, например, уже в течении двух лет подряд мы с привлечением Федеральной службы по труду и занятости проводим общепрофсоюзные всероссийские тематические проверки по соблюдению трудового законодательства в образовательных учреждениях, в ходе которых выявлены тысячи нарушений трудовых прав наших работников. В тоже время эти проверки помимо профилактики нарушений, дают и важный практический результат для многих работников образования, поскольку в среднем каждое третье нарушение прав работников устраняется непосредственно в ходе самой проверки. А в целом только за прошлый год в результате правозащитной деятельности Профсоюза возвращено учителям по России более миллиарда рублей. На наш взгляд эта цифра выглядит достаточно весомой и это лишь один из частных примеров, характеризующих нашу работу, но, к сожалению, далеко не всегда работник осознает, что — это конкретный результат защитной деятельности Профсоюза.

С.С.: — Галина Ивановна, когда были объявлены Приоритетные национальные проекты, ваш профсоюз достаточно критично отозвался о проекте «Образование», возникла даже некоторая напряженность в отношениях с Минобрнауки. При этом профсоюз был одним из основных экспертов в конкурсном отборе учителей и школ. Почему действуете непоследовательно?

Г.М.: — Что получится, если все, что будет приниматься правительством, мы будем безропотно одобрять? По национальным проектам нам представлялось, что можно что-то сделать по-другому. Свою позицию мы честно обозначили. Но решение было принято. Значит, профсоюз должен сделать все возможное, чтобы интересы работников не были ущемлены при реализации проекта. Чтобы было больше объективности в оценке. Ведь, вы знаете, это — очень сложный процесс, выбрать лучших из более чем миллиона учителей – 10 тысяч, из 60 тыс. школ – 3 тысячи.

Именно поэтому представители Профсоюза практически во всех субъектах РФ принимали самое активное участие в работе экспертных комиссий. И в этом я не вижу какой-либо непоследовательности.

Коллективный адвокат

С.С.: — Сейчас появляются все новые и новые общественные организации, собрания, ассоциации учителей и школ. Пятимиллионный профсоюз выглядит на их фоне своеобразным монополистом, а вы можете себе представить, что рано или поздно придется конкурировать за своих членов?

Г.М.: — Разумеется. Мы должны дорожить каждым членом Профсоюза. Только благодаря авторитету, профессионализму люди будут доверять профсоюзу. Что касается конкуренции, то лучше не конкурировать, а сотрудничать – работы хватит всем. В этом смысле профсоюз активно налаживает диалог с различными учительскими объединениями в рамках недавно воссозданной Лиги образования. Мы надеемся, что эта организация постепенно станет своеобразной переговорной площадкой в образовательном сообществе.

С.С.: — Я тоже надеюсь. И все же профсоюз — это системообразующая организация. Без клуба можно обойтись, а вот без защитника вряд ли. Вы вице-президент международного Интернационала образования, объединяющего профсоюзы многих стран мира, каковы мировые тенденции? Я слышал, что профсоюзы постепенно из общественных движений переходят в статус сервисных, то есть оказывающих услуги своим членам, организаций?

Г.М.: — Профсоюз – это все-таки не бюро услуг, а коллективный адвокат. Если понимать под социально-экономической защитой – сервис, то да – мы сервисная организация. Если говорить о зарубежных профсоюзах, то там и зарплаты другие у работников образования, и все профсоюзные финансы централизованы. Практически во всех развитых странах власть, осознавая важность для общества осуществления Профсоюзами своей миссии, осуществляют дополнительное их финансирование по определенным нормативам и в зависимости от численности профсоюзов. Поэтому там у профсоюзов есть и весомые дополнительные доходы, которые служат на пользу их членам.

С.С.: — В Тольятти на слете «Учителей года» представитель вашего профсоюза вышла на сцену и сказала: «уважаемые учителя, мы строим капиталистическое общество, и сегодня просто так никому ничего не будет, нужно проявлять себя, участвовать в конкурсах, биться за ресурсы, потому что на этом построена вся рыночная экономика». Неожиданно прозвучало, хотя накануне на семинаре директоров о секретах презентации образовательной деятельности мы как раз разговаривали, о том, как «продать себя».

Зарубежные профсоюзы занимаются предпринимательством, они вкладывают деньги в бизнес-предприятия, у них есть пенсионные фонды, страховые компании, банки. Разве профсоюз работников народного образования и науки России не может стать предпринимателем в интересах своих членов?

Г.М.: — «Продавать себя», как звучит в Вашем вопросе, и предпринимательская деятельность — это все-таки несколько разные вещи. Выполняя свою основную защитную функцию, Профсоюз перманентно ведет переговоры с властью, настаивая на более высокой оценки труда учителя, воспитателя, преподавателя, а значит и на повышении их статуса в обществе. Несомненно, что стоимость труда каждого конкретного работника взаимосвязана и с качеством, которое он обеспечивает в результате своей деятельности. А вот предпринимательство — это уже, так сказать, поддерживающая функция профсоюзов, реализация которой призвана обеспечить дополнительные меры социальной защиты членов Профсоюза. Предпринимательство – это особый род деятельности, связанный с возможными рисками и, если им заниматься, то надо заниматься профессионально и серьезно.

Что касается влияния рынка непосредственно на нас, здесь мы стараемся вести достаточно осторожную и консервативную политику. Пожалуй, самый заметным шаг, который нам удалось сделать на этом пути, — это создание вместе с Рособразованием пенсионного фонда, хотя при сегодняшнем уровне зарплат работников образования он, как вы сами понимаете, развивается достаточно сложно. В настоящее время Профсоюз ведет переговоры с некоторыми финансовыми структурами, объединение усилий с которыми, я надеюсь, позволит нам дать дополнительный импульс развитию пенсионного фонда. Кроме того, в рамках Профсоюза получили свое развитие и такие формы социальной защиты работников как кредитные союзы, дополнительное медицинское страхование.

Аутсайдеры тоже люди

С.С. – Качество учительского профсоюза зависит от качества учителей. Что в вашем понимании качественный учитель сегодня?

Г.М.: — Что-то новое я вряд ли сумею сказать. Качественный учитель – когда человек талантлив, избранная профессия — его призвание, когда он получил хорошее образование. Учитель, который имеет мотивацию к постоянному самосовершенствованию, к достижению успеха, для которого характерны и такие качества как любовь к детям, уравновешенность, доброжелательность. Для педагога, а тем более женщины, которых у нас в системе образования — большинство, не менее важно и как она выглядит внешне, это придает еще большую уверенность в себе. Из своей учительской практики могу сказать: надо быть искренним и уважительным по отношению к каждому ученику, тогда он чувствует уважение по отношению к себе и к педагогу.

Школа, учитель – это отражение общества. Учитель не может быть идеальной фигурой, изолированной от общества. Тем более мы же статус профессии не повысили по сравнению с другими. К сожалению, аутсайдеров в нашей профессии много. Пока не изменится отношение к педагогической профессии в обществе, высокие требования к качеству работы учителя достаточно трудно предъявлять и добиваться их выполнения.

Безусловно, для формирования качественного педагога важна комфортная среда, микроклимат, где нет почвы для появления негативного отношения друг к другу, когда есть возможность систематически повышать уровень своего профессионализма, материального благополучия. В общем, если формируется позитивная корпоративная культура, в такой среде даже аутсайдер имеет шанс занять достойное положение и приносить пользу.

Мы в профсоюзе обязаны на это влиять, правда выходить на каждого учителя нам непросто, а вот задавать стандарты корпоративной культуры вполне по силам. Думаю работники образования конечно должны стать в этом смысле образцами для подражания. Когда я встречаюсь с коллективами в районах и городах, говорю, что даже в проведении акции протеста должна быть видна корпоративная культура. Вы должны выйти на площадь, не потому, что выпрашиваете что-то, а расправив плечи, с чувством самоуважения заявить: мы не согласны с тем, что сегодня предлагается и это — не просто эмоциональный протест, а мой осознанный выбор.

Острый дефицит менеджеров

С.С.: — Министерство образования и науки активно стимулирует введение отраслевых систем оплаты труда. Вероятнее всего, какой-то регион достигнет в этом деле очень хороших результатов. По закону жанра, где есть лидеры, там будут и отстающие. Мне кажется в результате, может получиться так, что учителя станут переезжать в те регионы, где им комфортнее работать. Начнется конкуренция за хорошего учителя…

Г.М.: — Я уже давно об этом говорю. Была зарплата в Москве выше, все ближайшие области поставляли кадры столице, а в учреждениях этих регионов дефицит кадров нарастал. Сейчас Москва начинает строить дошкольные учреждения очень активно, и опять начнется миграция педработников. Вспоминаю, как только зарплату стали повышать учителям в Московской области, учителя потянулись обратно. У нас более 60 регионов — дотационные. Вот в чем проблема. Регионы-лидеры – это хорошо, но надо не забывать и о учениках, которые не виноваты в том, что живут в регионах, где таких возможностей нет, как по объективным , так иногда и по субъективным причинам.

С.С.: — Может быть, поэтому и хотят укрупнять субъекты Российской Федерации? Государство пытается найти выход, чтобы более эффективные губернаторы создавали лучшие условия для развития региона. Делается ставка на лидеров. В этом смысле, почему не поддержать, чтобы директор школы также проявлял лидерство — имел фонд оплаты труда, и формировал штатное расписание так, как считает нужным, конечно, по согласованию с учредителем и с профсоюзом?

Г.М.: — Прежде всего необходимо, чтобы этот фонд оплаты труда, которым бы мог управлять директор, был достаточным для достойной оценки качества труда каждого учителя. Кроме того, этому должна предшествовать переподготовка руководителей образовательных учреждений, повышения их квалификации в вопросах экономики, менеджмента.

К сожалению, полагаю, что сегодня невелико количество директоров обладающих необходимым уровнем квалификации в этих вопросах. Пожалуй те, кто обладает искусством менеджмента в образовании – это, прежде всего, руководителей школ — победители конкурса «Лучшие школы России» — такие как М.Б. Пильдес, М.М. Фирсова, А.Г. Сайбединов и др.

Думается, что когда число таких высокопрофессиональных директоров будет множиться, будет снижаться и весомость органов управления образованием.

С.С.: — Вот вы сами меня подвели к традиционному для рубрики «Встречная полоса» вопросу. Как вы понимаете лидерство?

Г.М.: — Лидерство – это прежде всего, знание того дела, которым ты занимаешься. Знать не только с теоретической точки зрения, а на практике, что называется «изнутри». Обязательна харизматичность. Без умения общаться с людьми, привлекать их к себе людей и работать в команде, создать корпоративное содружество, тоже ничего не выйдет. Важно, чтобы лидер умел вырабатывать общую позицию, направление движения. Чтобы не было диктаторства, сугубо властных проявлений.

Журнал «Лидеры Образования» №1, 2007 год