Главная / Статьи / Спрогнозировать нельзя, не допустить можно

Спрогнозировать нельзя, не допустить можно

Пресс-служба Профсоюза. 03.02.2014
1162 0

Выдержка из итоговых материалов международной конференции Общероссийского Профсоюза образования «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», которая прошла в Москве в ноябре 2011 года.

ОБРАЩЕНИЕ
участников международной конференции
«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений»

Мы, участники международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», обсудив  проблему распространения агрессии и насилия в образовательной среде, полагаем, что  в сложившейся в сфере образования ситуации необходимо объединение усилий всех  заинтересованных сторон в решении  первоочередных задач духовно-нравственного, семейного воспитания, реализации социальной семейной политики, соблюдения этики и чистоты информационной среды, повышения уровня правосознания и ответственности всех участников образовательного процесса.

Для решения указанных задач необходимо формирование актуальной правовой базы для эффективной защиты участников образовательного процесса, проведение необходимых просветительских и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения агрессии в образовательной среде.

Для достижения этих целей участники конференции предлагают:

федеральным и региональным государственным органам законодательной и исполнительной власти

  • повысить ответственность родителей за обучение и воспитание детей в федеральном  законодательстве; 
  • предусмотреть меры, обеспечивающие гарантии безопасности всех участников образовательного процесса;
  • предусмотреть в проекте федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» разработку и  принятие кодекса профессиональной этики педагогических работников как документа, определяющего единые для всех представителей педагогической профессии этические правила профессионального поведения;
  • предусмотреть в законодательстве Российской Федерации нормы,  связанные с привлечением к административной и уголовной ответственности  лиц, за публикации, содержащие клеветническую и порочащую работников образования информацию;
  • предусмотреть меры, направленные на повышение социального статуса педагогических работников;

Министерству образования и науки Российской Федерации

  • провести общероссийский мониторинг правонарушений, связанных с насилием и агрессией участников образовательного процесса в образовательной среде для анализа ситуации и подготовки соответствующих предложений с последующим созданием базы данных в этой сфере;
  • на основе общероссийского мониторинга разработать комплексную программу по предупреждению насилия и агрессии в образовательной среде;
  • совместно с Минкультуры России  возродить  на телевидении образовательные программы и создать серию фильмов формирующих положительный образ учителя;
  • предусмотреть в программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и  повышение квалификации педагогических работников, специальные модули,  направленные на развитие (формирование) их компетенции в области конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;

руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных учреждений

  • разработать и принять  нормативные правовые и локальные акты, направленные на предупреждение развития агрессивной среды в образовательных учреждениях и недопущение проявления негативного поведения участников образовательных отношений;
  • создавать  в образовательных учреждениях кабинеты  психологической разгрузки для педагогических работников, «телефоны доверия» для участников образовательных отношений;
  • предусмотреть меры оказания психологической поддержки для обучающихся и педагогических работников, в том числе обеспечивающих их кадровое сопровождение;
  • совместно с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере здравоохранения создавать службы психолого-педагогической поддержки педагогических работников;
  • предусмотреть в программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и  повышение квалификации педагогических работников специальные модули,  направленные на развитие (формирование) их компетенции в области конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;
  • создать в образовательных учреждениях постоянно действующие комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • проводить совместно с органами  ученического самоуправления «Уроки добра», способствовать тесному сотрудничеству учителей, обучающихся и их родителей;

Центральному совету, региональным (межрегиональным), местным, первичным организациям Общероссийского Профсоюза образования

  • организовать проведение мероприятий, направленных на выявление и предупреждение случаев проявления агрессии и насилия в образовательной среде;
  • в рамках социального партнерства предусмотреть в заключаемых соглашениях и коллективных договорах комплекс мер, направленных  на предупреждение развития агрессивной среды в образовательном учреждении и недопущение проявления негативного поведения со стороны участников образовательного процесса;
  • совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, учреждениями педагогического  и дополнительного профессионального образования, организовать обучение педагогических работников по вопросам конфликтологии, психологии взаимоотношений;
  •  не допускать замалчивания случаев проявления агрессии по отношению к педагогическим работникам, представлять их интересы на всех уровнях,  добиваясь обсуждения  возникающихпроблем на заседаниях педагогического совета с привлечением родительского комитета, органов ученического самоуправления, общественности;
  • предпринимать меры по формированию положительного имиджа педагога в обществе;
  • активнее использовать СМИ (в том числе Интернет) в формировании  позитивного образа учителя и повышении престижа учительской профессии.

Мы, участники Конференции, обращаемся к  педагогической общественности с призывом поддержать наше Обращение и надеемся на взаимопонимание и поддержку со стороны органов власти, правозащитных организаций, СМИ, ученической и родительской общественности.

г. Москва, 1 ноября 2011 года